Разделы

25 ноября 2012 г.

Вопросы священнику




На вопросы
отвечает руководитель Миссионерского отдела Епархии,  настоятель
прихода святителя Василия Кинешемского г. Кинешма  протоиерей Димитрий Сазонов
 В молодости я сделала несколько абортов. Сейчас у меня семья, дети. Можно ли каким-то образом заказать службу, чтобы снять с меня эти грехи?
Авдотья Павловна
Уважаемая Авдотья Павловна! Существует серьезная общероссийская и общецерковная проблема: в стране миллионы человек мучаются от страданий и угрызений совести о содеянном грехе аборта (детоубийства). Люди ищут способы, чтобы облегчить свою совесть, но нельзя сводить проблему к формальному исполнению неких вымышленных правил ("правило схимонахини Антонии", "Вымаливание, крещение и наречение имени убиенных детей во чреве матери").
У святых отцов есть достаточно упоминаний об аборте, и когда у них шла речь об обличении греха детоубийства, то считалось, что главное, что должен принести грешник в заглаживание своего греха – свое искреннее покаяние.

Во-первых, если человека мучает совесть, то для покаяния существует исповедь, одно из семи важнейших церковных Таинств. Таинство Исповеди и соответствующая епитимия, назначенная священником служат средством исцеления грешника. Епитимия, (церковное наказание (упражнение в молитве) для исправления человека, даваемое священником) назначается в частном порядке, полезно знать, что Св. Церковь по древним канонам за аборт отлучает христианина от Причастия на 10 лет, наравне с убийцами. Епитимия носит не искупительный, а дисциплинарный характер, и сообразуется с духовным и телесным состоянием кающегося, она строго индивидуальна.
Во-вторых, нужно помнить, что никакой "молитвы от аборта", автоматически снимающей грех, не существует. Даже чинопоследование из требника " Молитва жене, егда извержет младенца" относится только к тому случаю, когда выкидыш произошел невольно, по болезни, неосторожности (например, при поднятии тяжестей), но не в случае искусственного прерывания беременности.
Обычно жизнь людей, погубивших младенцев в утробе, омрачается различными скорбями - одиночество, бездетность, семейные проблемы, трудности с воспитанием детей, иногда их потеря, расстройство душевного и телесного здоровья, бедность и даже нищета. Часто человек не может избавиться от гнетущего чувства зря прожитой жизни. Все скорби могут рассматриваться как епитимия, очищающее наказание за грех, а через терпеливое перенесение этих необходимых скорбей, соединенное с покаянием и сокрушением сердца, приходит прощение.
Есть еще один способ облегчить свою совесть. Те, кто в прошлом совершали аборты, вполне могли бы оказывать посильную моральную и материальную помощь тем, кто собирается сделать аборт, чтобы остановить их.
 По долгу работы (зарабатываю на уборке помещений) мне иногда приходится мыть полы, убираться в воскресенье. Я понимаю, что убираться в выходной день грешно, но это мой способ зарабатывания денег. Как мне поступать в данной ситуации?
Ольга
Уважаемая Ольга! Конечно, в Вашем случае можно привести слова Спасителя, сказавшего: «Суббота для человека, а не человек для субботы»(Мк., гл. 2, ст. 23—27). Схожая фраза есть в Талмуде: «Суббота должна служить вам, а не вы субботе». Иносказательно можно передать смысл фразы следующим образом: не следует быть рабом закона. Господь призывает нас к вдумчивому, глубокому пониманию Его заповедей.
Есть хорошее жизненное правило святых отцов о работе, совмещенной с молитвой: трудись и молись. Если Вы совмещаете труд с молитвой, если он приносит людям пользу, без которой они не могут жить – Ваш труд оправдан и благословен.
Но если Ваш труд ради денег…Предложу Вам задуматься над следующим: 4-я заповедь Закона Моисеева гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — Господу Богу Твоему….» (Исход 20:8-11). Суббота (у христиан - воскресенье) представлена здесь как день, утверждённый при творении мира. Мы должны помнить о нём и соблюдать его в память о делах Творца.
«Без крайней необходимости в праздничные дни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его. Этот день надо посвящать Богу: быть в храме, дома молиться и читать Священное Писание и творения св. отцов, делать добрые дела».
Преподобный Никон Оптинский (1888-1931)
«Прав оказывается тот, кто сказал: «Я знаю два верных способа, чтобы придти в бедность: воровство и работа в воскресный день! Вспомните, кого мы стараемся защитить? Наших домочадцев. Бог хранит тех, кто принадлежит Его Церкви».