Разделы

4 февраля 2013 г.

Собор Костромских святых


5 февраля, в день памяти преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца (+1565), в церковном календаре совершается память святых, на Костромской земле просиявших. В их числе цари и митрополиты, князья и простецы, священники и монахи. Всех их объединило одно – жизнь во Христе.
Костромская земля явилась частью т.н. «Северной Фиваиды» (монашеская область в Египте). В костромские дремучие леса, на берега р. Костромы, Обноры, Тебзы, на Чухломское и Галичские озера, приходили последователи преподобного Сергия Радонежского. 4 монастыря основал в Костромских пределах Авраамий Чухломский, просветивший местных жителей, язычников, светом Христовой веры, научивший их жить по заповедям Христовой веры, грамоте, ремеслам. Вокруг монастырей создавались поселения, слободы, школы, возводились храмы. Кроме него на Костромской земле подвизались и другие Сергиевы ученики: преподобные Павел Обнорский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский.
Преподобный Никита, строитель Богоявленского монастыря, был не только учеником, но и родственником преподобного Сергия. Учеником и духовным последователем преподобного Серафима Саровского был, причисленный к лику святых в 2003г., преподобный старец Тимон Надеевский. Всего на Костромской земле было прославлено около 40 угодников Божьих. Среди них особое место занимает прославившийся даром чудотворения и прозорливости преподобный Геннадий, который вместе с преподобным Корнилием основал монашескую обитель на берегу Сурского озера. В 1998 г. отмечалось 400-летие со дня кончины преподобного Ферапонта Монзенского (+1597), служившего примером смирения и постнической жизни.
 В ряду костромских святых отметим преподобного Макария Унженского и Желтоводского, основателя Макариево-Унженского монастыря, считавшегося  в России вторым, по своему духовному значению после Троице-Сергиевой Лавры. В Макарьевском монастыре начальствовал  и будущий святитель Митрофан, епископ Воронежский. С Костромской землей тесно связаны имена еще двух российских святителей – московского митрополита Ионы (+1461), который родился и вырос в селе Одноушево близ Солигалича, и епископа Игнатия (Брянчанинова +1867), подвизавшегося в Николо-Бабаевском монастыре.
 Список святых в XX в. пополнили новомученики и исповедники Российские, засвидетельствовавшие свою веру мученической кончиной. Среди них немало костромичей:  царственные страстотерпцы - государь император Николай Александрович с семьей, преподобномученица Елисавета Федоровна, священномученики: архиепископ Никодим (Кротков), Костромской и Галичский (+1938), архиепископ Дмитрий (Добросердов+ 1937), епископ Кинешемский Василий (Преображенский +1945), иерей Василий Разумов (1937), солигаличские мученики: протоиерей Иосиф Смирнов, иерей Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский, Иоанн Перебаскин (+1918) и др. В костромском Богоявленском кафедральном соборе находится большая икона Собора Костромских святых, там же почивают мощи преподобного старца Тимона Надеевского. Мощи многих костромских преподобных находятся в основанных ими монастырях: прп. Авраамия Чухломского, Пахомия Нерехтского, Паисия Галичского и др.  
4 марта 1923 года епископом Иваново-Вознесенским был назначен священномученик Василий (Преображенский), епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии. С этого времени начался процесс образования Иваново-Вознесенской епархии. Празднование Собора Ивановских святых установлено было 7 декабря 2000 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. День празднования 7 июня приурочен к дню образования Ивановской области - по мысли архиепископа Иваново-Вознесенского Амвросия, выбор этого дня поможет духовному единению светской власти и народа с Церковью.
 В собор Ивановских святых, который празднуется 7 июня вошли святые, подвизавшиеся в Костромской епархии, в состав которого входила образованная 20 июня 1918 года новая Иваново-Вознесенская губерния, а с 1929 года - Ивановская область: преподобный Макарий Желтоводский, Унженский (+ 1444, память 25 июля), преподобный Тихон Лухский, чудотворец (+ 1503, память 16, 26 июня), блаженный Симон Юрьевецкий (+ 1584, память 4 ноября, 10 мая), преподобные Фаддей и Герасим Лухские (ХVI в., память в Соборе Иван. свв.), святитель Василий (Преображенский), епископ Кинешемский, исповедник (+ 1945, память 31 июня, 5 октября), священномученик Борис (Воскобойников +1937).
Учреждению 7 июня 2012 года самостоятельной Кинешемской епархии послужило исторически существовавшее Кинешемское викариатство Костромской епархии во главе с епископом, учрежденное 11 мая 1866 года и существовавшее в течении семидесяти лет, вплоть до своего закрытия в 1936 году.
 В административное управление Кинешемской епархии вошли Макариево-Решемский женский монастырь, который был основан в конце XIV в. св. Макарием Унженским чудотворцем, как мужской монастырь. В 1901 г. обращен в женскую обитель. В Макариево-Решемском монастыре имеются частицы мощей преподобного Макария Желтоводского и Унженского, преподобных Киево-Печерских и Оптинских и многих других святых, и Николаевский Луховский монастырь который был основан преподобным Тихоном в 1498 году в Юрьевецком уезде близ города Луха (ныне с. Темирязево) в 1498 году. Мощи основателя здесь и почивают. В монастыре находятся чудотворные иконы: пр. Тихона и святителя Николая, оставшиеся невредимыми во время пожара в 1668 году, и празднуемая 12 ноября, древнего письма Смоленская икона Божией Матери, пред которой, по преданию, молился пр. Тихон и которою он благословил братию пред своей кончиной; кроме того, в монастыре хранится много ковчежцев с мощами, евангелие и апостол, писанные полууставом рукой пр. Тихона, два деревянные ковша, блюда и семиглавый ковчег, сделанные им же, а также и соха, в которую он сам впрягался, обрабатывая с своими учениками поле.
протоиерей Димитрий Сазонов, настоятель прихода святителя Василия Кинешемского г. Кинешма.