Еще в начале девяностых годов директор Нижегородского техникума легкой промышленности Игорь Анатольевич Иудин не думал о священстве. Один раз он уже поменял профессию. Закончив Горьковскую консерваторию по классу скрипки, работал в оркестре. Но в 1966 году родился второй сын, и зарплаты стало не хватать — музыкантам и тогда платили немного.
Из оркестра в ателье
Игорь Анатольевич никогда не гнался за большими деньгами, но ответственность за семью чувствовал. И он попросил своего отца — известного в городе портного и закройщика, — чтобы научил его шить. Пока осваивал ремесло, исколол все руки, но недаром — в первый же, испытательный, месяц в ателье сшил шесть пальто (при норме — пять), и комиссия из Дома моделей присвоила вчерашнему скрипачу шестой разряд.
Вскоре появилась своя клиентура, хороший заработок, но приходилось подлаживаться под заказчиков, среди которых было много капризных женщин, не всегда они отличались вкусом, и творческому человеку такая работа не приносила морального удовлетворения. Молодой преуспевающий портной принял неожиданное для коллег и домашних решение — получить второе высшее образование. Год штудировал математику и поступил на заочное отделение Московского института легкой промышленности.
Когда учился уже на пятом курсе, его пригласили преподавать в Горьковский вечерний техникум легкой промышленности. Здесь Игорь Иудин проработал почти четверть века. Преподавал оборудование швейных и обувных фабрик, конструирование и моделирование одежды, стал замдиректора по учебной работе, а в 1989 году — директором.
В начале девяностых все вечерние техникумы в Нижнем Новгороде были закрыты как неперспективные. Все, кроме техникума легкой промышленности. Игорю Иудину удалось не только сохранить техникум, но и вывести его на новый уровень. Сначала он открыл дневное отделение, в Министерстве финансов выбил бюджетное финансирование, а со своей альма-матер — Московским институтом легкой промышленности — заключил договор, согласно которому окончившие техникум с красным дипломом принимались в московский вуз без экзаменов.
Игорю Анатольевичу шел шестой десяток, и если бы он доработал в родном техникуме до пенсии, никто не упрекнул бы его в растраченном времени, зарытом в землю таланте. И в его планы не входили очередные кардинальные перемены, но человек предполагает…
Жить по толстовским правилам не получалось
Еще в семидесятые годы параллельно с преподавательской карьерой шло воцерковление Игоря Иудина. Родители его были верующими людьми, и он, хотя рос в сталинское время, до седьмого класса раз в году исповедовался и причащался. Но потом всерьез и надолго увлекся учением Толстого и перестал ходить в церковь.
— Нам с первого класса прививали рационалистическое мышление, вот и христианство я воспринял рационалистически, искаженно, — вспоминает отец Игорь.
Возможно, благодаря этому увлечению вынужденную переквалификацию в портные он воспринял безболезненно — подвел под нее толстовскую идею опрощения. Но жить по толстовским правилам не получалось. «Благодати нет», — понимает он теперь. В дальнейших экзистенциальных поисках прочел много философских книг, в том числе и запрещенных у нас в то время русских религиозных философов. Большое впечатление произвела на молодого преподавателя работа Владимира Соловьева «Оправдание добра», а статьи отца Павла Флоренского помогли окончательно отойти от толстовства.
В конце семидесятых Игорь Иудин стал постоянно ходить в церковь. В то время в храмах были почти одни старушки, а ему еще не исполнилось сорока. Настоятель заметил молодого видного прихожанина и, даже не зная, что у него музыкальное образование, предложил ему петь на левом клиросе. Сыновья Дима и Саша учились уже в старших классах, дочь Аня только пошла в школу. Авторитет отца был для детей так высок, что все трое охотно стали воцерковляться вместе с ним.
Дольше шла к Церкви жена Людмила Зиновьевна. Она еврейка и не сразу смогла преодолеть стереотип, согласно которому еврей, принимающий крещение, предает свой народ. Стереотип этот живуч даже во многих ассимилированных семьях, давно не соблюдающих иудейские традиции. Крестилась она только в 1989 году.
Муж не торопил ее, никогда не возникало скандалов по этому поводу, в семье все годы сохранялись любовь и согласие, уважение друг к другу. Отец Игорь никому не читает мораль, он признает только одну форму проповеди — личный пример. Этот пример помог и Людмиле Зиновьевне осознанно прийти ко Христу. В 1991 году, уже будучи бабушкой и дедушкой, супруги обвенчались.
«Когда, Игорь Анатольевич, пойдешь в священники?»
В начале девяностых в Нижегородской епархии искали помещение для открытия катехизаторских курсов. Городские власти выделили давно не используемое здание, требующее дорогостоящего капитального ремонта. Игорь Анатольевич решил, что его долг верующего человека — помочь епархии, — и на свой страх и риск предоставил катехизаторам аудиторию в техникуме.
Сначала заходил проверить, как идут занятия, а потом стал посещать их как слушатель. Через год первые слушатели сдали экзамены, их пригласили в епархию и вручили удостоверения катехизаторов. Игорь Иудин получил удостоверение № 1.
Тогда-то митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай и задал вопрос, предопределивший новый неожиданный поворот в судьбе директора техникума:
— Когда, Игорь Анатольевич, пойдешь в священники?
— Владыка, это же очень ответственно, — ответил опешивший Иудин. — Я не учился на священника.
— А ты что, безответственно работаешь? — удивился в свою очередь митрополит. — Подумай! Нам сейчас священники нужны.
Думал Игорь Иудин год и в 1994 года принял диаконский, а через три месяца — священнический сан. Было ему 54 года. После священнической хиротонии митрополит Николай назначил его настоятелем храма Всех Святых в городе Семенове Нижегородской области. Этот город известен как центр старообрядчества — в нем прошло детство писателя Мельникова-Печерского, автора замечательной дилогии о купцах-старообрядцах «В лесах» и «На горах».
И даже после семидесяти лет советской власти в Семенове сохранились старообрядческие традиции. Митрополит Николай напутствовал отца Игоря:
— Не надо ссориться со старообрядцами, заставлять их креститься тремя перстами. Будь с ними доброжелателен. У нас разница во внешнем. Они нас не признают, но мы их принимаем.
«Для воскресной школы жирно будет»
Так и поступил новый настоятель, и многие семеновские старообрядцы со временем присоединились к Церкви, стали прихожанами Всехсвятского храма, а один даже диаконом. Приход, поначалу немногочисленный, разрастался, и не только благодаря старообрядцам.
Увеличилось и число желающих заниматься в воскресной школе, встал вопрос о помещении.
— Мы обратились в администрацию и после долгой борьбы получили двухэтажное здание, сделали там капитальный ремонт, — рассказывает отец Игорь. — Приехал владыка Николай, посмотрел помещение и сказал: «Для воскресной школы жирно будет». И благословил открыть гимназию, посоветовал съездить в Москву, перенять опыт — там уже было 35 разных православных гимназий.
С дочерью Анной Боршняковой — регентом храма и директором воскресной школы — поехали в Москву. По словам отца Игоря, не во всех православных школах педагоги готовы были делиться своим опытом, но из того, что удалось увидеть, больше всего понравилась классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина. Юрий Анатольевич подробно рассказал гостям из Семенова о гимназии, дал советы и свои методические разработки.
Как это удалось отцу Игорю и Анне в малом российском городе (в Семенове проживает 25 тысяч человек), до сих пор многие понять не могут, но факт — Семеновская классическая гимназия, открывшаяся в 2000 году, стала одной из лучших православных школ в России. Ученики не раз занимали призовые места на всероссийских олимпиадах, в том числе и на олимпиадах по латыни. Анна была директором гимназии, ее муж Дмитрий Боршняков — профессиональный хореограф, в прошлом солист ансамбля «Калинка» — руководил там театральной студией.
Юрий Анатольевич Шичалин побывал в Семенове дважды, второй раз — с женой Еленой Федоровной, директором московской классической гимназии. Супруги Шичалины высоко оценили работу семеновских коллег. Успел порадоваться первым шагам гимназии и митрополит Николай (он скончался 21 июня 2001 года). 29 августа 2006 года протоиерею Игорю Иудину присвоили звание «Почетный гражданин Семеновского района».
На родину отца
Иногда отец Игорь с матушкой Людмилой путешествовали, благодаря помощи сыновей и на Святой Земле побывали, но чаще всего проводили отпуск на родине его отца, Анатолия Васильевича Иудина — в деревне Зенята Ивановской области. Здесь отец Игорь отдыхал душой: тишина, речка, лес, грибы, ягоды. На службу ходил в соседнее село Верхний Ландех.
Настоятель Свято-Никольского храма в Верхнем Ландехе игумен Антоний (Мазурин) и предложил отцу Игорю перейти в тогда еще Ивановскую епархию — рассказал, что настоятель Успенского храма в поселке Пестяки запрещен в служении, а второму священнику не хватает опыта, чтобы наладить там приходскую жизнь. Отец Игорь согласился, подал прошение о переводе и летом 2010 года переехал в Пестяки.
Через два месяца ему исполнилось 70. Матушка Людмила моложе на два года. В таком возрасте мало кто хочет перемен, а им еще и жить было негде — больше двух лет снимали жилье, и только прошлой осенью решились продать квартиру в Нижнем Новгороде, а на вырученные деньги купили в Пестяках дом. Добротный, но требующий большого ремонта и без удобств — для немолодых людей, всю жизнь проживших в городе, это тоже испытание. Они планируют провести водопровод, но уже ближе к лету.
— Батюшка у меня совсем неприхотлив в быту, а я немножко унываю, — признается матушка Людмила.
Батюшка не только неприхотлив, но и не боится никакой работы. Еще в первый год своего служения в Пестяках, когда готовили храм к Пасхе, он до слез растрогал прихожанок, впервые увидевших, чтобы священник, да еще пожилой, сам выламывал доски из прогнившего пола, выносил строительный мусор, забивал гвозди. И по дому он многое делает сам, а мои робкие попытки помочь или хотя бы сходить на колонку за водой вежливо, но категорично пресекал: «Вы гость — отдыхайте».
Хоть матушка и признается, что унывает, ни упреков в адрес батюшки я за четыре дня ни разу не слышал, ни сомнений в правильности принятого им решения. Да и уныния не заметил — разве что волнение, естественное для человека, впервые в жизни зимующего в деревенском доме.
Матушка Людмила тоже музыкант, пианистка, до рукоположения отца Игоря преподавала в музыкальной школе, в Семенове стала петь на клиросе, но о том, чтобы регентовать, никогда не думала. В Пестяках на первых порах пришлось, да еще в хоре, где певчие мало что смыслили в церковном пении.
Богослужебная «реформа»
В Семенове отец Игорь привык служить по монастырскому уставу: никаких сокращений кафизм, канона, а по воскресеньям перед литургией — полунощница и параклис (канон, посвященный Пресвятой Богородице, который поется и читается верующими в случае душевной скорби).
Не знаю, есть ли где-нибудь еще в приходских храмах такие богослужебные традиции. Но в старообрядческом Семенове у жителей в крови трепетное отношение к правилам и любовь к длинным богослужениям.
Когда отец Игорь приехал в Пестяки и увидел местные литургические «традиции», он ахнул. Всенощную вообще не служили, часы перед литургией не читали, а саму литургию умещали в час — до отпуста. Больше никаких богослужений в храме не совершалось.
Другой бы на его месте вспомнил пословицу «в чужой монастырь со своим уставом не ходят» и в лучшем случае ввел в богослужебную практику всенощную и часы. Но отец Игорь считал, что раз он настоятель, «монастырь» этот для него не чужой, а основа духовной жизни — молитва и богослужение. И уже два года в Успенском храме в Пестяках, как и раньше в Семенове, воскресной литургии предшествуют полунощница и параклис.
Секрет успеха — любовь к людям
Еще удивительнее, что народ Божий принял нововведения, не роптал. На всенощную по-прежнему мало кто ходит — и домашние дела держат, и насчитывающая не одно десятилетие деревенская традиция топить по субботам баню, — в поселке есть двух-, трех- и даже пятиэтажные дома, но большинство прихожан живет в обычных деревенских.
А вот по воскресеньям многие приходят в храм к половине восьмого — в это время начинается полунощница — и выстаивают на службе больше трех часов: полунощницу, параклис, литургию, молебен. Отец Игорь ни от кого не требует, чтобы приходили на полунощницу и параклис, но считает, что даже тем, кто приходит ближе к литургии, эта традиция помогает сохранить благоговение.
— Они входят в храм, а там уже молитва идет. Когда же молитвы нет, начинают болтать друг с другом, отвлекаться, — объясняет он.
Вряд ли прихожане с пониманием отнеслись бы к богослужебному рвению нового настоятеля, если бы он ставил во главу угла букву, а общение с ними ограничивал быстрой исповедью и нравоучительной проповедью. Но отец Игорь при всей своей любви к богослужению и молитве всегда помнил, что это лишь средства для приближения к Богу, а Бог есть Любовь.
Вряд ли прихожане с пониманием отнеслись бы к богослужебному рвению нового настоятеля, если бы он ставил во главу угла букву, а общение с ними ограничивал быстрой исповедью и нравоучительной проповедью. Но отец Игорь при всей своей любви к богослужению и молитве всегда помнил, что это лишь средства для приближения к Богу, а Бог есть Любовь.
В этом главный секрет его успеха — батюшка любит людей, в каждом видит образ Божий. К нему потянулись от мала до велика, со всеми он прост и вежлив, с некоторыми на «ты», но только обоюдно — одностороннего «ты» в отношениях с взрослыми людьми отец Игорь себе не позволяет.
А еще важнее, что он всегда доступен, внимательно выслушает, постарается глубоко вникнуть в проблему и, даже если сталкивается с явным грехом, не осудит человека, но и не станет потакать его страстям — назовет вещи своими именами.
Работа с детьми
Работа с детьми
Всего одиннадцать ребят и пять девочек ходят пока в воскресную школу. Из них три девочки — внучки отца Игоря: четвероклассница Даша, третьеклассница Настя и первоклассница Саша Боршняковы. Они выросли в Церкви, остальные учащиеся воскресной школы тоже серьезно воцерковляются. Как опытный педагог, отец Игорь понимает, что если взрослому человеку, осознанно приходящему к Богу после жизненных испытаний или хотя бы серьезных размышлений, для воцерковления достаточно литургии и беседы с духовником, подросткам необходим и интересный досуг при храме.
Увидев, что второй священник, отец Александр Штефан, любит спорт и в 38 лет находится в прекрасной форме, отец Игорь предложил ему создать военно-патриотический клуб. Отношения с отцом Александром — еще один штрих к портрету отца Игоря.
Отец Александр всю жизнь прожил в Пестяках, священником стал в 27 лет, в семинарии учился заочно и даже не понимал, как сильно сокращал богослужение предыдущий настоятель, под началом которого он и проходил священническую «школу». Когда того запретили в служении, он два года исполнял обязанности настоятеля и продолжал служить так, как раньше: без всенощной, без часов, сокращая до часа литургию.
Как ни больно было отцу Игорю видеть такое богослужение, он не стал обличать священника, годящегося ему в сыновья, а поверил, что дело не в нерадивости, а в незнании. И, действительно, отец Александр всем сердцем воспринял богослужебную «реформу» нового настоятеля, служит с радостью, вдохновенно.
Ну а раз в неделю он меняет рясу на спортивный костюм и занимается с ребятами физподготовкой, а также обучает их приемам рукопашного боя. Осенью и зимой — в школьном спортзале, а когда тепло — на улице. До сих пор в церковной среде нет согласия по этому вопросу — все понимают, что заниматься спортом детям, особенно мальчишкам — будущим мужчинам, нужно, но многих смущает, когда тренирует их сам священник.
И отцу Александру пришлось выслушать нарекания от приезжавших из соседних сел батюшек. У отца Игоря позиция твердая — ничего неблагочестивого в том, что священник занимается с мальчишками спортом, нет, а больше заниматься с ними в Пестяках некому. В школе есть два учителя физкультуры, но оба они нецерковные. Других мирян тоже нет — как почти во всех сельских приходах, взрослых мужчин среди прихожан меньше, чем пальцев на одной руке.
Вся надежда — на мальчишек
Многие священники, служившие не один год на сельских приходах, отмечали, что в постсоветской деревне сложился стереотип: ходить в храм на службу, молиться — не мужское дело. Большинство мужчин, живущих в селах, считают себя православными, крестят детей, не препятствуют женам воцерковляться и водить детей в храм, могут уважать местного священника, но сами в храм не идут.
Это подтверждает и отец Игорь:
— У мужчин инерции больше. Воспитали их в коммунистической идеологии, без Бога. Женщины легче переориентируются. Да и в хозяйстве, в общественной деятельности женщины все большую роль играют. Растерянны мужчины стали. Но мы работаем с мальчишками — на них вся надежда.
Отец Александр занимается с мальчишками спортом, отец Игорь проводит с ними духовные беседы. После службы в доме причта он за чашкой чая с конфетами и печеньем рассказывал об Отечественной войне 1812 года. Все по-семейному, без формализма, и тянутся к нему ребята, как будто не разделяет их 60 лет.
Проводит отец Игорь беседы и в школе, сотрудничает с молодежным отделом местной администрации и с домом детского творчества. Он сам, как только приехал в Пестяки, пришел и предложил всем сотрудничество. Это для многих было неожиданно, но теперь все рады. А ведь его предшественник сделал немало для того, чтобы люди относились к Церкви с предубеждением. Если сокращение богослужения и из прихожан замечали единицы, то многие дела бывшего настоятеля Успенского храма бросались в глаза всем.
Нет никакого желания вникать в его «подвиги» и подробно описывать их. Узнал я только, что наворовал он много, а для восстановления храма не сделал почти ничего. В городе такие вещи могут пройти незаметно, а в деревне все на виду. Неудивительно, что и к новому настоятелю люди присматривались с недоверием.
«Это человек, дружбой с которым я горжусь»
Народ в Ивановской области сдержанный, немногословный. Только коллег — сотрудников районной газеты «Новый путь» — мне удалось разговорить.
Газета эта выходит на четырех полосах два раза в неделю. В Москве такую прессу регулярно подбрасывают в почтовый ящик вместе с всевозможными листовками с рекламой товаров и услуг. Наверное, потому и реагируют люди на эти газеты как на рекламу. Да и жизнью района в мегаполисе не так интересуются — другие масштабы.
В глубинке районные газеты выписывают, их читают — и районные новости людей волнуют, и интернет есть далеко не у всех. Поэтому в Пестяках, где проживает шесть тысяч человек, газета «Новый путь» выходит тиражом 1650 экземпляров, то есть ее читает минимум четверть населения. После приезда отца Игоря появилась тематическая страница «Вера» — два раза в месяц на ней печатаются его материалы. Сотрудничество редакции он тоже предложил сам.
— Предыдущий священник в Пестяках много сделал, чтобы отвратить людей от Церкви, — рассказывает старший корреспондент газеты Сергей Дуреев. — И когда отец Игорь приехал, негативное отношение к его предшественнику первое время переносили на него. Но это быстро прошло — здесь село, всех видно как на юру. Он стал знакомиться с людьми, пришел со своими инициативами в школу, в дом творчества, к нам в редакцию — все откликнулись. Это человек с активной жизненной позицией, дружбой с которым я горжусь.
Сергею вторит корреспондент газеты Валерий Ремизов:
— Отец Игорь для меня авторитет — человек, верующий всем сердцем. Я вижу, как все изменилось с его приездом. Иду по улице, навстречу дети — они меня не знают, но здороваются, и я понимаю, кто их этому научил.
Сергей в прошлом комсомольский работник, Валерий — замполит, подполковник в отставке. Оба считают себя верующими, крещены, но в церковь не ходят. Сергей честно признается, что мешает прошлое — неловко пойти в храм на глазах у тех, кого в свое время прорабатывал за соблюдение религиозных обрядов. Но он верит, что со временем придет в Церковь.
Отец Игорь объясняет, почему необходимо ходить в храм — чтобы благодать Божья укрепила человека, старающегося жить по заповедям. Об этом он говорит со всеми, с кем общается, и никого его слова не раздражают — нет в них поучений, есть только доброе пожелание людям понять смысл таинств, почувствовать потребность в воцерковлении.
Домашняя церковь
«Самое страшное — фарисейство», — убежден батюшка. Часто именно оно приводит к тому, что дети из церковных семей, становясь чуть самостоятельней, перестают ходить в храм. У отца Игоря трое детей и 16 внуков. Дочь с мужем и тремя дочками приехала в Пестяки вслед за родителями.
О гимназии здесь мечтать не приходится, но православный детский сад Анна открыть планирует, а пока они с Дмитрием помогают отцу Игорю в воскресной школе, сотрудничают с музыкальной школой и домом детского творчества. Дмитрий уже ставил спектакли и с ребятами из военно-патриотического клуба.
Сыновья отца Игоря живут в Нижнем Новгороде. Дмитрий Иудин — ученый, дважды доктор наук: физико-математических и биологических. В девяностые у него был трудный период, когда он сидел без денег, но с 1998 года сотрудничает с Токийским университетом электрокоммуникаций (ему даже предлагали остаться по контракту в Японии, но он не захотел), имеет российские и зарубежные гранты.
Александр Иудин — предприниматель, в свое время много помогал Семеновской гимназии. У него семь детей, у Дмитрия пять. Некоторые уже студенты, как и старшая дочь Боршняковых Катя. После переезда семьи из Семенова в Нижний Новгород она по конкурсу поступила в подмосковную православную школу-пансион «Плесково», а сейчас учится на втором курсе социологического факультета РГГУ.
Отец Игорь радуется успехам детей и внуков, но говорит, что больше всего его радует не карьера детей и поступление внуков в серьезные вузы, а то, что все дети и внуки — верующие воцерковленные люди. Напоминаю, что сам отец Игорь начал воцерковляться, когда сыновья учились в старших классах.
— Мы все свободное время проводили с детьми, летом ходили с ними в походы. Наверное, поэтому они нам доверяют, и, хотя не было у них церковного детства, крепко воцерковились и детей своих в вере воспитывают, — объясняет он.
«Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим», — пишет апостол Павел Тимофею (1 Тим., 3, 12). Но не всегда сегодня при рукоположении обращают внимание, отвечает ли кандидат в священники этому требованию, смог ли он создать малую церковь. Нестроения в священнических семьях и распады таких семей в наше время — не единичные случаи, и проблему эту стали широко обсуждать.
Например, протоиерей Андрей Юревич рассказал на страницах «Журнала Московской Патриархии», что за 20 лет священства не раз видел, как пренебрежение рекомендацией апостола приносило горькие плоды.
Игорь и Людмила Иудины поженились задолго до своего воцерковления, но их семья с самого начала строилась на любви, взаимном уважении и доверии, то есть как домашняя церковь. Не из книжек дает отец Игорь советы семейным людям, а исходя из собственного опыта — опыта долгой и счастливой семейной жизни.
Какая счастливая и дружная семья у настоятеля Успенского храма, жители Пестяков уже увидели. И это тоже располагает их к нему, внушает доверие.
Как воцерковить село?
Невозможно на примере одного поселка делать вывод о настроениях в обществе. Но в Пестяках никаких антицерковных настроений нет. Даже местные алкоголики при встрече с отцом Игорем как-то подтягиваются и вежливо здороваются. Если в городах многое в отношении общества к Церкви определяет информационная политика, в сельской местности это отношение зависит от личности священника. За два с половиной года служения отца Игоря жители Пестяков стали относиться к Церкви с большим доверием и уважением. Это радует батюшку, но его огорчает, что пока совсем немногие воцерковляются.
— В городе быстрее возрождается религиозная жизнь. Но люди везде нуждаются в спасении, и наша задача — помочь им найти истину, укрепиться в вере. На быстрый результат я не рассчитываю, духовный рост — процесс медленный. Главная моя надежда — на подрастающее поколение, — повторяет отец Игорь.
Леонид Виноградов
http://www.pravmir.ru, печатается в сокращении