Разделы

12 июня 2013 г.

Вознесение Господне


13 июня Церковь молитвенно вспоминает событие телесного (с воскресшей плотью), Вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо. Это один из великих 12-ти праздников Православной Церкви, он всегда бывает в четверг, на сороковой день после Воскресения Христова - Пасхи. В Евангелии о событии Вознесения говорится, что в последний день своего видимого пребывания на земле, Господь наставлял собравшихся учеников об устройстве Церкви. В наставлениях Он  указывал на  дары Святого Духа, которыми  будут наделены Его апостолы (посланники), чтобы исполнить великое дело проповеди Евангелия. На вершине горы Елеонской, куда они пришли, Господь, разъяснял собравшимся последователям, в чём состоит их предназначение:
«вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями … даже до края земли».  После этих слов, Спаситель поднял руки, благословил Своих учеников, и стал подниматься на небо, пока облако не скрыло Его. Тотчас явились два ангела, в белых одеждах, и поведали собравшимся о втором пришествии Христа на землю: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». После Вознесения  Господня ученики возвратились в Иерусалим. Они, по традиции, собирались в храме, где прославляли и благословляли Бога в молитве до дня Пятидесятницы.  Из Иерусалима они, по обещанию Спасителя, исполнившись Духа Святого (сошедшего на них в виде огненных языков), разошлись  проповедовать Благую весть о спасении человека от греха, проклятия и смерти. Благую весть о восстановлении любви Бога и человека. В знак видимого свидетельства Вознесения Господня, до сих пор, на Елеонской горе в Иерусалиме, виден запечатлевшийся отпечаток стопы Спасителя. До сих пор это место является местом поклонения не только христиан, но и мусульман. Вскоре, по Вознесении Господа, апостолы, помолившись, выбрали по жребию, из учеников Христовых, для восполнения числа 12-ти, апостола Матфия, вместо погибшего Иуды – предателя.
Праздник Вознесения – это праздник Неба, открытия человеку Неба как нового и вечного дома, Неба как подлинной его родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земными и одной землей живущими. Небо – это Царство Божие, это царство вечной жизни, царство истины, добра и красоты. Все это раскрыл, все это дарит нам вознесшийся на небеса Христос.
Праздник Вознесения Господня является престольным праздником церкви Вознесения в Кинешме. Храм Вознесения Господня был построен в 1779 году на месте бывшего Вознесенского девичьего монастыря. Сам монастырь был основан в 1609 году в память о защитниках Кинешмы, павших при обороне города от польско-литовских захватчиков. Название его, а впоследствии и каменного Вознесенского храма связано с тем, что нападение отряда пана Александра Лисовского на Кинешму в 1609 году произошло накануне праздника Вознесения Господня. Это было очень значимое и памятное место для кинешемцев. Существует точка зрения, что часть из павших была погребена именно здесь. Здесь же нашли свой приют многие сироты и вдовы павших защитников города.
О большой известности обители свидетельствует тот факт, что в ее заупокойный синодик было занесено более трех тысяч имен кинешемцев, представлявших фамилии, существовавшие в городе до начала XX века. В 1760 году в монастыре был устроен существующий и доныне храм в честь святителя Иоанна Златоуста. В 1764 году, в ходе секуляризации церковных земель, Вознесенский монастырь, подобно сотням других русских иноческих обителей был закрыт в царствование импертрицы Екатерины II, а его храмы стали приходскими. В соответствии с традицией, идущей еще с 1609 года, в церковной ограде после закрытия монастыря находилась богадельня, размещавшаяся в двух каменных корпусах. В 1869 году на основе этой богадельни была образована женская монашеская община, в 1896 преобразованная в Успенский женский монастырь и переведенная на новую территорию в трех верстах от Кинешмы. Вознесенский храм - трехпрестольный. С Вознесенским храмом города Кинешмы связаны главные страницы жизни как святителя Василия Кинешемского, так и его отца - протоиерея Сергия. Именно при Вознесенском храме святителем Василием организовывалось православное просвещение детей и молодежи. В советские годы храм был закрыт и в нем разместился краеведческий музей. 13 августа 2010 года, в день празднования в день 65-летия преставления ко Господу святителя Василия, по окончании молебна состоялось торжественная передача Вознесенского храма Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви. На этом святом для всех кинешемцев месте вновь возобновилась богослужебная жизнь. В настоящее время приход церкви Вознесения Господня продолжает традиции просвещения начатые святителем Василием и является одним из центров просветительской работы Кинешемской епархии.