Разделы

6 декабря 2013 г.

Протоиерей Виктор Салтыков принял участие в фестивале Радонеж

По благословению Преосвященнейшего Илариона, епископа Кинешемского и Палехского, клирик Кинешемской епархии – протоиерей Виктор Салтыков, принял участие в качестве члена жюри XVIII международного фестиваля кино-телепрограмм «Радонеж».

О фестивале РАДОНЕЖ


Выдержки из интервью протоиерея Виктора Салтыкова радио «Радонеж».

Мир всем!
Наметилось новое впечатление, еще с прошлого XVII фестиваля, а сейчас оно окрепло. Чувство, что кинематограф наш православный набирает силу. Я на открытии приводил такую аналогию – в дереве есть спящие почки. Мощное дерево, с могучей корневой системой. Оно цветет, плодоносит. А эти почки не участвуют, они просто есть и все. Они предназначены для времен, когда наступает какое-то испытание.
Когда ветром, или по иной какой-то причине, сломается крона. И само дерево может погибнуть. Тогда, просыпаются эти почки. Вот можно провести параллель, что эти суровые испытания XX века для нас, были жестоким нападением на плодоносящее дерево под названием Россия, на православное мировоззрение. Крона повредилась и стала скудной. И вот сейчас, глядя на те материалы, которые мы посмотрели, те фильмы, видно, что они проснулись эти почки. И набирают силу. Это видно во всем. В спокойствии сюжетов, в уверенности, во внутренней силе.

Для меня ярчайший пример – это приз фильму «Свет миру», Липецко - Елецкой епархии. Автор – монахиня Агафона (Шнейдер). Мы с ней познакомились. У них 10-ти летний юбилей епархии. Воронежская епархия разделилась… И за 10 лет столько сделано! Но это ладно, сделано и сделано. А вот умение в епархиальных новостях, программе обыденной, как в детстве мы стенгазеты рисовали, на таком уровне, наполнить жизнью эти епархиальные вести им удалось. И это очень и очень радует. Больше даже, чем какой-нибудь авторский, талантливый, но одинокий, в каком-то смысле, фильм. А здесь видна обыденная работа. Столько портретов, столько сюжетов. И все это густо. И все это ничему не противостоит. Ни с чем не спорит. Ничего не доказывает. А просто – православная жизнь. Полнокровная, которая набирает силу.
На этом фоне нужно отметить фильм, получивший специальный приз жюри и приз президента фестиваля. Это «Второе Крещение Руси» (автор и ведущий Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), режиссер Федор Кудряшов). Он вне ряда фестивальных работ, потому что по своей монументальности, если так можно сказать, это фильм – «иконостас». Он напоминает храм Христа Спасителя по своей уместности и масштабности. Это фильм о подведении итогов – 25 лет после тысячелетия Крещения Руси. Скрупулезно, информативно. Работа выполнена безукоризненно.
Я позволю себе использовать другую метафору. Люди, даже далекие от церковной жизни, знают, что есть такое чудо – обновления иконы. И радостно, что продолжается процесс, когда миру постепенно является удивительный лик святости России. За это время наше документальное православное кино, как добросовестный, любящий свое дело реставратор, слой за слоем снимало эту копоть псевдомифов, лжи, надругательств, с этой иконы по имени Святая Русь. И работа, получившая приз как лучший телефильм центральных телеканалов, называется «Операция «Послушники». Между молотом и наковальней»  (режиссер Ольга Кушаковская). Это история Псковской миссии, известная история, о том как монахи принимали участие в дезинформации, в разведке, шпионами нашими были. И в немалой степени, именно благодаря им, их самоотверженности, битва под Курской дугой была нами выиграна. Потому, что немцы были полностью дезинформированы этой работой.
Это, что касательно телепрограмм.

«Братская свеча» (Автор сценария Ольга Лобачевская, Режиссер Ирина Волох, Продюсер монахиня Иоанна (Орлова).
 Мне особенно приятно представлять этот фильм, потому что он сотворен на студии Иоанна Воина в Беларуси. Столько лет мы наблюдаем за этой студией. Начиналась она скромно, провинциально, безпретенциозно, но что значит «молитва и труд все перетрут». Постепенно они набрали такую силу! И яркий пример соединения естественности, духовности, очевидности, веры и верности с ненавязчиво, мастерски снятым фильмом. Конечно, этот фильм недаром получил Гран-при. Такая «вера наощупь». И все пропитано традицией, естественностью. Что может быть лучше, когда вера проста, естественна и непоколебима.
«Спасти и сохранить» (Авторы сценария и режиссеры: Андрей Осипов, Евгений Малевский).
Это тоже явление последних времен, усиливающееся, обращающееся к темам серьезным, которые всех трогают и не оставляют равнодушными. Переломными событиями, такими как гибель, мученическая кончина Святой Царской Семьи. О царях наших. Снять фильм об этом, чтобы еще раз, но по новому было, пронзительно и достоверно, режиссеру Андрею Осипову, удалось. Работа с хроникой уникальная. Он рассказал об этих трагических событиях, как бы рассказывая о другом, о конвое - охране царской семьи, и других особ высокого уровня. Как это осуществлялось через повествование само по себе интересное, вдруг предстало живое свидетельство тех дней, тех событий.
Аналогом этого приема является другая работа – «В садах Валаамских» - (Автор сценария: Евгений Соломенко,  режиссер: Федор Соловьев).
Там также рассказывается привычный, казалось бы, сюжет. История Валаама, история монастыря. Таких фильмов много. Но рассказывается с удивительной, другой совершенно, стороны. Рассказывается о том, как еще с XV века на Валааме, монахи закладывали сады. Как они выращивали  их в холодном северном месте, отнюдь не приспособленном приютить такие нежные плодоносящие растения. Рассказывается, по-моему, лесничими, ботаниками, специалистами. Рассказ о такой садоводческой программе, на самом деле, прямой образ монашеской жизни. Чтобы вырастить плодоносящее дерево, чтобы молитва была плодоносящая, нужно очень и очень трудиться. Но об этом как бы ни слова не говорится. И это так живо, так доказательно и убедительно, т.е. создан, что называется «кинематографический образ». В конце концов трогает образ. Не декларации, не рассказы, а образ. И когда это удается, удивляешься и радуешься.
 Я хотел бы сказать про фильм «Пожар» и про фильм «Реконструкция - Страхов».
«Пожар» - это дипломная работа Артема Волчкова. ВГИКовская работа, игровая, небольшая, но такая мастеровитая. Такие актерские работы. Их актерами даже трудно назвать. И тема очень современная – реальная жизнь на глухом приходе - мне близко знакома, потому что мы сами в деревеньке такой уже опустевшей живем. Работа очень зрелая. И я поздравляю режиссера.
«Реконструкция - Страхов» - автор Евгений Ховаев, (ВГИК им. С.А.Герасимова. Россия, Москва). Советую всем обязательно посмотреть. Это уже документальная лента, не игровая, но тоже крепкие молодые ребята. Дай им Бог здоровья. Дай им Бог творческого здоровья. Чтоб не поддавались искушениям, боролись.
Фильм «Иуда» (Спецпоказ. Дискуссионный клуб. В рамках просмотра и обсуждения. Режиссер – Андрей Богатырев).
Это, естественно, только мое мнение. Я бы его не досматривал, честно признаться, если не было бы в этом необходимости. Чтобы говорить, надо все-таки увидеть. Меня огорчил этот фильм сильно. Снят он человеком, безусловно, одаренным. Я помню, еще студентом был и приехал домой. Это давно было, я тогда молодой человек совсем еще был. Начитался книжек и маме начал рассказывать про «экзистенцию», смерть; таких вопросов касался…Начитался Кьеркегора, Сартра, Камю. В то время они были на слуху. Ортега, Кафка… И я перед мамой видно решил блеснуть своей эрудицией и говорил о смерти с ней. А она прошла две войны, три голодовки. Вырастила троих детей. Отец после войны – контузия – рано умер. И она одна тянула. Она на меня так грустно печально посмотрела и говорит: сынок, ты говоришь о том, о чем ничего не понимаешь. И вот этот фильм касается очень серьезных вещей. Тогда я думал, что это она ничего не понимает, книжек не читает. А теперь, когда я сам уже старенький, понимаю, как же она была права. А так если конкретно сказать, ну что сказать? Антихрист он ведь не против Христа, он вместо Христа. И вот если икона подразумевает безусловно, что через нее мы идем ко Христу, то тут мы приходим неизвестно к чему вместо Христа. Конечный пункт, когда Иуда становится главным. Ну это было - «евангелие» от графа Льва Николаевича, вот «евангелие» от Леонида Андреева. «Мастер и Маргарита». Теперь «евангелие» от кинематографической группы. Мне казалось, что мы уже столько крови заплатили за это дерзкое вольнодумство, неуместное. Когда человек, заглядывая во что-то куда-то, так дерзает приступать к этим темам, смело трактуя, да еще если при этом и одаренность есть… Ну, столько кровушки мы пролили за эти все «евангелия».   
Надо давать православный экран с осторожностью. Может и не этой работе, а подобным работам.
А так, вот у нас лошади есть. А летом бывают слепни и они так жалят, бывает больно, лошадь. Но лошади надо телегу тащить, не начнет же она гоняться за слепнями, мстить. Для этого у нее есть хвост. Тащи свою телегу и хвостом отмахивайся от них. А жалеть его – не жалеть, ну, конечно. Меня же мама пожалела. Ну пускай растет, лишь бы цинизм потом… У нас же много супротивников, и они его подхватят, они его кормить начнут, маслом своим склизким поливать. Дескать, ты смотри, парень на саму Церковь замахнулся и т.д. И дай Бог ему устоять, почувствовать боль Христову.
Да, соблазн тщеславием очень тяжелый. Пока он в молодом еще возрасте и это столько еще времени пройдет пока он снова крестик наденет.
С каждым годом мы накапливаем культурный слой, свой собственный, как Валаамские сады, слой земли, который потом начнет расти. Произведения высокой пробы не дадут бурьяну буйствовать. Когда глубоко эстетизированное скудоумие – это такая тяжелая нагрузка на душу. А мы должны своим делом заниматься, своим кино. Нам интересно. Вам не интересно? Мы вас не заставляем. И нас не заставляйте. Вот мы живем и живем. Нам лишь бы деток наших из этого «чрева китова» современной «коммуникативности и медиалогии» извлечь. Средствами кино мы должны славить Господа и проникать в самые глубины этого пространства, которое занято сейчас этим бурьяном.
Валентина Ивановна Теличкина, член нашего жюри, дивной души человек, она рассказывала – подхожу к Дому кино и смотрю - какая-то женщина у дверей перекрестилась и вошла, на фестиваль пришла. Вот это образ того, что есть в наших работах иконность некая. Кино – это удивительный вид искусства. И иконность тут присутствует в какой-то форме.
Благословен Бог наш, всегда и ныне и присно и во веки веков. Аминь. 

Духовно-просветительский центр Кинешемской Епархии