Разделы

2 февраля 2015 г.

О православной миссии в сети Интернет

Пухов Сергей, катехизатор Родниковского благочиния 

Православная миссия, по своей сути, есть передача Истины Божественного Откровения каждому человеку по заповеди Спасителя "Итак, идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). На протяжении всей своей истории от времен апостольских, до нашего времени православные миссионеры исполняли свое служение по слову Спасителя: "будете Мне свидетелями…даже до края земли" (Деян. 1:8). В современном мире информационная миссия Православной Церкви  заметно расширилась за счет развития электронных средств коммуникации, прежде всего, сети Интернет. (Итоговый документ V Общецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви).
"Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги, социальные сети - все это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там - значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев", - сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в докладе на Архиерейском Соборе).
По мнению патриарха, сейчас, "когда к церковной жизни в социальных медиа проявляется огромный интерес, пусть и не всегда здоровый", долг пастырей - "обратить его во благо, создать условия для того, чтобы молодежь знала о Христе, знала правду о жизни людей Церкви".

Христиане должны использовать те возможности и средства, которые Господь дал через творческий прогресс развития информационных технологий для реализации информационной миссии Церкви ради спасения каждого человека.  
Как же используются эти ресурсы? Кроме официальных сайтов: сайт ОВЦС, "Патриархия.Ru" и Седмица.Ru",  по данным каталога "Православное Христианство.Ru" у  Русской Православной Церкви (5515) сайтов, приблизительно 40% всех православных сайтов – это странички приходов.  Российские храмы по епархиям (2516) из 15 000. 
(Благочиния (437) Епархии (432) Епархиальные отделы, советы, комитеты (138) Митрополии (33) Монастыри (595) 
Страницу имеет каждый восьмой российский храм РПЦ. Однако этот высокий количественный уровень висит в Интернете практически "мертвым грузом". Ведь большинство сайтов обновляются раз в год, и то по обещанию. 
В нашей епархии из 10 благочиний: 
обновляются  новостные ленты Пестяковского, Заволжского, Родниковского благочиний , также Троицко-Успенского кафедрального собора г. Кинешма,
Прихода храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Кинешма,
Прихода храма Рождества Христова с. Сосновец.
Обычно, кроме как о восстановлении своего храма или жизни прихода  на сайтах ничего не рассказывается. По большому счету, они лишены актуальности, а, значит, эта огромная масса не способна к эффективной миссионерской деятельности среди потенциальных жаждущих Слова Божия, которые, плутая по Интернету, случайно забредают на подобные православные странички. Как в апостольские времена собирались люди в ареопаге, на форуме, либо на вечевой площади и выслушивали ораторов (и апостолов тоже!), так это происходит и в наши дни. Только сейчас все эти площади и собрания – в виртуальном мире.  
Для постоянных обитателей сети Интернет – это, прежде всего, новости. – Вот почему необходимо развивать оперативные, объективные, максимально информационные сайты, с качественными аналитическими работами. Эти работы привлекут к нашим сайтам социально активных людей. И донесение до них нашей позиции по отношению к событиям – Христоцентрической позиции – безусловно станет миссионерской деятельностью.
Для осуществления этого на уровне епархий и, может быть,  благочиний нужно не только сообщать о новостях приходской жизни, но и живо реагировать на события во всем мире. Надо уходить от формата некоего "междусобойчика" и становиться полноценными СМИ, имеющими влияние в обществе. Конечно, для этого  нужны журналисты с православным мировоззрением. Таким образом мы можем и должны составить серьезную конкуренцию светским СМИ.
При подаче информации миссионеру не стоит бояться говорить о проблемах церковного сообщества, особенно о тех, которые стали поводом для появления антицерковных настроений и стереотипов. Следует широко освещать нравственные проблемы общества, давать им христианскую оценку с твердых библейских и святоотеческих позиций,  даже если христианская позиция по данному вопросу будет неприемлема и неприятна для части аудитории. Мы боремся не за то, чтобы любой ценой приобрести себе сиюминутные симпатии как можно большего количества людей, а за право людей узнать Истину, даже если она для кого-то из них будет идти вразрез с их мнениями и прихотями.
Обязательно на сайте должен быть раздел, где посетители смогут оставлять свои вопросы, комментарии. Анализируя задаваемые вопросы и, тем самым, выявляя интересы нашего общества,  можно формировать просветительские программы, которые помогли бы людям найти Христа. 
В этом направлении работал  на нашем епархиальном сайте о.Димитрий Сазонов, а теперь - о.Димитрий Грудогло и о.Андрей Ефанов в разделе «Вопросы священнику».
Подобные авторские работы размещаются и в православных интернет-изданиях.  Перепосты и ссылки на эти материалы могут стать хорошим подспорьем для развития миссионерской деятельности на сайтах любых уровней.
У некоторых священнослужителей есть и личные блоги, аккаунты в соцсетях и журналы с большой, уже сложившейся аудиторией. И это большое поле для миссии – возможность говорить о своей встрече со Христом, давать свою оценку событий – дорогого стоит. Конечно, здесь важна личная ответственность за свои слова, ведь в любом творчестве, при работе в Интернете становятся видными скрытые наши недостатки и страсти, исправляя которые с Божией помощью мы преуспеем и в миссии.
Вообще представляется, что умению работать в интернете, общаться и проповедывать в соцсетях, вести дискуссию на языке обитателей виртуального пространства, необходимо обучать в семинарии.  
Скорее всего, ни у кого нет сомнений в том, что миссионерская деятельность в интернет-пространстве необходима, а значит, необходим и инструмент для этого. Этим инструментом может стать сайт миссионерского отдела епархии, действующий с благословения правящего архиерея. Его функция – объединять и направлять миссионерскую составляющую сайтов нижних уровней. Ни в коем случае нельзя возлагать труд по его развитию и продвижению только на сотрудников миссионерского отдела. К миссии призваны мы все. Для этого не обязательно идти проповедовать в языческих народах. Мы должны приносить плоды на тех местах, куда нас посадил Господь – каждый в меру своих возможностей. Например, пока это можно делать, не затрачивая огромных материальных средств, осваивая Интернет-пространство.