Обращаясь к ученикам, апостол говорит - молитесь друг за друга, яко да исцелитесь. Ибо многое может молитва праведника. Это молитва тех, кто своей жизнью, а порою и своею смертью доказал преданность Христу, доказал верность своим убеждениям. И для нас с вами это имеет огромное значение, как пример и назидание. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых.
Итак, православные веруют в то, что все люди живы и по смерти душа человеческая сохранит те свойства, которые ей были присущи при жизни человека. А значит, сохранит и благочестие, и те труды, которые положены были в служении Богу. И не напрасны были труды эти, и Господь за это воздает каждому по его достоинству. Воздаст по тому, как каждый трудился перед Богом, сколько приложил усердия, а зачастую - сколько пострадал за веру.
И не удивительно, что большая часть наших православных святых - это мученики, жизнь свою отдавшие ради сохранения чистоты веры. Это великие подвижники, которые отказались принести жертву языческим богам. Ибо не признавали других богов, кроме единственного Бога — Господа нашего Иисуса Христа. Ибо Он пришел на землю ради спасения каждого из нас. Как говорит апостол, «наипаче же верных», то есть всех, желающих принять Господа.
И только те, кто верно хранит веру православную, заповеданную от отцов их, удостаиваются спасения. И, кроме того, что они удостаиваются спасения, мы, христиане, почитаем их за людей, угодивших Богу. Как память о героях войны, о людях, которые много потрудились во благо своего отечества, хранится в народе память о святых, угодивших Богу своим.
Но, прежде всего, мы почитаем Пресвятую Богородицу - Мать нашего Господа Иисуса Христа. И не только потому, что она родила Вечного Бога, но и потому еще, что через Нее Вечный Бог стал человеком. И основываемся мы здесь на словах Евангелия, в котором говорятся следующее: «Отныне ублажат меня все роды». Так воскликнула Богородица, когда снизошел на Неё Дух Святый и Она зачала во чреве и направилась к родственнице своей Елизавете. Это не тщеславие с Её стороны. Так как мы помним, что в момент «Благой вести» Пречистая Дева явила глубочайшее своё смирение. Представим же себе, как тяжело девушке, еще совсем юному ребенку, осознать и принять слова, сказанные ей Ангелом. Слова, которые, конечно же, несли большую эмоциональную нагрузку. Ведь стать матерью Спасителя рода человеческого - это большая ответственность, это великий крест.
Позднее Ей говорит Симеон Богоприимец: «Тебе оружие пройдет душу». И действительно - неописуемы страдания матери, видящей сына своего распятым на кресте. Пречистая Дева, как любая другая мать, не покинула в этих страданиях Своего Божественного Сына. Она осталась при нем до конца и Ее материнский подвиг мы глубоко чтим. Мы почитаем Пресвятую Богородицу, как святую, высшую прочих святых.
Сегодня мы просим молитв святых, просим, чтобы они исцелили наши души и телеса, если только это будет угодно Богу. Молимся мы в храме и сами за наших ближних: живых и почивших. Еще мы молимся о тех, кто сегодня не пришел в храм - о наших сродниках, о наших знакомых, о тех, кто особенно нуждается в нашей молитве.
Начало любого богослужения - это прославление Бога. И начинается служба удивительными по силе словами «Благословен Бог наш» или «Слава Святей Троице» или «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Начало любого богослужения всегда посвящено Творцу и Спасителю нашему. И Божественная Литургия, самое главное центральное богослужение, посвящена прежде всего Богу. В ней крайне мало молитв святым, и даже к Пресвятой Богородице направлено всего лишь несколько обращений. Но, кроме Божественной Литургии, совершаются и иные богослужения. На них мы просим, как самых близких нам, как наших родных, наших любимых, как тех , которые жизнью своей засвидетельствов али истинность веры - святых, и среди них Пресвятую Богородицу о нашем душевном и телесном здравии. Сегодняшний день посвящен особой молитве Пресвятой Богородице в память о событии, когда Константинополь был избавлен от захватчиков. Когда молитва ко Господу, молитва ко Пресвятой Богородице спасли этот город от погибели, от воинственных орд персов. Предполагается, что в этой войне участвовали и наши предки. Но мы, молясь, прославляем победу Константинополя. Это говорит нам о том, что во Христе любая нация, любое гражданство имеет меньшее значение, чем принадлежность к христианству и гражданство небесное. Превыше того, что мы русские, граждане России, есть то, что мы христиане, призванные вечно царствовать со Христом. И царствование это - отнюдь не управление кем-то. Это разделение радости пребывания с Богом, с нашим Творцом и любящим нас Отцом. Ибо Господь - не только Творец но и Отец, к которому мы обращаемся в молитве, прежде всего: « Отче наш, Который есть на небесах!»
Прославляя имя Божие, мы просим у Него помощи в земных и небесных нуждах, ибо и на небесах люди имеет нужду в ходатаях, и главный ходатай за нас, по слову Писания - Иисус Христос. Иисус вознес наши грехи на Голгофу и, взойдя на нее, Он искупил грехи всего рода человеческого. Он открыл нам двери в Царствие Небесное ( двери, которые открываются в нашем сердце, внутри нас, но простираются даже до небес). И воспоминая, что на этой Голгофе предстояла и Матерь Божия, Пречистая Дева Мария, мы, прославляя Её, просим молитв о нас грешных. И верим, что Ее помощь реальна. И поэтому усилим наши молитвы. Будем просить, чтобы Господь послал нам по молитвам Пречистой Богородицы и всех, от века угодивших Богу святых, Свою благодать. Ибо только она обновит и оживотворит наши сердца. И так, прославляя со всеми святыми и Богородицей Отца, Сына и Святаго Духа, Троицу неразделимую, единосущную, да пребудем в вере, в добродетели, в исполнении заповедей Божиих.
Аминь.
Аминь.
протоиерей Андрей Ефанов