Разделы

22 апреля 2015 г.

Вопросы священнику: Можно ли представлять что-то во время молитвы?

На вопросы читателей журнала ФОМА отвечает секретарь Епархиального Совета, руководитель Информационного отдела Кинешемской епархии протоиерей Андрей Ефанов.
Мне духовник говорил, что помощь от Иисуса и святых не приходит воображением. Но ведь если она придет, то как она придет не видимым душою образом? Как я могу принять помощь невидимую, абсолютно безвидную? Так может быть не бывает?
Ведь если я прошу вернуть мне какие-то душевные вещи, которые я потерял (какие-то составляющие души), они ведь имеют вид, как я их приму, если они придут безвидно? придут ли они безвидно? Может быть не все, что приходит, в том числе и в молитве есть воображение? приходит ли помощь видимым душою образом, видом, с очертаниями, с цветом?
Я старался не принимать ничего видимого, приходящего, чтобы не впасть в прелесть, правильно ли это?
Преп. Мелетий Исповедник писал «Те, которые в молитвах своих не видят ничего, видят Бога». Но ведь мы же видим свое сердце, когда молимся, видим свои грехи, когда молимся. Может быть не все, что мы видим в молитве есть воображение? Как на самом деле? Как правильно?


Efanov-smallДорогой Алексий! Во время молитвы наш ум не должен заниматься воображением, представлять себе вещи и ситуации. У Вас есть духовник, и это счастье. Обращайтесь всегда к нему со всеми недоумениями, связанными с духовной практикой. Все равно никто не сможет дать Вам лучший совет, чем опытный священник, лично знающий Вас.