Разделы

3 июня 2015 г.

Вопросы священнику: Как можно молиться за инославных в храме?

На вопросы читателей журнала ФОМА отвечает секретарь Епархиального Совета, руководитель Информационного отдела Кинешемской епархии протоиерей Андрей Ефанов
«Я первый раз услышала, что на молебен или панихиду можно подавать записки с именами даже некрещеных и инославных. Среди моих родных усопших есть некрещеные и католики, и хотелось бы, чтобы и за них звучала церковная молитва. Но дело в том, что в храмах принимают записки только за крещенных людей и еще обязательно уточняют крещенные ли они. Получается, что многие даже не знают, что можно молиться на молебне и панихиде за некрещеных и инославных. Какими положениями или церковными уставами дано разрешение молиться за них?»
Efanov-smallЕще преподобный Амвросий Оптинский писал, что молитва о некрещеном и иноверце допускается в храме, но лишь до тех пор, пока он жив. По смерти же неправославного молитва о нем в храме недопустима.
Если мы посмотрим на чинопоследования, которые предлагает Церковь для погребения инославного, то заметим, что в этом чине нет ни одной собственно заупокойной молитвы, по своей сути эти богослужения являются молитвенным утешением для православных верующих, у которых скончался близкий неправославный. Поэтому, конечно, подавать на панихиду записки с именами некрещеных, иноверцев или же тех, кто явно отрицал бытие Бога, было бы неправильным.

Частным же образом, в домашней молитве допустимо и даже желательно близким молиться о своих умерших родных словами молитвы преподобного Льва Оптинского: Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

О живых неправославных подавать записки можно на молебен, если только в конкретном храме нет запрета на это. Все же молитва церковной общины — дело ее внутренней жизни и если приход не готов приносить молитвы о не членах Церкви, то неразумно было бы их заставлять совершать подобную молитву. Как известно, «невольник — не богомольник».