Доклад игумена Силуана (Роубо), настоятеля
Свято-Георгиевского храма села
Георгиевское, руководителя
Епархиального отдела по противодействию
наркомании и алкоголизма на II Рождественских епархиальных образовательных чтениях Кинешемской епархии.
Организация
реабилитационного процесса
Что
не является церковной реабилитацией
наркопотребителей
- На приходе проживают несколько наркозависимых молодых людей, но при этом с ними не проводится специальной работы по преодолению зависимости.
- В монастыре или при храме дают приют группе наркозависимых ребят, поселив их вместе с трудниками на задворках обители или прихода.
- Группа наркозависимых живет отдельно от трудников в монастыре или в некотором отдалении от монастыря, но ходит в монастырь на послушания и на богослужения.
- Первичное консультирование.
- Дезинтоксикация.
- Мотивационный период (проводится в мотивационном центре – 1-3 мес.).
- Основной период церковной реабилитации. (проводится внутри церковных общин, приходских или монастырских – 12-18 мес.).
- Ресоциализация. (социальная гостиница, «дом на полпути» – до 2-3 лет.).
- Постреабилитационное сопровождение.
- Работа с родственниками.
Основные
принципы церковной реабилитации
1.
Включение реабилитационного процесса
в жизнь церковной общины
2.
Главенствующая роль священника в
реабилитационной деятельности церковной
общины
3.
Компетентность (профессионализм)
членов церковной общины, участвующих
в реабилитации
Включение
реабилитационного процесса в жизнь
церковной общины
- Реабилитант, вошедший как новый брат в жизнь церковной общины, члены которой причастны благодатной жизни и стремятся жить по закону любви, попадает в особо благоприятную для исцеления души среду.
- Общение с воспитанником изначально строится на обращении более к его сердцу, чем к уму.
- Во время реабилитации подопечный получает возможность приобрести реальный опыт новой благочестивой (ценностно ориентированной) жизни.
Главенствующая
роль священника в реабилитационной
деятельности церковной общины
- Особая миссия возлагается на православного священника, как служителя Таинств (предстоятеля на Евхаристии), пастыря, духовника и молитвенника.
- Священник участвует в мотивационном, основном периодах реабилитации, и в периоде ресоциализации
- Он, как пастырь, высказывает решающее мнение при формировании коллектива специалистов
Компетентность
членов церковной общины, участвующих
в реабилитации
1.Понимание
природы зависимости
2.
Знание процесса реабилитации наркозависимых
людей
3.
Владение информацией о существующей
региональной системе поддержки
Традиционные
духовные делания, являющиеся важными
инструментами церковной реабилитации
- Молитва церковная и келейная (домашняя)
- Пост
- Трудовые послушания
- Индивидуальное духовное руководство реабилитанта духовником
- Участие в Таинствах.
Некоторые
из технологий церковной реабилитации
- Реабилитационный процесс четко сконструирован по времени, по форме и по содержанию.
- Реабилитация строится с учетом жизненной ситуации зависимого человека и социальной сети (семьи и иного социального окружения).
- Целями реабилитации являются необходимость изменения поведения, достижение личностного развития человека.
- Процесс реабилитации учитывает как важнейшее развитие у человека внутреннего контроля над своим поведением.
Командная
работа позволяет преодолеть ограниченную
компетентность каждого члена общины
в реабилитационном процессе
- •Система нравственных координат базируется на общей ценностной платформе, что обеспечивает выработку и закрепление у реабилитантов христианских ценностных ориентаций.
- •Община совместно с реабилитируемыми образует единую систему, позволяющую оказывать взаимную помощь и поддержку.
Реабилитационный
процесс подразумевает изменение и
развитие как реабилитируемого, так и
его окружения, в том числе воспитателей.
- •На определенном этапе выздоровления, реабилитанты вовлекаются в реабилитационных процесс как члены общины, выступая в качестве ролевых моделей для остальных реабилитируемых.
- •Реабилитационный процесс проводится в форме групповой работы и при этом сочетается с индивидуальным подходом к каждому реабилитанту.
Привлечь к реабилитационной
деятельности церковные общины
«плюсы»:
- легко положить начало реабилитации (духовное окормление);
- многие церковные общины могут этой деятельностью заниматься;
- высокое качество ремиссии у выпускников, поскольку ими усваивается христианская система нравственных ориентиров;
- не требуется серьезных финансовых вложений для того, чтобы положить начало;
- реабилитация бесплатная и в будущем может обходиться без дополнительного финансирования.
«минусы»:
- реабилитация высокопороговая (если ей не предшествует мотивационная работа с наркозависимым);
- небольшое количество воспитанников принимает одна община (на приходах до 10 человек);
- трудно привлечь к реабилитационной работе в общине профессионалов (особенно на «глухих» приходах);
эти общины едва ли смогут в
будущем рассчитывать на государственное
финансирование.
.