Авва Евпрений:
Зная, что Бог верен и всемогущ, веруй в Него – и будешь причастником Его благ. Если же ты унываешь и пребываешь в бездействии, то и не веруешь.
Преподобный авва Исаия:
Предаваясь унынию, мы непременно делаемся предателями самих себя. Мужественное сердце помогает душе по Богу, а уныние помогает всему злому.Не дадим места унынию в сердцах наших, чтобы оно не отняло у нас возможности наследовать обетованную землю.
Не предавайся унынию ни в каком труде, чтобы враг не усилил в тебе своих враждебных действий.
Преподобный Ефрем Сирин:
Память о смерти и наказаниях есть меч против беса уныния.Предающийся унынию далек от терпения, как больной от здорового.
Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же охраняется воздержанием, а воздержание – телесным трудом.
Преподобный Макарий Египетский:
У злобы всегда одно и то же ухищрение – ввергать нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Господа.
Святитель Иоанн Златоуст:
Как воры при наступлении ночи, погасив огонь, легко могут и похитить имущество, и умертвить владельцев его, так и диавол, вместо ночи и мрака наведя уныние, старается похитить все охраняющие помыслы, чтобы душе, лишенной их и беспомощной, нанести бесчисленные раны.Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние.
Уныние и непрестанные беспокойства могут сокрушить силу души и довести ее до крайнего изнеможения.
Чтобы не унывать ни в каких тяжких обстоятельствах, будем усердно внимать повествованиям Писания.
Кто питается благими надеждами, того ничто не может повергнуть в уныние.
Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение.
Никогда не будем унывать в скорбях и, увлекаясь своими помыслами, не будем предаваться отчаянию. Но, имея большое терпение, будем питаться надеждой, зная благое Промышление о нас Господа.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:
Блаженный Давид хорошо выразил вред этой болезни: «Душа моя истаевает от скорби» (Пс. 118:28) – не тело, а душа истаевает. Ибо воистину душа истаевает, слабеет для добродетелей и духовных чувств, когда уязвлена стрелой уныния.Кого ни начнет оно одолевать, заставит его пребывать ленивым, беспечным, без всякого духовного успеха; потом сделает непостоянным, праздным, нерадивым ко всякому делу.
От уныния рождаются праздность, сонливость, безвременность, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, разговорчивость и любопытство.
Истинный подвижник Христов, который хочет законно подвизаться ради совершенства, должен поспешить выгнать из тайников своей души эту болезнь – уныние и подвизаться против злейшего духа уныния, чтобы не пасть сокрушенным стрелой сна.
Преподобный Исаак Сирин:
Уныние рождается от парения ума, а парение ума – от праздности, суетных чтений и бесед или от пресыщения чрева.
Преподобный Иоанн Лествичник:
Уныние происходит иногда от наслаждения, а иногда оттого, что в человеке нет страха Божия.Уныние часто бывает одной из отраслей, одним из первых исчадий многословия.
Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, пренебрежение христианским подвигом, ненависть к обету, ублажитель мирских людей, клеветник на Бога – будто Он немилосерден и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии не лениво, в послушании – лицемерно.