Разделы

10 ноября 2017 г.

Святые отцы о плаче

Преподобный Антоний Великий:
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4) Каждую ночь омывай свое ложе слезами. Смиряй себя перед Господом Иисусом Христом, чтобы Он простил тебе грехи, обновил тебя, даровал тебе силу к совершению добродетелей и наконец предоставил в наследство тебе Свое бесконечное Царство.
Преподобный авва Исаия:
Принудь себя к обильным молитвам, соединенным с плачем, и Бог в свое время умилосердится над тобою, совлечет с тебя ветхого согрешающего человека.
Плач сердца исцеляет язвы, нанесенные сердцу внутренними врагами.
Далек от плача тот, кто вдается в мирские заботы для удовлетворения тщеславия.
Далек от плача тот, кто следует воле падшего естества.
Если плачущий скажет о ком-либо, что он хорош или худ, то одно осуждение это уже служит для него стыдом и укором. Такое суждение обличает, что он мог увидеть то, чего не должен бы видеть: человека грешнее себя. Покушение узнать о чем-либо, не касающемся собственно его, есть начинание, противное совести, признак незнания пути Божия, лукавое увлечение и пленение, не допускающее видеть свои грехи.
Если тебя поносят и ты скорбишь от этого, то нет в тебе истинного плача.
Преподобные Варсануфий Великий и Иоанн Пророк:
Вопрос 34. Того же к тому же: Если сие приобретается плачем, как ты сказал, то как же мне сохранить плач, когда я нахожусь среди людей, служу другим и забочусь о том, что кому дать из больных? и есть ли сердечный плач без слёз?
Ответ Иоанна. Не плач происходит от слёз, а слёзы от плача. Если человек, находясь среди других, отсекает свою волю и не обращает внимания на чужие грехи, то приобретает плач. Ибо чрез сие собираются его помыслы и, собираясь таким образом, рождают в сердце печаль по Богу (2 Кор. 7, 10), а печаль эта – слёзы.

Преподобный Исаак Сирин:
Слезы в молитве – знамения милости Божией, которой душа сподобилась своим покаянием, знамение того, что она принята и начала входить в область чистоты слезами.
Не называй праздностию продолжительность молитвы невысокопарной, собранной и долгой, из-за того, что оставил ты при этом псалмы. Но паче упражнения в стихословии возлюби на молитве поклоны. Молитва, когда подает тебе руку, заменяет собою Божию службу. И когда во время самой службы дано тебе будет дарование слез, услаждение ими не называй праздностию в молитве; потому что благодать слез есть полнота молитвы.
Авва Лонгин:
Молчание приводит к плачу, а плач очищает ум и делает его безгрешным.
Авва Моисей:
Брат спросил авву Моисея, что должен делать человек при всякой напасти или при нашествии вражеского помышления? Старец отвечал: «Должен плакать перед Благостью Божией, чтобы она помогла ему, и вскоре ощутит спокойствие, если будет молиться разумно».
Преподобный Пимен Великий:
Брат спросил авву Пимена: «Что мне делать со страстями моими, возмущающими меня?» Старец сказал: «Будем всеми силами плакать перед благостью Божиею, пока она не сотворит милости с нами».
Авва Пимен сказал: «Плач – сугуб: делает и хранит».
Желающий освободиться от грехов избавляется от них плачем; и желающий не впадать вновь в грехи – плачем избегает впадения в них. Это – путь покаяния, преданный нам Писанием и отцами, которые сказали: «Плачьте! другого пути, кроме плача, нет».
Невозможно не плакать или здесь произвольно, или невольно в адских муках.
Авва Феодор Енатский:
Верую, что Бог причислит к мученикам того человека, который по благой воле предается деланию плача, пролитые слезы Бог примет от него, как пролитую кровь.
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
Ум молится словами, сердце молится плачем. Не восплачет сердце, если не умилится от слов молитвы, не стяжет ум внимательной молитвы, если сердце не будет содействовать и помогать ему плачем.
Отечник:
Когда Бог пошлет плач и умиление твоей душе или на краткое время, или на многие дни, тогда оставь всякое рукоделие и пребывай в том плаче и умилении, как в самом нужном делании.
Преподобный Ефрем Сирин:
Мудрому человеку плач приятнее смеха.
Моли Господа и проливай слезы перед Его Благостью. Тогда памятозлобие не водворится в твоей душе и твоя молитва будет «как фимиам» (Пс. 140, 2) перед Ним.
Вода угашает пламя, а слезы во время молитвы угашают злые вожделения.
Бывают слезы трех различных родов. Бывают слезы о вещах видимых, и они очень горьки и суетны. Бывают слезы покаяния, когда душа возжелает вечных благ, они весьма сладки и полезны. Бывают слезы раскаяния там, где «плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12), и эти слезы горьки и бесполезны.
Небесному Врачу угодно, чтобы каждый собственными слезами врачевал себя и спасался.
О, сила слез! До чего простираешься ты? С великим дерзновением ты восходишь в самое Небо.
Слезами просветляется душа, по дару Господню, и, как в зеркале, отражает в себе небесное.
Святые и чистые слезы о Боге всегда омывают душу от грехов и очищают ее от беззаконий.
Наполните очи свои слезами, и вскоре отверзутся очи сердца вашего.
Блажен, кто сколько-нибудь времени плакал здесь, потому что слезы его прекратились и их уже нет, и наслаждается он за гробом непреходящим блаженством.
Будем плакать со страхом и трепетом, чтобы за нерадение в здешней жизни не оказаться там под гневом Царя Славы и не быть отосланными во тьму кромешную.
azbyka.ru