Первый
заместитель главного редактора
православного журнала «Фома» о Кинешме,
её истории, православных храмах и людях
Совсем недавно
в гостях у кинешемцев побывал журналист,
первый заместитель главного редактора
журнала «Фома» и директор фонда
культурно-просветительского фонда
«Фома Центр» Владимир
Александрович Гурболиков, который
поделился впечатлениями о своём визите
с корреспондентами «Вознесенского вестника»*.
К.: Владимир
Александрович, мы знаем, что в силу
разных причин, Вы практически все время
проводите в Москве и редко выезжаете в
командировки. Что же заинтересовало
Вас в Кинешме? Почему Вы приехали?
В.А.:
Так случилось, что между нашей редакцией
и Кинешемской епархией давно сложились
добрые отношения. По благословению Его
Преосвященства, Преосвященнейшего
Илариона, епископа Кинешемского и
Палехского мы плодотворно сотрудничаем
с момента образования епархии в 2012
году. Поэтому, получив в очередной раз
приглашение от моих друзей – кинешемцев
посетить кафедральный город епархии,
я приехал. И, честно сказать, очень этому
рад.
К.:
Что же произвело на Вас особое впечатление
здесь?
В.А.:
Безусловно, места здесь прекрасные! Та
же Волга... Для вас вид на неё, наверное,
привычен. Но приезжего река поражает
своей степенностью, полноводностью и
мощью. Замечательны и рукотворные дела
людей: великолепные храмы, набережная,
старинные – вековой давности – кирпичные
купеческие дома и деревянные домики
горожан.
Здесь
ощущаешь особый дух малых городов
России, где происходит возрождение
духовных и культурных традиций, где
много неравнодушных, верующих людей,
которые и словом, и делом помогают
ближним своим, возрождают святоотеческое
наследие.
Однако
наряду с этим очевидны и проблемы: в
городе немало людей, которым
живется очень нелегко, есть интересные,
но пока еще не
привлекательные для туристов
места, которые
надо облагораживать всем миром и для
себя, и для своих потомков… Жаль, что в
ваш город заходит мало круизных речных
судов и разрушаются без должной помощи
некоторые храмы, например, Златоустовский,
и колокольня Троицко-Успенского собора.
К.:
А
что вы можете сказать о кинешемцах?
В.А.:
За время, проведенное в Кинешме, я
увидел, как много ваших земляков
сплотилось вокруг приходов Православной
Церкви. Это в
большинстве своем воцерковленные,
искренне верующие люди, не замкнувшиеся
только в стенах храмов, но
объединенные
городским патриотизмом, волжской
общностью. Поверьте, далеко не везде
можно увидеть вместе настолько разных
людей в общине одного храма: ветеранов
войн новейщего времени, подростков,
педагогов и студентов, родителей с
маленькими детьми. Тут – все. Вместе.
Понятно, что у каждого из них не всегда
бывает все в жизни гладко, но в главном
они солидарны: жить надо с Богом и в
Боге. И главным местом их встречи стал
храм Божий.
К.:
Вы считаете, что это не случайность:
место встречи - храм?
В.А.:
Как человек верующий
я должен был бы сказать – это
предопределение, да? Безусловно, люди
воцерковленные хорошо понимают, что
есть промысел Божий. Но в околоцерковной
среде, и среди наших с вами читателей
встречаются разные люди. И не всем это
будет ясно. Важно то, что в жизни (а в
нашей жизни действительно, увы, происходит
много неправильного, нехорошего,
неприглядного, храм становится местом
встречи, где можно что-то новое обрести
и понять.
Простите
мне некоторое отступление. Церковь
часто воспринимают как некое изолированное,
закрытое от проблем и бед, место. Некоторые
считают: мол, а что там священнослужители
делают – они же «только молятся, не
работают»... Думаю, в этом огромная
ошибка: не понимать и осуждать людей
Церкви, живущих «за запертой дверью»,
тех затворников, которые, «только»
молятся. Молитвы этих «затворников»,
их слезы, проливаемые за всех нас всех,
за народ, но и за каждого из нас, – они
порой важнее наших дел, совершаемых в
суете. Давайте вспомним многие исторические
факты о земле Российской: когда люди
начинали жить в полном уединении, а в
итоге в местах их отшельничества
появлялись целые города! И Церковь такую
молитву «за запертой дверью» ценит
очень высоко.
Однако
есть и слова из Святого Писания. О том,
что вера без дел мертва. Как это понять
правильно? Очень просто. Вот мы с вами
молимся, а рядом в деревнях у малоимущих
семей нет дров на зиму. И Господь
вопрошает, укоряет нас: «Почему вы не
были рядом с теми, кому было плохо?». Я,
кстати, не абстрактный пример про дрова
привожу, а вспоминаю одну из первых
наших публикаций, посвященных Кинешемской
епархии.
Статья
была как раз об этих самых дровах,
которыми священнослужители и миряне
вместе обеспечили всех нуждающихся в
деревнях. Подобная помощь и поддержка
не единичный эпизод. То был пример
истинного христианского неравнодушия,
которое в вашей церковной среде проявилось
очень ярко и неоднократно. Например,
через конкретную, адресную помощь
материальную, продуктово-вещевую,
психолого-педагогическую. Проявляется
и через многочисленные акции, посвященные
дню
Победы, Независимости, прочим
государственным праздникам. Тогда
же совершается поминовение земляков,
погибших за свободу родной земли не
только в войнах и конфликтах нашего
времени, но и в прошедшие века.
Поэтому
я рад тому, что столько неравнодушных
людей собирается. И что ищет того, как
посвятить жизнь добрым делам.
Подобные
примеры можно увидеть во многих местах,
где присутствует Православная Церковь.
(А Церковь – это люди. Мы с вами, кого
Бог собрал). Но всё же, к сожалению, не
везде Именно поэтому происходящее в
Кинешме меня искренне порадовало, хотя
понимаю и вижу, что нерешенных проблем
здесь больше, чем воды в Волге.
К.:
Кинешма ─
старинный русский город с богатой
историей, замечательными храмами. Какое
впечатление произвели на Вас наши храмы?
В.А.:
Поражает в центре города ваш
Троицко-Успенский собор – он буквально
вознёсся над Волгой. Купола его и звонницы
словно парят в небе. Очень красиво!
Неизгладимое впечатление от возрождённых
трудами священнослужителей и прихожан
церквей. Почти на самом берегу реки
Кинешемки храм Благовещения. Словно
белый лебедь. Продолжается
восстановление храмов:
Преображенского,
чьи старинные стены помнят нашествие
поляков в начале 17 века, Вознесенского,
связанного с именем святителя Василия,
епископа Кинешемского.
Очень радует,
что в городе не только старинные, но
возведены и новые, пусть небольшие, но
очень уютные храмы: во имя святого
преподобного Сергия Радонежского,
святого мученика Димитрия Солунского,
Новомучеников и Исповедников Церкви
Русской. И каменный храм строится – в
честь святителя Николая Чудотворца.
Но главное: храмы не стоят пустые.
Понимаете,
в СМИ поговорить о том, что закончилась
«мода на Церковь», и как раз в Кинешме
я услышал очень важное мнение: «Мода на
Церковь прошла... Для кого? Для части
богатых людей, которые считали престижным
«вложиться в храм»? А теперь они так не
считают? Если эта мода на Церковь прошла,
значит люди просто
не были по-настоящему верующими. И в это
же самое время множество других людей
без всякой «моды» приходят в храмы,
прямо сейчас. Все больше мужчин, все
больше молодежи». Это очень верное
размышление и наблюдение, которое не
может не радовать. Помните народную
мудрость: «Храм не в бревнах, а в ребрах»?
То есть в сердце человека. Вот поэтому
очень многих, ранее не ходивших в церковь,
теперь мы видим в её стенах. Слава Богу!
То
же вижу и в Москве, и в других городах
России.
К.:
Владимир Александрович, Вы отметили
наши храмы сохраненные, восстановленные
и новые. Понимаем, как больно касаться
темы тысяч уничтоженных в XX веке по всей
России православных храмов. Не менее
больно видеть в настоящее время
сохранившиеся, но находящиеся
в плачевном состоянии церкви. На Ваш
взгляд, почему не происходит их
восстановления? Чья в этом вина?
В.А.:
Прежде всего это не вина, а беда. Результат
отхода от веры, который длится век, очень
тяжело сказался на миропонимании,
мировоззрении нашего народа. Не всем,
к сожалению, понятно, насколько
ожесточенным было отношение к прошлому,
к истории России, ее святыням. Думаю,
что многое сводить к обиде на богачей
и церковников, не совсем верно – это
будет очень слабое представление о
событиях 1920-х – 30-х годов. В памяти
всплывают строки стихотворения поэта
Якова Моисеевича Алтаузена:
Я
предлагаю Минина расплавить,
Пожарского. Зачем им пьедестал?
Довольно нам двух лавочников славить,
Их за прилавками Октябрь застал,
Случайно им мы не свернули шею.
Я знаю, это было бы под стать.
Подумаешь, они спасли Россию!
А может, лучше было не спасать?
Пожарского. Зачем им пьедестал?
Довольно нам двух лавочников славить,
Их за прилавками Октябрь застал,
Случайно им мы не свернули шею.
Я знаю, это было бы под стать.
Подумаешь, они спасли Россию!
А может, лучше было не спасать?
Эти стихи опубликованы в газете "Комсомольская правда" в то время, когда после революции 1917 года решалась судьба памятника защитникам земли Русской – Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. На Красной площади этот памятник стоял ровно напротив места, где в 20-е годы ХХ века возник мавзолей Ленина. В скульптурной композиции движения народных героев, поворот тела одного персонажа и взмах руки другого — всё в направлении Кремля, захваченного врагом. Именно это в послереволюционные годы рассматривалось как кощунство по отношению к новой идеологии и современным событиям.
Сейчас мало
кто осознает, насколько всерьёз тогда
стремились "сбросить Пушкина с корабля
современности", забыть Достоевского
и, в том числе, уничтожить память о Минине
и Пожарском – героях-ополченцах, чьими
стараниями и подвигами была спасена от
врагов Русь-матушка. Просто чудо, что
памятник лишь передвинули. Могли и
расплавить.
Мало, кто
знает, что в середине тридцатых годов
прошлого века велась беспощадная борьба
с памятью о защитниках Отечества.
Это
касалось Александра Суворова, Александра
Невского, Фёдора Ушакова да и многих
других верных сынов России только
потому, что они были дворянами, то есть
«не того социального положения». Слова
«офицер» и «погоны» перестали
восприниматься негативно только к
середине Великой Отечественной войны,
к 1943 году! Враждебность к Церкви длилась
намного дольше. Гибли лучшие представители
всех классов и сословий в стране… В
результате всего этого мы имеем огромные
духовно-нравственные потери.
К.:
Что Вы думаете об отношении представителей
государственной власти к делам возрождения
наших храмов – памятников православной
культуры?
В.А.:
Проблема существует. На мой взгляд,
независимо от отношения к Церкви тех,
кто имеет власть и полномочия, вопросы
по сохранению культурного наследия
России должны
решаться. Действительно, сердце сжимается
при виде храмовых руин в городе или в
селе. Но, увы, многое в решении проблемы
упирается в букву закона об охране
памятников и культурного наследия. За
его нарушение предусмотрены наказания
вплоть до лишения свободы. По идее, все,
кто ответственен за сохранность как
отдельных памятников, так и заповедной
среды, должны действовать и отвечать
согласно этому закону. На деле же часто
оказывается непонятным, кто именно
должен отвечать.
Вот
пример. Замечательный кинешемский храм
в честь святителя Иоанна Златоуста,
памятник архитектуры федерального
значения, взят был под охрану еще при
советской власти. На стене до сих пор
висит табличка о том, что храм охраняется
Министерством культуры РСФСР! Вот такой
получается памятник одной эпохи на
памятнике архитектуры другой эпохи.
Всем известно: и сейчас православные
храмы как культурно-исторические объекты
охраняются законом России. Далее
возникает вопрос: а как исполнить этот
закон, если у прихода нет средств? Вот
конкретный храм, находящийся под охраной
государства, фактически начинает
разрушаться.
Честно
говоря, даже не знаю, от кого именно
зависит реставрация храма в
честь святителя Иоанна Златоуста. Уверен
лишь в том, что в городской казне огромной
суммы на реставрацию нет – дело-то очень
дорогое. Возможно, это компетенция
властей Ивановской области или даже
Министерства культуры России. Я понимаю,
что по России множество памятников в
ужасном состоянии, но... храм в честь
святителя Иоанна Златоуста – это лишь
сохранившаяся часть изначального
храмового ансамбля! Ранее здесь стояла
снесенная в 30-е годы колокольня. Она
была видна издалека – её видели
путешествующие по Волге за многие
километры. Люди же когда-то для нас всех
строили этот дом Божий, думали, как
сделать его краше. В нём наши предки
молились несколько веков! Неважно:
верующий человек или нет: но неужели
это не заставляет задуматься?! Это,
кстати, ещё и общий дефицит уважения к
истории. А ведь история ─
это не что-то отвлеченное. Это люди:
архитекторы, художники, строители,
священники, меценаты, горожане, словом,
те, кто Храм Божий создавал, создавал
на века. Для нас с вами, для своих потомков,
чтобы Кинешма процветала и привлекала
своей красотой путешественников,
радовала жителей всегда... И что же мы
делаем теперь?
Безусловно,
редакция журнала «Фома» постарается
донести информацию о ситуации до
читателей. Однако это должны научиться
понимать и без вмешательства сми. Нужно,
чтобы здания духовно-культурного
наследия своевременно ремонтировались,
реставрировались – по-настоящему
сохранялись при активном участии
муниципальных, областных и федеральных
структур. Хорошо бы ещё – кроме писем,
петиций, различных выступлений – всем
миром помолиться Богу о сохранении,
восстановлении, реставрации наших
храмов. Верующий человек хорошо понимает,
насколько хрупка наша жизнь и насколько
ненадежны бывают наши дела.
К.:
Похоже, далеко не все это понимают...
В.А.:
Да, не все. Порой смешно и жалко выглядит
уверенность некоторых бизнесменов.
Этот аргумент: «Я никому ничего не
должен, поскольку всего в жизни добился
сам!». Жалко их. Да как же «сам» добился-то?!
– с тобой рядом постоянно был Бог, были
близкие, были и ближние. Тебя вырастили,
ты избежал, благодаря помощи и заботе,
многих бед и болезней. Это настоящее
чудо, что кирпич на голову не упал, что
не попал на войну и не разбился на своей
машине...
Вокруг
столько всего, в чем полное нарушение
теории вероятностей, то есть чудо! Земля
могла бы оказаться чуть ближе к Солнцу;
на нас мог бы упасть метеорит; мы много
раз уничтожить друг друга в войне. Рядом
люди гибнут. А мы живем, даже получаем
достаток, а кто-то и богатство – да как
это можно приписывать себе, и только
себе? Именно потому, что многое зависит
не от меня одного, я молюсь Богу, благодарю
Его. И даже смею надеяться на такое чудо,
что после смерти есть жизнь, есть
спасение!..
Это
и есть христианский образ мыслей. В том,
чтобы не загордиться самим собой и
своими успехами. Если б не любовь и
благословение Бога, всё могло пойти
прахом. Возможно, не все поймут меня. Но
очень надеюсь на то, что кто-то поймёт
и задумается.
К.:
Владимир Александрович, какой Вам
запомнится Кинешма?
В.А.:
В самом начале нашей беседы я уже говорил
о своём восхищении Волгой, о волжской
набережной, которая чудо как хороша, об
уникальных храмах. Важно для меня
открытие не только вашего удивительного
города. Я познакомился с замечательными
людьми, обрёл новых друзей. Навсегда
запомню беседы у самовара с
ветеранами-десантниками, встречу в
храме с парнями и девчонками из
православного волонтерского движения.
Не забуду трогательную встречу за
городом, в посёлке. Благополучная, с
достатком, московская семья, которая
покинула Москву. С одной целью: вернуться
на свою малую родину в Кинешемском
районе и жить на родине. Очень сильное
впечатление. К счастью, таких людей все
больше. Поверьте мне, журналисту – я
это точно знаю. Знаю и то, что такие
семейные возвращения в родные места –
российские глубинки –
играют
огромную
роль
в
укреплении России.
Ведь
Россия - это не только Москва. Хотя
оговорюсь, что вопреки многим, кто винит
Москву, считаю: и Россия тоже немыслима
без Москвы. А так... Запомнились мне
навсегда и прихожане ваших храмов, и
священнослужители в них. Батюшки у вас
замечательные – их сердца распахнуты
для каждого человека. Из Москвы трудно
увидеть подлинную ценность их трудов
и молитв. Теперь же, после личного
знакомства с отцами-священнослужителями,
которых я знал лишь по переписке, уважение
мое к ним возросло безмерно.
Занимаясь
церковной журналистикой, я нередко
слышу обвинения в адрес духовенства
разных епархий, вижу как пытаются
навязать общественному сознанию
безрадостную картину о Церкви. Тем более
хочется поведать соотечественникам и
коллегам о положительном примере
церковной жизни, о том, что все больше
людей приходят в храмы Кинешмы, Москвы
и других уголков России.
Беседовала Евгения Золотова, фото: протоиерей Андрей Ефанов
СПРАВКА
Гурболиков
Владимир Александрович.
Журналист,
релактор, руководитель фонда. Родился
в Москве 23 июня 1965 года. После службы в
армии окончил исторический факультет
Московского государственного
педагогического университета. Работал
на руководящих должностях в профсоюзной
газете «Солидарность». С 1996 года —
соредактор и со-основатель православного
журнала для сомневающихся «Фома», где
трудится и по сей день первым заместителем
главного редактора. Возглавляет фонд
содействия развитию культурно-просветительской
деятельности «Фома Центр».
Женат.
Растит двух дочерей.
*(«Вознесенский вестник» - официальная группа в социальных сетях приходов храмов Вознесения Господня, свт. Иоанна Златоуста, Новомученников и исповедников Церкви Русской города Кинешма).