Разделы

19 сентября 2018 г.

«Прекрасный волжский город, который я полюбил»



Первый заместитель главного редактора православного журнала «Фома» о Кинешме, её истории, православных храмах и людях

Совсем недавно в гостях у кинешемцев побывал журналист, первый заместитель главного редактора журнала «Фома» и директор фонда культурно-просветительского фонда «Фома Центр» Владимир Александрович Гурболиков, который поделился впечатлениями о своём визите с корреспондентами «Вознесенского вестника»*.

К.: Владимир Александрович, мы знаем, что в силу разных причин, Вы практически все время проводите в Москве и редко выезжаете в командировки. Что же заинтересовало Вас в Кинешме? Почему Вы приехали?
В.А.: Так случилось, что между нашей редакцией и Кинешемской епархией давно сложились добрые отношения. По благословению Его Преосвященства, Преосвященнейшего Илариона, епископа Кинешемского и Палехского мы плодотворно сотрудничаем с момента образования епархии в 2012 году. Поэтому, получив в очередной раз приглашение от моих друзей – кинешемцев посетить кафедральный город епархии, я приехал. И, честно сказать, очень этому рад.

К.: Что же произвело на Вас особое впечатление здесь?
В.А.: Безусловно, места здесь прекрасные! Та же Волга... Для вас вид на неё, наверное, привычен. Но приезжего река поражает своей степенностью, полноводностью и мощью. Замечательны и рукотворные дела людей: великолепные храмы, набережная, старинные – вековой давности – кирпичные купеческие дома и деревянные домики горожан.
Здесь ощущаешь особый дух малых городов России, где происходит возрождение духовных и культурных традиций, где много неравнодушных, верующих людей, которые и словом, и делом помогают ближним своим, возрождают святоотеческое наследие.
Однако наряду с этим очевидны и проблемы: в городе немало людей, которым живется очень нелегко, есть интересные, но пока еще не привлекательные для туристов места, которые надо облагораживать всем миром и для себя, и для своих потомков… Жаль, что в ваш город заходит мало круизных речных судов и разрушаются без должной помощи некоторые храмы, например, Златоустовский, и колокольня Троицко-Успенского собора.




К.: А что вы можете сказать о кинешемцах?
В.А.: За время, проведенное в Кинешме, я увидел, как много ваших земляков сплотилось вокруг приходов Православной Церкви. Это в большинстве своем воцерковленные, искренне верующие люди, не замкнувшиеся только в стенах храмов, но объединенные городским патриотизмом, волжской общностью. Поверьте, далеко не везде можно увидеть вместе настолько разных людей в общине одного храма: ветеранов войн новейщего времени, подростков, педагогов и студентов, родителей с маленькими детьми. Тут – все. Вместе. Понятно, что у каждого из них не всегда бывает все в жизни гладко, но в главном они солидарны: жить надо с Богом и в Боге. И главным местом их встречи стал храм Божий.


К.: Вы считаете, что это не случайность: место встречи - храм?
В.А.: Как человек верующий я должен был бы сказать – это предопределение, да? Безусловно, люди воцерковленные хорошо понимают, что есть промысел Божий. Но в околоцерковной среде, и среди наших с вами читателей встречаются разные люди. И не всем это будет ясно. Важно то, что в жизни (а в нашей жизни действительно, увы, происходит много неправильного, нехорошего, неприглядного, храм становится местом встречи, где можно что-то новое обрести и понять.

Простите мне некоторое отступление. Церковь часто воспринимают как некое изолированное, закрытое от проблем и бед, место. Некоторые считают: мол, а что там священнослужители делают – они же «только молятся, не работают»... Думаю, в этом огромная ошибка: не понимать и осуждать людей Церкви, живущих «за запертой дверью», тех затворников, которые, «только» молятся. Молитвы этих «затворников», их слезы, проливаемые за всех нас всех, за народ, но и за каждого из нас, – они порой важнее наших дел, совершаемых в суете. Давайте вспомним многие исторические факты о земле Российской: когда люди начинали жить в полном уединении, а в итоге в местах их отшельничества появлялись целые города! И Церковь такую молитву «за запертой дверью» ценит очень высоко.

Однако есть и слова из Святого Писания. О том, что вера без дел мертва. Как это понять правильно? Очень просто. Вот мы с вами молимся, а рядом в деревнях у малоимущих семей нет дров на зиму. И Господь вопрошает, укоряет нас: «Почему вы не были рядом с теми, кому было плохо?». Я, кстати, не абстрактный пример про дрова привожу, а вспоминаю одну из первых наших публикаций, посвященных Кинешемской епархии.
Статья была как раз об этих самых дровах, которыми священнослужители и миряне вместе обеспечили всех нуждающихся в деревнях. Подобная помощь и поддержка не единичный эпизод. То был пример истинного христианского неравнодушия, которое в вашей церковной среде проявилось очень ярко и неоднократно. Например, через конкретную, адресную помощь материальную, продуктово-вещевую, психолого-педагогическую. Проявляется и через многочисленные акции, посвященные дню Победы, Независимости, прочим государственным праздникам. Тогда же совершается поминовение земляков, погибших за свободу родной земли не только в войнах и конфликтах нашего времени, но и в прошедшие века.

Поэтому я рад тому, что столько неравнодушных людей собирается. И что ищет того, как посвятить жизнь добрым делам.

Подобные примеры можно увидеть во многих местах, где присутствует Православная Церковь. (А Церковь – это люди. Мы с вами, кого Бог собрал). Но всё же, к сожалению, не везде Именно поэтому происходящее в Кинешме меня искренне порадовало, хотя понимаю и вижу, что нерешенных проблем здесь больше, чем воды в Волге.

К.: Кинешма старинный русский город с богатой историей, замечательными храмами. Какое впечатление произвели на Вас наши храмы?
В.А.: Поражает в центре города ваш Троицко-Успенский собор – он буквально вознёсся над Волгой. Купола его и звонницы словно парят в небе. Очень красиво! Неизгладимое впечатление от возрождённых трудами священнослужителей и прихожан церквей. Почти на самом берегу реки Кинешемки храм Благовещения. Словно белый лебедь. Продолжается восстановление храмов: Преображенского, чьи старинные стены помнят нашествие поляков в начале 17 века, Вознесенского, связанного с именем святителя Василия, епископа Кинешемского.
Очень радует, что в городе не только старинные, но возведены и новые, пусть небольшие, но очень уютные храмы: во имя святого преподобного Сергия Радонежского, святого мученика Димитрия Солунского, Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. И каменный храм строится – в честь святителя Николая Чудотворца. Но главное: храмы не стоят пустые.


Понимаете, в СМИ поговорить о том, что закончилась «мода на Церковь», и как раз в Кинешме я услышал очень важное мнение: «Мода на Церковь прошла... Для кого? Для части богатых людей, которые считали престижным «вложиться в храм»? А теперь они так не считают? Если эта мода на Церковь прошла, значит люди просто не были по-настоящему верующими. И в это же самое время множество других людей без всякой «моды» приходят в храмы, прямо сейчас. Все больше мужчин, все больше молодежи». Это очень верное размышление и наблюдение, которое не может не радовать. Помните народную мудрость: «Храм не в бревнах, а в ребрах»? То есть в сердце человека. Вот поэтому очень многих, ранее не ходивших в церковь, теперь мы видим в её стенах. Слава Богу! То же вижу и в Москве, и в других городах России.
К.: Владимир Александрович, Вы отметили наши храмы сохраненные, восстановленные и новые. Понимаем, как больно касаться темы тысяч уничтоженных в XX веке по всей России православных храмов. Не менее больно видеть в настоящее время сохранившиеся, но находящиеся в плачевном состоянии церкви. На Ваш взгляд, почему не происходит их восстановления? Чья в этом вина?
В.А.: Прежде всего это не вина, а беда. Результат отхода от веры, который длится век, очень тяжело сказался на миропонимании, мировоззрении нашего народа. Не всем, к сожалению, понятно, насколько ожесточенным было отношение к прошлому, к истории России, ее святыням. Думаю, что многое сводить к обиде на богачей и церковников, не совсем верно – это будет очень слабое представление о событиях 1920-х – 30-х годов. В памяти всплывают строки стихотворения поэта Якова Моисеевича Алтаузена:
Я предлагаю Минина расплавить,
Пожарского. Зачем им пьедестал?
Довольно нам двух лавочников славить,
Их за прилавками Октябрь застал,
Случайно им мы не свернули шею.
Я знаю, это было бы под стать.
Подумаешь, они спасли Россию!
А может, лучше было не спасать? 

Эти стихи опубликованы в газете "Комсомольская правда" в то время, когда после революции 1917 года решалась судьба памятника защитникам земли Русской – Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. На Красной площади этот памятник стоял ровно напротив места, где в 20-е годы ХХ века возник мавзолей Ленина. В скульптурной композиции движения народных героев, поворот тела одного персонажа и взмах руки другого — всё в направлении Кремля, захваченного врагом. Именно это в послереволюционные годы рассматривалось как кощунство по отношению к новой идеологии и современным событиям.
Сейчас мало кто осознает, насколько всерьёз тогда стремились "сбросить Пушкина с корабля современности", забыть Достоевского и, в том числе, уничтожить память о Минине и Пожарском – героях-ополченцах, чьими стараниями и подвигами была спасена от врагов Русь-матушка. Просто чудо, что памятник лишь передвинули. Могли и расплавить.
Мало, кто знает, что в середине тридцатых годов прошлого века велась беспощадная борьба с памятью о защитниках Отечества. Это касалось Александра Суворова, Александра Невского, Фёдора Ушакова да и многих других верных сынов России только потому, что они были дворянами, то есть «не того социального положения». Слова «офицер» и «погоны» перестали восприниматься негативно только к середине Великой Отечественной войны, к 1943 году! Враждебность к Церкви длилась намного дольше. Гибли лучшие представители всех классов и сословий в стране… В результате всего этого мы имеем огромные духовно-нравственные потери.
Сегодня – и слава Богу за это! – истинные герои российской истории возвращаются к нам со страниц учебников, документально-художественной и святоотеческой литературы, с экранов кинотеатров и телевизоров, помогая нам лучше узнать наше с вами прошлое, осознать настоящее, выбрать правильный путь в будущее.

К.: Что Вы думаете об отношении представителей государственной власти к делам возрождения наших храмов – памятников православной культуры?
В.А.: Проблема существует. На мой взгляд, независимо от отношения к Церкви тех, кто имеет власть и полномочия, вопросы по сохранению культурного наследия России должны решаться. Действительно, сердце сжимается при виде храмовых руин в городе или в селе. Но, увы, многое в решении проблемы упирается в букву закона об охране памятников и культурного наследия. За его нарушение предусмотрены наказания вплоть до лишения свободы. По идее, все, кто ответственен за сохранность как отдельных памятников, так и заповедной среды, должны действовать и отвечать согласно этому закону. На деле же часто оказывается непонятным, кто именно должен отвечать.

Вот пример. Замечательный кинешемский храм в честь святителя Иоанна Златоуста, памятник архитектуры федерального значения, взят был под охрану еще при советской власти. На стене до сих пор висит табличка о том, что храм охраняется Министерством культуры РСФСР! Вот такой получается памятник одной эпохи на памятнике архитектуры другой эпохи. Всем известно: и сейчас православные храмы как культурно-исторические объекты охраняются законом России. Далее возникает вопрос: а как исполнить этот закон, если у прихода нет средств? Вот конкретный храм, находящийся под охраной государства, фактически начинает разрушаться.

Честно говоря, даже не знаю, от кого именно зависит реставрация храма в честь святителя Иоанна Златоуста. Уверен лишь в том, что в городской казне огромной суммы на реставрацию нет – дело-то очень дорогое. Возможно, это компетенция властей Ивановской области или даже Министерства культуры России. Я понимаю, что по России множество памятников в ужасном состоянии, но... храм в честь святителя Иоанна Златоуста – это лишь сохранившаяся часть изначального храмового ансамбля! Ранее здесь стояла снесенная в 30-е годы колокольня. Она была видна издалека – её видели путешествующие по Волге за многие километры. Люди же когда-то для нас всех строили этот дом Божий, думали, как сделать его краше. В нём наши предки молились несколько веков! Неважно: верующий человек или нет: но неужели это не заставляет задуматься?! Это, кстати, ещё и общий дефицит уважения к истории. А ведь история это не что-то отвлеченное. Это люди: архитекторы, художники, строители, священники, меценаты, горожане, словом, те, кто Храм Божий создавал, создавал на века. Для нас с вами, для своих потомков, чтобы Кинешма процветала и привлекала своей красотой путешественников, радовала жителей всегда... И что же мы делаем теперь?
Безусловно, редакция журнала «Фома» постарается донести информацию о ситуации до читателей. Однако это должны научиться понимать и без вмешательства сми. Нужно, чтобы здания духовно-культурного наследия своевременно ремонтировались, реставрировались – по-настоящему сохранялись при активном участии муниципальных, областных и федеральных структур. Хорошо бы ещё – кроме писем, петиций, различных выступлений – всем миром помолиться Богу о сохранении, восстановлении, реставрации наших храмов. Верующий человек хорошо понимает, насколько хрупка наша жизнь и насколько ненадежны бывают наши дела.

К.: Похоже, далеко не все это понимают...
В.А.: Да, не все. Порой смешно и жалко выглядит уверенность некоторых бизнесменов. Этот аргумент: «Я никому ничего не должен, поскольку всего в жизни добился сам!». Жалко их. Да как же «сам» добился-то?! – с тобой рядом постоянно был Бог, были близкие, были и ближние. Тебя вырастили, ты избежал, благодаря помощи и заботе, многих бед и болезней. Это настоящее чудо, что кирпич на голову не упал, что не попал на войну и не разбился на своей машине...
Вокруг столько всего, в чем полное нарушение теории вероятностей, то есть чудо! Земля могла бы оказаться чуть ближе к Солнцу; на нас мог бы упасть метеорит; мы много раз уничтожить друг друга в войне. Рядом люди гибнут. А мы живем, даже получаем достаток, а кто-то и богатство – да как это можно приписывать себе, и только себе? Именно потому, что многое зависит не от меня одного, я молюсь Богу, благодарю Его. И даже смею надеяться на такое чудо, что после смерти есть жизнь, есть спасение!..
Это и есть христианский образ мыслей. В том, чтобы не загордиться самим собой и своими успехами. Если б не любовь и благословение Бога, всё могло пойти прахом. Возможно, не все поймут меня. Но очень надеюсь на то, что кто-то поймёт и задумается.

К.: Владимир Александрович, какой Вам запомнится Кинешма?
В.А.: В самом начале нашей беседы я уже говорил о своём восхищении Волгой, о волжской набережной, которая чудо как хороша, об уникальных храмах. Важно для меня открытие не только вашего удивительного города. Я познакомился с замечательными людьми, обрёл новых друзей. Навсегда запомню беседы у самовара с ветеранами-десантниками, встречу в храме с парнями и девчонками из православного волонтерского движения. Не забуду трогательную встречу за городом, в посёлке. Благополучная, с достатком, московская семья, которая покинула Москву. С одной целью: вернуться на свою малую родину в Кинешемском районе и жить на родине. Очень сильное впечатление. К счастью, таких людей все больше. Поверьте мне, журналисту – я это точно знаю. Знаю и то, что такие семейные возвращения в родные места – российские глубинки – играют огромную роль в укреплении России.
Ведь Россия - это не только Москва. Хотя оговорюсь, что вопреки многим, кто винит Москву, считаю: и Россия тоже немыслима без Москвы. А так... Запомнились мне навсегда и прихожане ваших храмов, и священнослужители в них. Батюшки у вас замечательные – их сердца распахнуты для каждого человека. Из Москвы трудно увидеть подлинную ценность их трудов и молитв. Теперь же, после личного знакомства с отцами-священнослужителями, которых я знал лишь по переписке, уважение мое к ним возросло безмерно.
Занимаясь церковной журналистикой, я нередко слышу обвинения в адрес духовенства разных епархий, вижу как пытаются навязать общественному сознанию безрадостную картину о Церкви. Тем более хочется поведать соотечественникам и коллегам о положительном примере церковной жизни, о том, что все больше людей приходят в храмы Кинешмы, Москвы и других уголков России.


Беседовала Евгения Золотова, фото: протоиерей Андрей Ефанов


СПРАВКА
Гурболиков Владимир Александрович.
Журналист, релактор, руководитель фонда. Родился в Москве 23 июня 1965 года. После службы в армии окончил исторический факультет Московского государственного педагогического университета. Работал на руководящих должностях в профсоюзной газете «Солидарность». С 1996 года — соредактор и со-основатель православного журнала для сомневающихся «Фома», где трудится и по сей день первым заместителем главного редактора. Возглавляет фонд содействия развитию культурно-просветительской деятельности «Фома Центр».

Женат. Растит двух дочерей.

*(«Вознесенский вестник» - официальная группа в социальных сетях приходов храмов Вознесения Господня, свт. Иоанна Златоуста, Новомученников и исповедников Церкви Русской города Кинешма).