5 сентября 1947 г. Пятница 13-й недели по Пятидесятнице
Вы
слышали чтение Евангельское о воскрешении Господом Иисусом Христом
дочери Иаира, начальника синагоги. Это одно из важнейших чудес
Христовых. Удивительно просто сотворил Господь это чудо: подошел к
мертвой девочке, взял ее за руку и сказал: «Девица, встань!» (Лк. 8:54.)
И она поднялась и села... Свидетелями этого чуда были только избранные
апостолы Христовы: Петр, Иаков и Иоанн – и родители этой девочки. Им,
родителям, Господь строго сказал: «Смотрите, не сказывайте никому о происшедшем».
Почему
Он запретил говорить повсюду о Своем чуде, славить Его среди людей? Ему
не нужна была слава человеческая. Он действовал в течение всей земной
жизни по глубочайшим велениям Своего Божественного сердца, исполнял то,
что от века было предначертано Ему исполнить. Он так был углублен в
Себя, так всецело поглощен величием Своих дел, что Ему совершенно не
нужна была похвала людей, слава людская.
Он
знал, что Ему присуща Божественная слава, а таким постоянным
запрещением разглашать о чудесах Он нас научил тому, что мы не должны
гоняться за похвалами человеческими, за славой человеческой.
А
мы? Как любим мы эти похвалы, как жаждем их! Как изощряем слух свой,
чтобы жадно хватать слова, содержащие нам одобрение, всякое выражение
уважения к нам: ничем так не дорожим, как похвалой и славой. Святой
апостол Павел говорит, что слава человеческая ничтожна, суетна, и не ее
должны мы искать. Мы должны во всем и всегда руководствоваться страхом
Божиим и глубочайшими велениями совести нашей.
И
если так будем настроены, если побуждать будет нас к действию только
страх Божий, только желание стать выше в очах Божиих, то не будем искать
похвалы человеческой, как не искали ее все святые. Они не только не
искали похвал, а избегали их всеми силами, ибо говорили, что похвала и
слава вредны душам нашим; что если человек слышит всегда похвалы себе,
видит выражение уважения к нему, то считает цель свою достигнутой, и
ослабевает его рвение о славе Божией, о служении вечной правде.
Становится он тщеславным, славолюбивым, а тогда постепенно теряет свое
достоинство. Естественным последствием этого бывает уменьшение похвал от
людей: люди чувствуют, понимают, что это искатель похвал, и уменьшается
и теряется в конце концов их уважение к нему. А когда иссякнет похвала
от людей, он становится самохвалом, а это отвратительно в очах людей:
всякое самопревозношение людям противно.
Святые
считали опасными и вредными для сердца своего все похвалы людей, всю
славу человеческую, избегали их; уходили в леса и пустыни, чтобы не
слышать суетных похвал. А мы не так, не помним слов, сказанных Господом
Иисусом Христом: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).
Мы обязаны творить добро ближним своим, обязаны идти путем правды, и
если эти обязанности исполняем, то должны чувствовать себя рабами ничего
не стоящими, только исполнившими свой долг.
Не
станем искать похвал человеческих, будем ждать только похвалы от Бога и
получим ее – получим, когда будем презирать суетную славу и честь, от
людей воздаваемую, а будем исполнены чувством, которым всегда был
проникнут апостол Павел, говорящий: «Братия, я не почитаю себя
достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к
цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:13–14).
Он
забывал всё великое, что сделал; не вспоминал о своих достижениях на
пути правды. Он стремился всё вперед, вперед, вперед, без конца вперед.
Это стремление вперед, непременное желание идти дальше и дальше по пути
Христову, которое испытывал он всегда, было так велико, что он презирал
славу человеческую, никогда ее не искал, стремился всегда вперед, вперед
и вперед...
Так
и нам надлежит не искать похвал и чести от людей, помня, что они
вредны, растлевают наше сердце. Надлежит помнить и говорить всегда, что
мы рабы ничего не стоящие, если выполняем повеленное нам от Господа. Вот
такими чувствами да будут исполнены сердца всех вас. Не ищите похвал,
славы и чести, живите скромно и тихо, считая себя рабами недостойными.
В
том случае, когда наступит неизбежное падение, – ибо попускает Бог
падение и праведных, – будем падать как человек, стоящий не на вершине
горы, а в равнине: и падение будет легким и безвредным, как падение
ребенка, который, как мячик, падает и, как мячик, легко встает. Да
научит вас Бог легко вставать после каждого греховного падения!