Две тысячи лет назад человечество с надеждой ждало Спасителя. Однако большинство представляло Его земным царем и поэтому не заметило день Его Рождества. Спокойно спал Вифлеем, и только горстка пастухов услышала ангельское благовестие. Эти люди поверили, что Спаситель может родиться не в царском чертоге, а в пещере, где укрывают овец от непогоды.
Эти люди увидели Того, Кого ждал весь
мир, потому что были чисты сердцем. И в награду за все им открылась
тайна Воплощения Любви. Как часто люди надеются на то, что жизнь
улучшится благодаря внешним причинам. Они не подозревают, что мрак
повседневности может осветить лишь любовь в их душах. Но, чтобы обрести
ее, необходимо очистить свое сердце.
Дни поста вырывают человека из суеты
будней, требуют от него чистой жизни для Бога. Это – другое, неотмирное
время. В Ветхом Завете требовалось принести в Храм десятую часть своих
доходов. Пост – это новозаветная жертва христиан Богу.
Лев Великий учит: «Само хранение
воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы
познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни
всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который
приумножается бренностью плоти и не чистотою пожеланий».
По словам Льва Великого, Рождественский
пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас
плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны
быть щедры к бедным».
По словам святого Симеона
Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост
Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на
каменных скрижалях начертание словес Божиих. И мы, постясь сорок дней,
созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но
воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
Рождественский пост установлен для того,
чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и
постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно
встретить явившегося в мир Сына Божия, и чтобы кроме обычных даров и
жертв принести ему чистое сердце и желание следовать его учению.
Святитель Тихон Задонский рассуждает:
«Как видим, есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост –
когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост – когда душа
воздерживается от злых помыслов, дел и слов.
Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты.
Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения.
Изрядный постник тот, кто наложил на язык
свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия,
безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия.
Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое – от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла.
Видишь, христианин, пост душевный.
Полезен нам пост телесный, так как служит к умерщвлению наших страстей.
Но пост душевный нужен непременно, потому что и телесный пост без него
ничто.
Многие постятся телом, но не постятся
душой. Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов,
дел и слов – и какая им от того польза?
Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят.
Многие воздерживаются от вина, мяса,
рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают – и какая им от того
польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но простирают их на
мздоимство, хищение и грабеж чужого добра – и какая им от того польза?
Истинный и прямой пост – воздержание от
всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то,
постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост
на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти.
Да постится ум твой от суетных помышлений.
Да постится память от злопамятства.
Да постится воля твоя от злого хотения.
Да постятся очи твои от худого видения: отврати очи твои, чтобы не видеть суеты (См. Пс CXVIII, 37).
Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических.
Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова.
Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра.
Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклонись от зла и сотвори благо (Пс. XXXIII, 15, 1; Петр III, 11).
Вот христианский пост, которого Бог от
нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и
помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом
поститься.
Если вы поститесь в ссорах и распрях, и
бьете рукою смиренного, зачем предо Мной поститесь, как ныне, чтобы
голос ваш был услышан? Не такой пост Я избрал и день, в который смирит
человек душу свою, когда согнет шею свою, как серп, и подстилает под
себя рубище и пепел. Не такой пост назовете постом приятным, не такой Я
избрал, – говорит Господь. – Но разреши всякий союз неправды, разрушь
все долги, записанные насильно, отпусти сокрушенных на свободу, всякое
писание неправедное раздери, раздробляй с алчущими хлеб твой, и нищих,
не имеющих крова введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от
единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и
правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать
тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: Вот
Я! Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и
говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень (Ис. LVIII, 4–10)».
Иллюстрация: Рождество Христово, фреска. Каппадокия.