На вопросы читателей портала Православие и мир отвечает секретарь Епархиального Совета, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Кинешемской епархии протоиерей Андрей Ефанов
Предположим, человек согрешил когда-то очень давно – в детстве или юности. И так и не исповедал этот грех за всю жизнь. Может просто забыл или не успел. Но внутренне раскаялся и, согрешив однажды, потом вел правильный образ жизни, молился и грехов не повторял. Простится ли этот не исповеданный грех?
Предположим, человек согрешил когда-то очень давно – в детстве или юности. И так и не исповедал этот грех за всю жизнь. Может просто забыл или не успел. Но внутренне раскаялся и, согрешив однажды, потом вел правильный образ жизни, молился и грехов не повторял. Простится ли этот не исповеданный грех?
На отпевании священник читает особую, так называемую, разрешительную молитву, в которой просит: «...не́киими грехи́ я́ко челове́к связа́ся, но о всех сих се́рдцем сокруше́нным пока́яся, и от тех всех вины́ и ю́зы да разреши́т его́...», то есть просит у Бога простить все грехи человека, в том числе и не упомянутые на исповеди. Также таинство соборования, по церковному учению, разрешает от забытых грехов.
Однако это не значит, что давний грех не нужно исповедовать по причине его давности и сердечного в нем раскаяния и исправления. Если человек вспомнил забытый грех, то необходимо сказать о нем на исповеди.
Для того, чтобы напомнить себе грехи прежней жизни, можно перед исповедью почитать специальную литературу, например книгу архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди». Но ни в коем случае нельзя увлекаться некоторыми изданиями, в которых предпринята описать все возможные грехи. Такие книги могут не только превратить покаяние в начетничество, но и способствовать соблазну.