Разделы

20 декабря 2019 г.

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2019 года)

20 декабря 2019 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя открылось ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Преосвященные Владыки, всечестные отцы и матушки игумении, братья и сестры!
Подводя итоги уходящего 2019 года, хотел бы сердечно поблагодарить Вас, досточтимый Владыка Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии, а также всех вас, дорогие архипастыри и пастыри, монашествующие и миряне за ваши труды, молитвы и ту необходимую помощь, которую вы оказываете мне в моем служении правящего архиерея Московской епархии.
Обращая свой взгляд на истекший год, мы благодарим Господа за перемены, быть может, пока еще небольшие, но значимые, произошедшие в церковной жизни Украины. Время нашей прошлогодней встречи пришлось на самый тяжелый период для Украинской Православной Церкви. Конец 2018 — начало 2019 года оказались особенно трудными для нее. Действовавшая тогда украинская власть попыталась ради достижения своих политических целей принудить Украинскую Православную Церковь к объединению с раскольниками: это не удалось. Не помогло власти и антиканоническое вмешательство Константинопольского Патриархата, предпринявшего попытку легализации раскола. Расчеты на разрушение Украинской Православной Церкви не оправдались: епископат, духовенство и верующие остались в канонической Церкви и не поддержали раскол.

Тогда при поддержке властей и радикальных политических организаций на Украине начались открытые гонения на Церковь. За короткий период было захвачено около 100 храмов: беззаконным образом переоформлялись и подделывались документы общин, наших верующих и духовенство избивали, против них были приняты дискриминирующие нормы религиозного законодательства, в СМИ и интернете была развернута клеветническая информационная кампания. Канонической Украинской Православной Церкви, крупнейшей религиозной общине Украины, даже попытались законодательно запретить называть себя «украинской», невзирая на то, что она объединяет более 12 тысяч общин и миллионы граждан Украины.
Как мы знаем, украинские избиратели негативно оценили попытки бывших властей Украины использовать религиозный фактор в политических целях. А наша Церковь с честью выдержала испытания, сохранив свое каноническое единство и поддержку верующих на Украине. Добровольные уходы духовенства или общин в раскол были единичными; сейчас постепенно начинается и обратный процесс — возвращение в каноническую Церковь отпавших от нее клириков и общин. Впечатляют фотографии и видеозаписи с крестного хода, который традиционно проводится в Киеве по случаю Дня Крещения Руси: в этом году в нем приняло участие, по некоторым оценкам, около 300 тысяч человек.
Нынешние власти Украины декларируют невмешательство в религиозную жизнь своей страны, и эти намерения можно оценить положительно. Будем надеяться, что удастся восстановить религиозный мир на территории Украины, что на правовых основаниях общинам Украинской Православной Церкви будут возвращены захваченные храмы; что дискриминационное законодательство против Церкви будет пересмотрено.
А вас, дорогие отцы, прошу продолжать прилежно молиться о единстве церковном и об Украинской Православной Церкви. Мы видели, как ополчились на нее стихии мира сего: делалось все, чтобы она перестала существовать. Но в каждом нашем храме за Божественной литургией возносилась и продолжает возноситься молитва о наших собратьях на Украине. И вот общественно-политическая ситуация там поменялась, а Церковь по-прежнему стоит и укрепляется в вере. Будем помнить: наши молитвы — не формальность, ими созидается Церковь. Крепкая молитва — вот чего Украинская Православная Церковь ждет от нас. И не менее важно — всегда, как и прежде, с теплом и любовью принимать наших братьев, когда они приезжают сюда помолиться с нами и поклониться нашим общим святыням.
К сожалению, беззаконные деяния Фанара в отношении Украины повлекли серьезные последствия для Православной Церкви во всем мире. Предоставив видимость легитимности украинским раскольникам и выдав им так называемый «томос об автокефалии», Константинопольский Патриархат стал предпринимать чрезвычайные усилия, чтобы заставить другие Поместные Православные Церкви признать эти неканонические деяния. В первую очередь давлению подверглась Элладская Православная Церковь, что не случайно. Более чем треть ее епархий, так называемые «митрополии Новых земель» на севере Греции, имеют двойное подчинение: с одной стороны, епископы этих митрополий являются членами Священного Синода и Архиерейского Собора Элладской Церкви, с другой — они поминают за богослужением Константинопольского Патриарха и канонически зависят от него. Этим митрополитам рассылались циркуляры с Фанара с требованием признать украинских раскольников. Параллельно оказывалось давление по дипломатической линии. Эмиссары из США неоднократно посещали Предстоятеля и многих иерархов Элладской Церкви, преследуя свои политические цели: добиться того, чтобы духовное отчуждение между Россией и Украиной, между греческим и славянским православным миром стало необратимой реальностью. В поддержку раскольников работала массированная пропаганда в СМИ, в основу которой легли политические идеи, далекие не только от евангельской, канонической и исторической правды, но и от здравого смысла.
Рассмотрение украинского вопроса неоднократно откладывалось, однако в конце концов специально для этого был созван внеочередной Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви. Но даже он формально не принял решения о признании раскольников. По его итогам было опубликовано коммюнике, в котором признается право Константинопольского Патриарха предоставлять автокефалии, а также право Предстоятеля Элладской Церкви «далее заниматься вопросом признания Церкви Украины». Позднее ряд архиереев объявили, что и эти два тезиса не принимались путем голосования. Многие греческие архипастыри, священники, богословы оспаривают законность принятого решения.
В сложившейся ситуации Священный Синод нашей Церкви 17 октября сего года постановил прекратить евхаристическое общение с теми архиереями Элладской Церкви, которые вступили или вступят в общение с украинскими раскольниками. Синод также не благословил совершение паломнических поездок в епархии, управляемые означенными архиереями. В то же время Синод решил, что поминовение за Патриаршим богослужением имени Архиепископа Афинского будет прекращено в том случае, если он начнет поминать главу одной из украинских раскольнических групп или предпримет иные действия, свидетельствующие о свершившемся признании им раскольников. Это постановление Священного Синода было исполнено, когда стало известно о направлении Афинским Архиепископом официального ответа на так называемое «мирное послание» главы «Православной церкви Украины» «митрополита Епифания», содержавшего признание руководителя религиозной организации в качестве предстоятеля Поместной Церкви. Вскоре за этим последовало и поминовение имени раскольника в диптихах при служении Архиепископа Иеронима.
Призываю всех вас, дорогие владыки, отцы и братия, со вниманием отнестись к принятым решениям. Отныне не в каждую епархию, не в каждый город и не в каждый монастырь на территории Греции могут совершать паломничество архипастыри, духовенство и миряне нашей Церкви. Не с каждым архиереем и клириком Элладской Церквей теперь можно сослужить. Прошу всех вас при планировании паломничества обращаться за актуальной информацией в Отдел внешних церковных связей или в Паломнический центр Русской Православной Церкви, которые также публикуют информацию по этому вопросу на своих интернет-сайтах.
В прошлом месяце примеру Архиепископа Афинского последовал и Патриарх Александрийский Феодор, который также начал антиканоническое поминовение раскольнического главы, несмотря на то, что ранее многократно выражал свою поддержку канонической Украинской Православной Церкви и ее Предстоятелю Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию. Причем в данном случае Александрийский Патриарх решил вообще обойтись без синодального определения, а принял решение единолично, после консультаций лишь с некоторыми архиереями. Многие говорят о давлении извне, которое было оказано на Александрийского Патриарха, что, конечно, никак не может оправдать его поступка. Нашему Священному Синоду, заседание которого состоится на следующей неделе, предстоит сделать выводы по этому поводу.
В уходящем году произошло еще одно важное для нашей Церкви и, на сей раз, весьма радостное событие: с Московским Патриархатом воссоединились общины Архиепископии приходов русской традиции в Западной Европе во главе с архиепископом (ныне — митрополитом) Иоанном (Реннетó). Созданная русскими эмигрантами в трагические годы смуты в нашем Отечестве в ΧΧ веке, Архиепископия в 1931 году была включена в юрисдикцию Константинополя на правах временного экзархата. Пребывание западноевропейских приходов русской традиции в составе Константинопольского Патриархата изначально мыслилось как временное. Положение Архиепископии с тех пор не раз менялось. В 1999 году ей был выдан томос Патриарха Константинопольского. Западноевропейские клирики и прихожане думали было, что теперь их положение урегулировано на постоянной основе. Однако, несмотря на принятые ранее решения, в 2018 году Константинопольская Патриархия объявила об упразднении Архиепископии, с такой же легкостью заявив об отмене своего томоса 1999 года, как и ранее — акта 1686 года о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата.
По замыслу Фанара, после упразднения Архиепископии ее приходы должны были перейти в состав епархий Константинопольского Патриархата. Однако наши братья не согласились с таким подходом. Некоторые приходы и священнослужители сразу же начали переходить в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви, а другие посчитали целесообразным возвращаться в лоно Матери-Церкви все вместе в качестве целостной структуры.
Вопрос был вынесен 7 сентября на специальную ассамблею юридического лица Архиепископии. Хотя большинство участников собрания высказалось за воссоединение с Московским Патриархатом, но все же их число не достигло двух третей голосующих, необходимых для принятия юридически обязывающего все приходы решения. В связи с этим потребовались дополнительные консультации архиепископа Иоанна (Реннетó) с клириками и приходами для уточнения их свободного волеизъявления. Архиепископ Иоанн по его просьбе был принят 14 сентября в юрисдикцию Московского Патриархата с титулом «Дубнинский». Примеру своего архипастыря вскоре последовало большинство приходов и духовенства, которые обратились ко мне и Священному Синоду с соответствующей просьбой и 7 октября также были воссоединены с Русской Православной Церковью на особом заседании Священного Синода. Этим же синодальным решением сохранены автономия и традиции Архиепископии, восходящие в некоторых деталях к решениям Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов, применительно к особым условиям бытия Архиепископии в Западной Европе.
3 ноября в кафедральном соборном храме Христа Спасителя я сослужил с владыкой Иоанном и прибывшими с ним в Москву многими клириками. За богослужением присутствовали многочисленные наши братья и сестры — прихожане Архиепископии, потомки и представители разных поколений, в том числе современного, эмиграции из России, других стран канонической территории нашей Церкви, балканских стран, коренные жители Бельгии, Великобритании, Голландии, Германии, Франции, чей приход к Православию стал возможен благодаря миссионерскому свидетельству русской эмиграции.
Произошло событие исторического масштаба: с Русской Православной Церковью воссоединилась последняя церковная структура, возникшая в русской эмиграции в годы революции и гражданской смуты в нашем Отечестве. Ныне эту трагическую страницу русской истории можно считать окончательно перевернутой. Сбылись и чаяния митрополита Евлогия (Георгиевского), который в далеком 1931 году писал в послании к пастве, что окормлявшиеся им приходы в Западной Европе вернутся к былому положению, «когда восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви». Ныне мы благодарим Бога за то, что это стало возможным, благодарим за восстановление единства нашей Церкви.

.....

бзор деятельности Патриарха в 2019 году
В уходящем году мы вспоминали 10-летие Поместного Собора Русской Православной Церкви и моей интронизации как Патриарха. К этим памятным датам был приурочен целый ряд торжественных мероприятий, собравших архиереев, клириков и мирян нашей Церкви в молитве и в общении. 1 февраля 2019 года вместе с рядом Предстоятелей Поместных Церквей — Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X, Святейшим Патриархом Сербским Иринеем, Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Ростиславом, Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном — я совершил Божественную литургию, в которой также участвовали представители Александрийской, Грузинской, Румынской и Болгарской Поместных Церквей, многочисленные иерархи нашей Церкви, духовенство и миряне. Днем ранее, 31 января 2019 года, состоялся торжественный акт в Кремлевском дворце, в котором приняли участие Президент России Владимир Владимирович Путин и Президент Республики Молдова Игорь Николаевич Додон. Состоявшиеся торжества позволили подвести нам некоторые итоги постепенной реализации предложений, выдвинутых Поместным Собором 2009 года в его постановлениях. Будем и дальше развивать самое главное, что определено этим Собором, а именно: проповедническую и просветительскую деятельность в нашей Церкви.
Еще одной важной страницей моего служения в 2019 году стала поездка в Страсбург 25-27 мая 2019 года, в ходе которой я совершил великое освящение русского православного храмового комплекса в честь Всех святых. Также я посетил Совет Европы в Страсбурге, встретился с генеральным секретарем Турбьерном Ягландом и обсудил с ним перспективы развития отношений с Советом Европы, проблематику защиты прав человека, в том числе вопросы защиты прав верующих. В тот же день состоялась моя встреча с верховным комиссаром Совета Европы по правам человека Дуньей Миятович, в ходе которой мы обсудили вопросы расширения сотрудничества в области прав человека.
В уходящем году я посетил 15 епархий Русской Православной Церкви в России. Общее количество моих визитов в епархии в 2019 году — 18[4]. К концу 2019 года количество Патриарших богослужений, включая запланированные в оставшиеся дни уходящего года, составит 184.
В 2019 году под моим председательством прошло 8 заседаний Священного Синода[5] и 8 заседаний Высшего Церковного Совета[6] Русской Православной Церкви. Предстоит еще одно заседание Священного Синода и, впервые с 1920-х годов, заседание соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета.
В уходящем году Священный Синод учредил 5 новых епархий: одну на территории России и четыре в составе Патриаршего Экзархата Юго-Восточной Азии. С учетом воссоединившейся с Русской Православной Церковью Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции число епархий достигло таким образом 314 (159 в 2009 году).
В уходящем году мной было совершено 13 архиерейских хиротоний[7], включая хиротонии двух архиереев, избранных в декабре 2018 года. В Украинской Православной Церкви состоялись семь архиерейских хиротоний, а в Русской Зарубежной Церкви — хиротонии трех архиереев. Сегодня в Русской Православной Церкви 395 архиереев (200 в 2009 году).
Среди значимых московских событий вспомним летнее принесение в Москву из Мурома мощей святых благоверных Петра и Февронии, приуроченное к дню их памяти и государственному празднику Дня семьи, любви и верности 8 июля. За время пребывания святыни в столице мощам святых Петра и Февронии поклонились более 75 000 человек.
Как правящий архиерей Москвы я неоднократно встречался с мэром столицы Сергеем Семеновичем Собяниным, в том числе на детском празднике «День православной книги», на заседании Наблюдательного Совета по изданию «Православной энциклопедии», а также в связи с реализацией программы строительства новых храмов. В рамках этой программы возведены и уже действуют 57 храмов. Это на 10 больше, чем в прошлом году. В 11 храмах завершены общестроительные работы. Строительство храмов ведется на 27 площадках[8]. Таким образом за девять лет действия программы число уже построенных или находящихся в строительстве храмов составляет 95. Приношу нашу благодарность московскому градоначальнику за поддержку этого важнейшего проекта.
Приходская жизнь и приходская практика
Прошлогоднее епархиальное собрание определило провести в первой половине 2019 года пастырские конференции в московских викариатствах на тему «Принципы создания и обустройства приходской жизни в современных условиях». Материалы этих конференций были мне представлены, и я хотел бы поделиться с вами некоторыми своими размышлениями по этому поводу.
Московские приходы очень разнообразны. Одной будет жизнь прихода с богатой историей в центре столицы, иной — жизнь прихода с устоявшейся общиной в жилом районе, совершенно другой — прихода строящегося храма, община которого только формируется. Однако в жизни всех приходов имеется общее и главное — это совершение богослужения, и в первую очередь — Божественной литургии. Внешняя активность прихода, будь то в социальной или молодежной сфере, важна. Но она приобретает смысл и значение лишь тогда, когда так или иначе связана с объединением прихожан вокруг Евхаристической Чаши. В материалах, направленных мне из викариатств к епархиальному собранию, в числе прочего говорится о том, что сегодня часть тех людей, которые посещают храмы лишь изредка, относится к Церкви потребительски, рассматривая происходящее в храмах как некие «духовные услуги». Как переубедить таких людей? Мы можем и должны всегда подчеркивать и проповедовать сакраментальную составляющую жизни Церкви. Именно в том пресвитере, который главным делом своей жизни считает совершение Литургии, люди будут видеть священно-служителя. Призываю всех вас, дорогие отцы, с особым вниманием и любовью относиться к этой стороне вашей деятельности, а настоятелей — воспитывать кандидатов для поступления в семинарию именно в таком духе.
Несомненно, богослужение — это главное в жизни прихода. И в связи с этим ко мне порой обращаются с вопросом о том, как относиться к отчетности, то есть к оценке внешней деятельности приходов, осуществляемой посредством сбора количественных и качественных показателей. Не мешает ли эта отчетность священнику в полной мере посвящать себя богослужебной деятельности? Эти размышления не чужды и мне, так как огромный объем документов, с которым приходится работать Патриарху, действительно отнимает много того времени, которое хотелось бы в большей мере посвятить богослужению, подготовке к проповеди, размышлениям и чтению. Тем не менее нельзя сказать, что отчетность бесполезна. Число детей в воскресной школе, количество молодежных мероприятий, объем оказанной социальной помощи или розданных просветительских листовок — все эти цифры дают нам определенную информацию о приходах, которая, к примеру, позволяет оценить динамику развития церковной жизни. Но, конечно, ни цифры, ни отчеты не могут в полной мере отразить качественные изменения или состояние духовной и богослужебной жизни. Сбор статистики полезен, однако он не должен становиться самоцелью. Статистика должна облегчать, а не отягощать труд Патриарха, архиереев, священников и их помощников. Недавно в одном из викариатств было распространено указание предоставлять информацию о деятельности воскресных школ ежемесячно. Учитывая, что воскресная школа действует только по выходным, то есть иногда не более четырех дней в месяц, такая частая отчетность представляется явно излишней. Показательно, что вот уже несколько лет в обществе обсуждается необходимость уменьшения административной нагрузки на школьных учителей. В итоге государством был в этом году подготовлен законопроект, направленный на уменьшение таковой «нагрузки, связанной с составлением учителями отчетов» — это цитата из сопроводительного документа законопроекта. Полагаю уместным присматриваться к положительным примерам из жизни светского общества и рекомендую епархиальным комиссиям города Москвы придерживаться подобного подхода в своем взаимодействии с приходами, а епархиальному совету поручаю иметь за этим наблюдение.
Те, кто относится к старшему и среднему поколению, помнят, как в 1990-е годы храмы наполнялись людьми, и для этого не требовалось сверхусилий со стороны духовенства. Усилия нужны были в другом: в том, чтобы успеть всем уделить хотя бы малую толику внимания, чтобы ответить на все просьбы об исповеди или о совершении других Таинств. Сегодня люди продолжают приходить в храмы, но многое изменилось. Количество храмов значительно увеличилось и продолжает увеличиваться, в связи с чем число прихожан на каждый храм уже не растет лавинообразно, хотя и остается значительным. Кроме того, можно сказать, что ожидания прихожан изменились. Они стали в хорошем смысле более требовательными к содержанию приходской жизни.
Это касается, едва ли не в первую очередь, отношения к богослужению. Сегодня многие прихожане, — быть может, даже больше чем 20-25 лет назад, стремятся активно участвовать в богослужении, вникать в его смысл. Это не может не радовать, ибо, как подчеркивал святитель Феофан Затворник, «наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская, и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг». При этом не сегодня отмечено, что миряне сталкиваются с трудностями в понимании богослужения. Этот вопрос, кстати, был очень живо поставлен в ходе моей недавней беседы с рукоположенными мною священниками — клириками Москвы. В связи с этой темой порой возникают идеи перевести все богослужение на современный русский язык, сократить его изменяемые части и другие подобные предложения. Полагаю, что именно такие решения не принесут пользы. При этом, как я отметил на упомянутой встрече с духовенством, славянский язык органично изменялся на протяжении более чем 10 веков существования Русской Церкви. И в последние годы Священный Синод неоднократно давал указание, чтобы при составлении новых богослужебных текстов на церковнославянском языке их авторы и редактирующая эти труды Синодальная богослужебная комиссия избегали малопонятных, архаичных грамматических или лексических конструкций. Более того, мы помним, что в 1909 году Святейший Правительствующий Синод одобрил издание отредактированных текстов Постной Триоди, подготовленных комиссией под председательством будущего Патриарха Сергия, а двумя годами позже благословил издание исправленной Цветной Триоди и продолжение работ комиссии по исправлению Октоиха и Миней (довести этот труд до конца не позволила революция). Однако главная сложность в понимании мирянами богослужебных текстов проистекает из самого их содержания, из высоты догматического учения, поэтических особенностей и насыщенности библейскими образами, которые непросто понять тем, кто обладает поверхностными знаниями о церковном учении и о библейской истории. Поэтому важнейшая задача для священников — это через просвещение прихожан помочь им понимать содержание и смысл православного богослужения. Эта учительная задача никак не отменяет необходимости устранять практические недостатки, такие как невнятность и поспешность в произнесении текстов и возгласов или, наоборот, утомительное для внимания затягивание и искусственная театральность, эмоциональность или вычурность; неправильная расстановка акцентов в текстах; неблагоприятная акустика храма, которую можно, как правило, исправить современными техническими средствами. Все это не требует больших усилий при внимательном и ответственном отношении к богослужению, любви к нему. В сфере просвещения людей также есть достаточно много несложных способов помочь мирянам хотя бы на базовом уровне. В своем позапрошлогоднем докладе на епархиальном собрании я приводил пример того, как в некоторых храмах прихожанам раздают тексты праздничных, а иногда и воскресных богослужений, или хотя бы канонов, с параллельным русским текстом и подстрочным пояснением сложных мест. Такие тексты можно печатать недорого, в самом простом виде, без специальной верстки или цветного оформления. Пользу они приносят очень большую. Полезно на праздники и Великим постом читать после 6-й песни канона синаксарь или краткое житие святого на русском языке. В этом году я поручил комиссии Межсоборного Присутствия по вопросам богослужения проработать проект составления сборника новой редакции назидательных текстов, читаемых во время богослужений. Пока эта работа еще ведется, но некоторые тексты можно найти в сети Интернет. Также полагаю возможным, чтобы там, где общины к этому готовы, апостольские и паремийные чтения, которые нередко наиболее сложны для понимания, звучали на русском языке. То же касается чтения Евангелия при совершении треб и при уставном прочтении всего текста Четвероевангелия на Страстной седмице, которое на практике нередко распределяется на весь Великий пост. При этом настоятелям следует прислушиваться к своим приходам: где-то введение упомянутых практик будет воспринято с благодарностью, а где-то может вызвать неприятие, обусловленное иной многолетней привычкой. Важно помнить, что здесь главная цель священника не в том, чтобы реализовать нечто, что представляется ему теоретически правильным, но в том, чтобы помочь прихожанам преумножить в себе любовь к богослужению.
Еще один способ просвещения людей, требующий чуть больше усилий от священников, но очень полезный — это объяснение того или иного гимнографического текста во время проповеди. Ведь сколь много можно рассказать об учении Православной Церкви, опираясь, к примеру, на тропарь Преображения: что значит «преобразился»? почему и как показал славу ученикам? почему «якоже можаху»? как свет может воссиять и нам грешным? Дорогие отцы, богослужение Православной Церкви дает нам неисчерпаемые возможности для проповеди православного учения. Будем же пользоваться этой бесценной сокровищницей.
В материалах викариатских съездов подчеркнута важность еще целого ряда просветительских направлений: таких как, например, создание библейских групп, организация лекториев или отдельных лекций, распространение базовых вероучительных знаний посредством листовок и тому подобных. Все это известная и все больше распространяющаяся практика, которую необходимо осуществлять буквально на всех приходах Москвы. При этом не обязательно, чтобы каждый из упомянутых проектов реализовывался на каждом приходе — все зависит от сил, возможностей, состава духовенства. Но если силы и желание есть, а настоятелю не хватает каких-то знаний или навыков для организации, к примеру, библейской группы, не надо стесняться обращаться за помощью в епархиальный миссионерский отдел или к приходам, где имеется соответствующий опыт. Призываю Преосвященных викариев помогать в этом приходам. Причем речь идет не о том, чтобы в приказном порядке учредить в каждом викариатстве, условно говоря, 15 библейских групп, 10 лекториев и 20 воскресных школ для взрослых. Речь о том, чтобы дать возможность каждому приходу раскрыть тот потенциал, который у него имеется.
Дорогие владыки и отцы, я не в первый раз останавливаюсь именно на темах богослужения, проповеди, просвещения. Эти темы — главные для приходской жизни. Ведь проповедь Евангелия — это то, что нам заповедано Спасителем (см. Мк. 16:15). А богослужение составляет существо жизни Церкви, открывает людям уже здесь, на земле, правду Царства Божия, к Которому мы стремимся.
О душепопечении и пастырстве
Пастырское душепопечение наряду с совершением богослужений является едва ли не самым заметным делом священника в глазах людей. Сакральное измерение жизни священника, его молитвенный подвиг, его труд как проповедника — все это, как правило, открывается людям уже при более или менее пристальном знакомстве с церковной жизнью. Первым же шагом в таком знакомстве для огромного количества людей по сей день является разговор с батюшкой, обращение к нему за советом, за разрешением недоумений. Обращение к духовнику как к безусловно компетентной инстанции предполагается и общецерковными документами — так, например, к этой инстанции отсылает православных христиан при наличии затруднений такой авторитетный общецерковный документ, как Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.
Душепопечение — это, наверное, та область пастырского делания, где в наибольшей степени требуется предусмотрительность, осторожность и деликатность. Однако при подготовке молодых людей к служению в священном сане именно обучение душепопечению в современных условиях является одной из наиболее проблемных областей. Привычные параграфы учебников, написанных в прошлом, уже утратили актуальность, а новые учебные пособия только создаются. Студент получает обширные познания в области богословия, истории, литургики, гомилетики. Совершенствуется филологическая подготовка будущих служителей алтаря, и это отрадно. Однако нередко случается, что в деликатнейшей области пастырского душепопечения молодой священник в лучшем случае будет воспроизводить в своей практике то доброе, что видел у своих наставников или старших собратьев, а в худшем — унаследует их ошибки либо начнет поступать как придется. А ведь семинаристу, готовящемуся принять сан, будет доверена забота о духовной жизни людей!
Первая и самая очевидная из возможных ошибок в пастырском руководстве — это неумение дорожить людьми, тем более когда в условиях густонаселенного мегаполиса место ушедших немедленно занимают новые. А ведь каждый человек, покинувший евхаристическую общину, оставивший церковную жизнь, особенно если это происходит в результате пастырской ошибки, ошибки духовного руководства — это трагедия! Мы благодарны Богу за каждого человека, в сердце которого силой благодати Божией затеплился огонек любви Христовой. Наше нерадение или небрежность не должны стать преградой к воцерковлению приходящих в храм. Обязанность дорожить людьми требует от пастыря осторожности, трезвой и целомудренной боязни навредить неправильным словом или действием. И, разумеется, эта обязанность вовсе не предполагает навязчивости. Предлагать себя и даже кого-то иного в наставники и руководители — крайняя, недопустимая степень самонадеянности.
Упомянутую мной осторожность очень легко утратить, если по любому поводу проливать целые потоки слов и наставлений, наслаждаясь собственным красноречием. И это еще одна распространенная пастырская ошибка. Многословие редко бывает плодотворным. «Что-то нынче священники во время исповеди много разговаривают, нас так не учили», — сказал как-то один опытный пастырь из русского Зарубежья, начавший свое служение полвека назад и унаследовавший в своем опыте пастырскую школу дореволюционного времени. Пастырское внимание — это в первую очередь способность слушать и понимать человека, а именно утрата этой способности сегодня, можно сказать, является приметой времени.
Не впервые в связи с этим приходится говорить о необходимости разделять исповедь и духовную беседу, тем более если такая беседа ведется во время совершения богослужения. Кроме того, даже опытные и почтенные священники бывают склонны недопустимо расширять место исповеди в церковной жизни и наделять ее функциями, которые совершенно не могут быть ей свойственны. Подчеркну: исповедь должна служить исключительно делу примирения согрешившего человека с Богом, и недопустимо делать ее средством дознания или надзора, психотерапии, преодоления конфликтов и чего бы то ни было еще. Слушающий исповедь священник должен в этот момент, так сказать, отложить от себя все функции — наставника, руководителя, друга, собеседника — все, кроме одной: свидетеля человеческого покаяния.
Тем более пространство этого таинства не должно становиться местом для удовлетворения интереса к чужой жизни. Особенно хотел бы предупредить наших пастырей о недопустимости чрезмерного интереса к грехам против 7-й заповеди. Нужно доверять свободному свидетельству совести человека и беречь хрупкий сосуд человеческого целомудрия — оно ведь и так подвергается слишком многим испытаниям в наши дни. Кто-то, быть может, считает, что нет и не может быть запретных тем на исповеди, но на самом деле они есть, особенно в той сфере, которая является местом исключительной компетенции мужа и жены, делом внутренней жизни их союза. В эту область никто не должен вторгаться — бесцеремонное вмешательство неизбежно навредит, а уврачевать нанесенную рану, увы, бывает очень трудно.
Нельзя и пугать людей. Да, пастырское предостережение может быть строгим, но эмоциональное давление есть вещь недопустимая. Во-первых, потому, что испуг изгоняет доверие и парализует творческую способность человека к изменению жизни. А во-вторых, и это главное — Сам Пастыреначальник Иисус никогда не поступал так с людьми. Сам Господь неоднократно призывает людей не бояться и вернуться с волн эмоционального восприятия жизни на твердый камень веры и знания: «Это Я, не бойтесь!», — говорит Он, шествуя к апостолам по водам (Мк. 6:50); «Не бойся, только веруй!» — говорит он Иаиру, отправляясь воскресить его умершую дочь (Мк. 5:36); «Не бойтесь, вы лучше многих малых птиц», — говорит Он ученикам, напоминая им о высоком достоинстве человека, почтенного образом Божиим (Мф. 10:31); «Встаньте и не бойтесь!», — говорит Он ученикам на горе Преображения (Мф. 17:7); наконец, теми же словами Он ободряет жен-мироносиц по Воскресении из мертвых: «Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28:10). Не испугать, а ободрить, обратить мысленный взор человека к Божию милосердию и к источнику этого милосердия, Христу Распятому и Воскресшему — вот задача пастыря, возвещающего людям Евангелие — Благую весть о снисхождении Бога к человекам.
С упомянутыми пастырскими ошибками — многословием и эмоциональным давлением — тесно связана еще одна: патернализм, стремление духовника реализовать себя, свои представления в чужой жизни. А ведь задача служения пастыря — быть ловцом человеков для Христа, а не для себя (см. Мф. 4:19). Священник должен не только учить людей тому, во что сам верит, но и заботиться о том, чтобы они сами пришли и увидели Церковь как место пребывания Живого Бога (ср. Ин. 1:46). При этом важно дать пасомым возможность самостоятельно понять, каково собственное призвание каждого из них, даже если это призвание совсем не такое, как может предполагать пастырь.
Следует в связи с этим отметить и необходимость разумной отстраненности и соблюдения той дистанции в общении с паствой, которая позволяет священнику свободно возвещать людям Божию правду, не будучи связанным условностями обычных земных взаимоотношений между людьми. Наличие некоторой дистанции предохранит и от возникновения в отношениях пастыря и пасомых ненужных пристрастий и зависимостей личного характера, которые, как мы знаем, способны омрачить церковную жизнь и даже привести к кораблекрушению в вере (см. 1 Тим. 1:19).
Еще одной пастырской ошибкой является преувеличенное представление священника о значимости собственных усилий и о собственной роли в жизни своей паствы, своего рода пастырская гордыня. Нет ли здесь самонадеянности, причем абсолютно безосновательной? Многовековая христианская традиция усвоила священнику наименование отца, но понимаем ли мы вполне, что означает это именование? Пастыреначальник Иисус предостерегал своих последователей: «Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос» (Мф. 23:9-10). Рассуждая о так называемом духовном отцовстве, мы должны помнить: отец — не деспот и не собственник. Отец охраняет, предостерегает от опасностей, радуется каждому самостоятельному шагу своего чада, пусть поначалу эти шаги бывают неловкими, нерешительными и даже ошибочными. Отец великодушен, он не мстит и не завидует; отец ободряет унывающего, терпеливо поправляет ошибающегося. Даже его строгость не сокрушает, но вдохновляет. Отец свободен от всякого корыстолюбия в отношении своих чад. Наконец, отец сознает, что его чадам предстоит возрастать, а ему самому должно умаляться и в конце концов вручить своим чадам бразды самостоятельного управления жизнью. Иными словами, наименование пастыря отцом, даже если речь идет о заслуженном и авторитетном человеке, есть не признание существующей реальности, но исключительно указание ему самому на идеал, к которому он должен стремиться в своем служении. Умаление, а отнюдь не преувеличение собственной роли в жизни пасомых есть норма пастырского поведения священника. Эта роль подобна роли евангельского пшеничного зерна, которое, упав на землю, умирает и приносит много плода (ср. Ин. 12:24).
О разных сторонах епархиальной и приходской жизни
В заключение, я хотел бы отреагировать на два практических вопроса, которые ко мне поступили в материалах, собранных епархиальным советом и викариатствами к епархиальному собранию. Еще целый ряд вопросов и реплик переданы для изучения Первому викарию по городу Москве митрополиту Воскресенскому Дионисию и епархиальному совету.
Вопрос: «Недавно был благословлен и введен в практику чин отпевания некрещенных младенцев. В связи с этим возникают разногласия относительно поминовения таковых за другими богослужениями. Действительно ли одобренный чин дает нам право поминовения младенцев умерших без Святого Крещения, за Божественной литургией, на панихидах и заупокойных литиях?»
В самом этом вопросе содержится ошибка. Никакого «чина отпевания некрещенных младенцев» не существует. В прошлом году Священным Синодом было благословлено к употреблению «Последование о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения». Это последование содержит в основном молитвы об утешении скорбящих родственников умершего младенца, а также две фразы, в которых мы просим о благой участи для младенца. В чем может быть благость этой участи? Мы не знаем. Учение Церкви не дает ответа на вопрос о том, что уготовано справедливым и милосердным Богом для младенцев, умерших без крещения. Если же прямо ответить на заданный вопрос, то: нет, одобренный чин не открывает возможность поминовения младенцев, умерших без Святого Крещения, за Божественной литургией, на панихидах и заупокойных литиях.
Вопрос или, вернее, реплика: «На сегодняшний день мы не имеем общепринятых указаний о степени поста для людей, живущих в миру. А те указания, которые предписаны в наших богослужебных книгах, являются частью монастырского уклада жизни».
Эта реплика призывает нас к серьезным размышлениям. Формально действующий на сегодняшний день устав постов содержится в Типиконе, соответствующие главы которого восходят к ближневосточной монастырской практике, включающей не только воздержание от скоромных продуктов, но и многие дни так называемого сухоядения и даже некоторые дни полного воздержания от пищи. Очевидно, что современный человек, особенно если он не приучен к посту, и, тем более, в условиях мегаполиса, не способен соблюдать пост в полной мере согласно упомянутым предписаниям. Ситуация усугубляется тем, что популярные газеты и светские сайты, желающие как-то осветить тему поста, размещают перед Великим постом «постные календари» именно в изложении упомянутой ближневосточной практики. В итоге обыватель смотрит на постные предписания как на некую невыполнимую экзотику. Кроме того, пастырь, размышляющий по этому поводу, не может игнорировать тот факт, что существенно более высокая стоимость рыбных изделий (а уж тем более иных морских продуктов) заставляет даже церковные многодетные семьи приобретать более дешевые скоромные продукты, к примеру, в период малых постов. Значит ли это, что можно взять и отменить постные предписания? Нет, конечно. Однако одно дело — пост для монаха, другое дело — для человека, выполняющего тяжелую физическую работу. Должна быть вдумчивая пастырская работа с нашими прихожанами, индивидуальный подход, чтобы каждый из них участвовал в посте, особенно в Великом посте, — участвовал по мере своих сил, но участвовал непременно. В преддверии поста это лишний повод призвать во время проповеди редко бывающих в храме людей подойти на беседу к священнику.
***
Завершая свой доклад, благодарю вас, дорогие Владыки и отцы, за подвижнический труд, за творческое возделывание нивы Господней. Благодарю вас и за ваши мысли, которыми вы делитесь со мной как правящим епископом града Москвы. В преддверии нового лета благости Божией и трудов во славу имени Христова хотел бы напутствовать всех вас словами первоверховного апостола Петра: «Умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет. 5:1-4)