В Москве 25-26 января в рамках 28-х Международных
Рождественских образовательных чтений состоялась научно-практическая
конференция «Время и вечность в церковном искусстве», в которой принял
участие научный сотрудник Кинешемского музея Илья Луковцев.
В докладе «Исихазм и византийская иконопись эпохи Палеологов» Илья Николаевич предложил, оставаясь в рамках православной доктрины, более критично взглянуть на иконопись, вдохновлённую идеями этого мистического направления христианства.
Автор не стал хрестоматийно превозносить спиритуалистический и сихастский идеал иконы над идеалом западной, ренессансной живописи, воспевающей «плотского» человека. Вместо этого он сравнил исихазм с кругом других идей, богословских и художественных, бытующих в византийском же христианстве и основанных на более целостном понимании человека, как являющего собой единство духа и материи. Осмысление и развитие именно этой христианской традиции, восходящей к постановлениям Вселенских Соборов, может и должно стать, по мысли автора, полноценным ответом на вызовы как крайнего спиритуализма, так и материализма, которые берут начало соответственно в исихазме и Ренессансе.
Местом проведения конференции был Музей Русской иконы и Храм Христа Спасителя. Тематика отличалась широким разнообразием: от концептуальной проблемы богословского осмысления иконописного канона (доклад канд. культурологии Языковой И. К.) до частных вопросов, касающихся, например, способов крепления византийских завес (доклад канд. искусствоведения Матвеевой Ю. Г., приехавшей из Харькова). Все доклады вызывали вопросы у слушателей, атмосфера была оживлённой и одновременно доброжелательной.
Кинешемский художественно-исторический музей
В докладе «Исихазм и византийская иконопись эпохи Палеологов» Илья Николаевич предложил, оставаясь в рамках православной доктрины, более критично взглянуть на иконопись, вдохновлённую идеями этого мистического направления христианства.
Автор не стал хрестоматийно превозносить спиритуалистический и сихастский идеал иконы над идеалом западной, ренессансной живописи, воспевающей «плотского» человека. Вместо этого он сравнил исихазм с кругом других идей, богословских и художественных, бытующих в византийском же христианстве и основанных на более целостном понимании человека, как являющего собой единство духа и материи. Осмысление и развитие именно этой христианской традиции, восходящей к постановлениям Вселенских Соборов, может и должно стать, по мысли автора, полноценным ответом на вызовы как крайнего спиритуализма, так и материализма, которые берут начало соответственно в исихазме и Ренессансе.
Местом проведения конференции был Музей Русской иконы и Храм Христа Спасителя. Тематика отличалась широким разнообразием: от концептуальной проблемы богословского осмысления иконописного канона (доклад канд. культурологии Языковой И. К.) до частных вопросов, касающихся, например, способов крепления византийских завес (доклад канд. искусствоведения Матвеевой Ю. Г., приехавшей из Харькова). Все доклады вызывали вопросы у слушателей, атмосфера была оживлённой и одновременно доброжелательной.
Кинешемский художественно-исторический музей