Разделы

9 марта 2020 г.

Доклад епископа Илариона на IX региональном этапе Рождественских образовательных чтений 19 ноября 2019 года

Епископ Кинешемский и Палехский Иларион
 "Великая Победа: наследие и наследники"
(Доклад епископа Илариона на IX региональном этапе Рождественских образовательных чтений 19 ноября 2019 года в г.Иваново)


Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка митрополит!
Ваше Преосвященство, Владыка Матфей!
Уважаемое высокое собрание!
Дорогие отцы, братия и сестры!

 Я благодарен Богу за то, что сегодня мне выпала честь говорить о Великой Победе нашего народа, 75-летие которой мы с вами на будущий год готовимся отмечать.
 В 1945-ом году День Пасхи Христовой совпал с днем памяти святого великомученика Георгия Победоносца, а через два дня война, ставшая величайшим испытанием для нашего народа, победоносно закончилась. Пасхальная радость Воскресения Христова соединилась в те дни с общенародным торжеством и ликованием о Великой Победе правды и света над неправдой и тьмой германского фашизма.
Сегодня в эпоху новых информационных войн нам необходимо чаще размышлять над духовным наследием Великой Победы. От того, как мы будем его понимать, будет зависеть наша судьба, наша жизнь, наше ближайшее будущее.

Для начала зададим себе несколько вопросов. Почему началась эта война? За что народу нашему она была попущена Богом? Какой урок мы смогли вынести из этих трагических событий?
В поисках ответа на эти вопросы предлагаю заглянуть на страницы истории предшествующих войне десятилетий. Красной нитью через них проходят: богоотступничество и цареубийство, жестокая Гражданская война, разрушение храмов и поругание святынь, массовые репрессии, исповеднический подвиг новых мучеников Церкви Русской.
Перед войной повсюду звучали призывы «покрепче ударить по религиозному дурману», «выявить врагов на религиозном фронте», навсегда покончить с религией... В обществе царила атмосфера страха, доносительства и лжи. Политические процессы над «врагами советской власти», «шпионами» и «вредителями» затронули, в том числе православное духовенство и мирян. Как правило, им предъявлялось обвинение в «контрреволюционной и шпионской деятельности».
На 1937-38 годы пришлись самые большие жертвы, в этот период советские власти стремились уничтожить весь епископат, и в результате 80 % арестованных в то время архиереев – 165 человек – были расстреляны или замучены [1].
В 1937 году было закрыто более 8 тысяч церквей, ликвидировано 70 епархий и викариатств [2]. Структурно Русская Церковь была практически разрушена. Временный Патриарший Синод прекратил свою деятельность еще в 1935 году.
В 1939 году остались в живых и сохранили свои кафедры лишь два митрополита – Местоблюститель Патриаршего Престола, митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) и Ленинградский митрополит – Алексий (Симанский). Управлять Церковью им помогали викарии: архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский), управляющий делами Московской Патриархии и архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич) [3].
На протяжении всего 1940 года и в 1-й половине 1941-ого шла экономическая война против Церкви. Непомерные налоги ставили священников перед выбором: или самим бросать приходы, или ждать повестки в суд. Осуждение духовенства «за неуплату налогов» стало в те годы главным средством достижения полного торжества атеизма [4].
Массовый характер приобрел процесс закрытия церквей. Даже если жители голосовали против, храмы закрывались «за отсутствием священника» или просто в административном порядке. Срывались колокола, сжигались иконы, уничтожались предметы богослужебного культа. В 1939 году, согласно официальным данным, в РСФСР действовало не более 100 храмов. При этом в 25 областях не было ни одного действующего храма [5].
Приведу факты из истории нашего края. К 1941-му году не осталось ни одного действующего храма в Фурмановском, Южском, Родниковском, Лухском и Лежневском районах Ивановской области. В 1940 году прекратились богослужения в Преображенском и Успенском соборах – единственных действующих храмах Иваново и Кинешмы. В апреле 1941 года закрыли Никольскую церковь – последний храм в Шуе [6].
Тогда у многих было ощущение, что Православная Церковь в России доживает последние дни. Но… грянула Великая Отечественная война, круто изменившая судьбу нашей страны и нашего народа.
 Напомню здесь слова из Евангелия: «Аще зерно пшенично, падши на землю, не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит». И мы понимаем, чтобы зерно выросло и принесло плод, оно должно прежде скрыться в земле. Чтобы воскреснуть, надо прежде умереть. Чтобы встретить Святую Пасху, необходимо пройти дорогой Великого Поста. Чтобы войти в радость Господа, нужно приобщиться Его страданиям и смерти…. И народу нашему, чтобы вечно жить и не погибнуть, чтобы дойти до победной Пасхи 45-го года, предстояло взойти на свою Голгофу и испить полную чашу страданий.
Обратимся к истории и вспомним 22 июня 1941 года. В этот день наша Церковь отмечала память Всех святых в земле Русской просиявших. Случилось так, что напав на Россию в этот день, Гитлер объявил войну не только Сталину и большевикам, но и всей Святой Руси. При этом он забыл, что Святую Русь победить невозможно.
Гитлер был уверен в своей победе. Нападая на Советский Союз, он рассчитывал на широкую поддержку населения, угнетенного сталинским режимом. Более того, нацисты были убеждены, что смогут опереться на пострадавших от репрессий мирян и священнослужителей Русской Православной Церкви. Однако желанный для врагов союз фашизма и Церкви не состоялся. Русская Церковь, как хранительница вековых национальных традиций, призвала своих чад на борьбу.
В первый же день войны, когда вождь страны Иосиф Сталин пребывал в состоянии глубокого потрясения, Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий обратился с «Посланием к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Призывая народ к защите Отечества, митрополит Сергий писал: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить наш народ на колени перед неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью, и на сей раз, он развеет в прах фашистскую вражескую силу …. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу» [7].
26 июня 1941 года в Богоявленском кафедральном соборе г.Москвы при огромном стечении народа митрополит Сергий отслужил молебен «О даровании победы». В проповеди, произнесенной им по окончании богослужения, прозвучали слова надежды не только на победоносный исход войны, но и на улучшение неблагополучной атмосферы довоенной жизни народа. «Пусть гроза надвигается. Мы знаем, что она приносит не одни бедствия, но и пользу; она освежает воздух и изгоняет всякие миазмы. Да послужит и наступающая военная гроза к оздоровлению нашей атмосферы духовной…»[8].
 Ситуация первых дней и месяцев войны повергала в ужас. Ленинград в блокаде, немцы под Москвой. Катастрофа под Харьковом и в Крыму. Правобережье Дона захвачено. Немцы дошли почти до Волги…. И вдруг в боях под Сталинградом перед фашистами выросла стена! Какая сила остановила тогда смертоносное движение немецких танков?... То был – единый молитвенный вопль всего народа нашего.
Война, бомбежки, разруха, смерть близких …. С человеческих лиц надолго исчезло тогда выражение самоуверенности. Люди почувствовали, что земной мир, существующий лишь по милости Божией, легко может рухнуть. Ощущение непрочности мира дольнего и раскрывающееся из тайников души упование на помощь Божию охватило людей.
Немногие действующие храмы вновь до отказа наполнились молящимися. Так, по данным НКВД, только в Москве и Московской области в первую военную Пасху 5 апреля 1942 года в 124 действовавших церквях на ночных богослужениях молились более 85 тысяч человек [9]. Святая вера наших предков, которую гнали и уничтожали без малого 25 лет, стала великой мобилизующей силой в борьбе с фашизмом.
Горячо и слезно молились в тылу отцы, матери и жены, обращались сердцем к Богу и наши воины. Вера воскресала в сердцах многих. Случалось, что солдаты давали обещание: если останутся в живых, посвятить свою жизнь Богу. Так о себе свидетельствовал архимандрит Алипий (Воронов), в 1959-75 годах наместник Псково-Печерского монастыря: «Война была настолько страшной, что я дал слово Богу: если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь». В составе Четвертой танковой армии Иван Воронов прошел путь от Москвы до Берлина. Принимал участие в боевых операциях на Центральном, Западном, Брянском и Первом Украинском фронтах. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». В 1948 году в Троице-Сергиевой Лавре Иван Воронов принял монашеский постриг с именем Алипий [10]. О жизненном пути этого замечательного человека подробно рассказано в книге митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» [11].
Еще одним выдающимся фронтовиком, чей путь к вере начался в годы войны, является на всю Россию известный старец, недавно почивший духовник Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Кирилл (Павлов).
В 1941 году сержант Иван Павлов попал в противотанковый расчет на Волховский фронт. Участвовал в боях за Воронеж, Тамбов, Липецк и Сталинград. В Сталинградской битве сержант Павлов принимал участие в составе 10-й механизированной бригады. О Сталинграде батюшка вспоминал, что это был «то ли ад, то ли печь огненная»…. «На передовой сидели в окопах – слышна была немецкая речь. Кормили один раз в сутки: только ночью могла приехать полевая кухня. Страшный холод. Нас спасали трофейные немецкие одеяла. Началась огневая артподготовка. Сколько было огня! От Сталинграда вообще ничего не осталось. Ни одного уцелевшего дома, все было в руинах. После окончания боев воцарилась мертвая тишина. Зима, мы несли посты и разбирали трупы – отделяли немцев от наших и хоронили в братских могилах. Тогда я нашел в развалинах одного дома Евангелие и стал его читать. Вспомнил, что у нас в церкви служил батюшка, что были гонения и церкви закрывали. Подумал: «Может быть, есть еще школы, где готовят священников?» Тогда дал себе обет: «Если останусь живым, посвящу себя на служение Богу, пойду учиться» [12].
Демобилизовавшись, Иван Павлов поступил в Московскую духовную семинарию, окончив которую, стал священником и монахом.
По мнению старца, война была попущена Богом, чтобы призвать народ к покаянию, и когда люди снова обратились к вере, произошел перелом в войне в нашу пользу. Отец Кирилл вспоминал, как находясь на лечении после ранения, полученного в Венгрии в боях у озера Балатон, он в воскресный день зашел в единственный вновь открытый храм в г.Тамбове: «Собор был весь голый, одни стены… Народу – битком. Я был в военной форме, в шинели. Священник отец Иоанн, который стал впоследствии епископом Иннокентием Калининским, такую проникновенную проповедь произнес, что все, сколько было в храме народа, навзрыд плакали. Это был сплошной вопль…. Стоишь, и тебя захватывает невольно, настолько трогательные слова произносил священник» [13].
 Увидев, что Русская Православная Церковь – это мощная консолидирующая сила, способная сгладить общественные противоречия и усилить в народе патриотические чувства, советское правительство предприняло шаги ей навстречу.
В ночь с 4 на 5 сентября 1943 года, делегация Московской Патриархии в составе митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) прибыла в Кремль, где была принята Сталиным.
В течение двух часов митрополиты обсуждали со Сталиным прежде неразрешимые в условиях советского строя церковные вопросы. Сталин дал согласие на созыв Архиерейского Собора и избрание на нем Патриарха. Удалось договориться об открытии храмов, духовных семинарий и академий.
8 сентября 1943 года в новой патриаршей резиденции в Чистом переулке открылся Архиерейский Собор. В нем приняли участие 19 иерархов Русской Православной Церкви. Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Сергий (Страгородский). Освобожденные из ссылок и лагерей архиереи вновь заняли епархиальные кафедры. Церковь, которую почти 25 лет гнали и уничтожали, выстояла.
28 ноября 1943 года СНК СССР выпустил особое Постановление № 1325 «О порядке открытия церквей» [14]. В стране начали вновь открываться храмы.
17 ноября 1944 года было получено разрешение Совета по делам Русской Православной Церкви на открытие Преображенского храма в Иваново, храм был передан 7 января 1945 года. Открывались и сельские храмы. Так, например, в 1944 году стали совершаться богослужения в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Илья-Высоково Пучежского района, в Успенском храме села Межи Родниковского района [15]. Всего в Ивановской области в 1944-45 годах  было открыто 19 храмов, и их общее число возросло до 39 [16].
Значительный религиозный подъем в годы войны наблюдался повсюду. В храмы потянулись даже прежде далекие от Церкви люди. Это нашло свое отражение в исторических источниках. Так, один из областных уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви сообщал, что в г. Ойшкар-Оле в праздничные дни церковь посещает до тысячи человек, и среди посещающих бывает даже командный состав воинских частей [17].
Вдохновляясь примером святых предков – Александра Невского и Дмитрия Донского, Косьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, наши доблестные воины бились за Победу, а в тылу люди от мала до велика трудились до изнеможения, отдавая все свои силы и сбережения фронту. Весь народ, вся страна объединились в одном порыве, задышали единым духом священной жертвы.
Русская Православная Церковь объявила сбор средств на строительство танковой колонны «Димитрий Донской». Всего по всей стране собрано было свыше 8 млн. рублей.
Приношения эти давались людям очень дорогой ценой. В подавляющем большинстве жертвователями были крестьяне-колхозники, женщины и старики.
Вот как описывает эти события протоиерей церкви села Троицкого Днепропетровской области И.В. Ивлев: «В церковной кассе денег не было, а их надо было достать. <...> Я благословил двух 75-летних старушек на это великое дело. Пусть имена их будут известны людям: Ковригина Мария Максимовна и Горбенко Матрена Максимовна. И они пошли, пошли после того, как весь народ уже внес свою посильную лепту через сельсовет. Пошли две Максимовны просить Христовым именем на защиту дорогой Родины от насильников. Обошли весь приход – деревни, хутора и поселки, отстоящие в 5-20 километрах от села и в результате – 10 тысяч рублей, сумма по нашим разоренным немецкими извергами местам значительная. Вот так собирались те миллионы. Это была подлинная лепта верующих, откликнувшихся на призыв Матери-Церкви» [18].
На собранные Церковью средства было изготовлено 40 танков Т-34. 7 марта 1944 года у деревни Горелки, в 5 километрах от Тулы, боевые машины были переданы частям Красной армии – 38-му и 516-му танковым полкам.
С приветственной речью к воинам обратился митрополит Николай (Ярушевич): «Дорогие братья-воины нашей родной, нашей славной, победоносной Красной армии!.. Я привез вам сердечный напутственный привет, подарок и благословение от Русской Православной Церкви и, прежде всего, от главы ее – Патриарха Московского и всея Руси Сергия, по зову которого в начале прошлого года, в дни всенародного патриотического подъема по сбору пожертвований для защиты Родины – Русская Церковь с огромным воодушевлением собирала средства на создание своей танковой колонны… Я рад свидетельствовать перед вами, дорогие воины, что дни взносов на святое дело были днями великого праздника для всей Русской Православной Церкви. И она сейчас горда тем, что сооруженная на общецерковные средства наша колонна танков имени Дмитрия Донского вложит свою лепту в святое дело разгрома полчищ немецких разбойников…» [19].
Образ священника-патриота, принимающего участие в борьбе с врагом, появился в средствах массовой информации. В фильме военного времени «Секретарь райкома» зрители увидели, как священник помогает партизанам, колокольным звоном зовет народ на борьбу с врагом и взывает: «Господи, спаси землю Русскую» [20].
В окопах и блиндажах, партизанских отрядах сражались вместе люди различных убеждений, но их объединяла жертвенная любовь к Родине. Для них не было главным просто выжить. Намного важнее было другое. Вера, Отечество, долг, честь, любовь – вот что выше земной жизни. Такие исконные понятия, как Родина, мужество, братство, вновь наполнились реальным содержанием. Кровь миллионов русских солдат явилась величайшей жертвой, принесенной на алтарь Богу и Отечеству. Они положили души свои за Родину, исполнив завет Евангелия: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя».
Война была осознана, как великое бедствие, а борьба с врагами веры и Отечества - как священный долг, от которого нельзя уклоняться. Бывали случаи, когда с фронтов приходили телеграммы с настойчивыми просьбами направить в армию материалы с проповедями православного духовенства. Так, 2 ноября 1944 года в Главное политическое управление РККА с 4-го Украинского фронта поступила телеграмма, заверенная подполковником Леоновским, с просьбой «в самом срочном порядке выслать материалы Синода для произнесения проповедей». Очевидно, что в данном случае армейское командование выразило настроение солдат [21].
Глубинный смысл трагических событий не всегда открывается нам сразу… Но сегодня мы все же отчетливо понимаем, что главной причиной катастрофы 1941 года стал грех, выросший, словно раковая опухоль, на безбожной лжи и демагогии. Война явила способность нашего народа к покаянию и преодолению греха. В горниле великих испытаний очистилась душа народная, и обновились его нравственные силы.
Почему же мы вновь и вновь говорим о Великой Победе и ее духовном наследии? Не только потому, что будущий год – юбилейный. А потому что мы с вами и есть – наследники Великой Победы. Ради нас принесли себя в жертву воины-герои. Но разве мы всегда достойны их великой жертвы?
Обратим внимание вот на что. Сегодня в России сформировались силы, выступающие под знаменем либерализма и заявляющие о том, что в мире нет таких ценностей, ради которых стоит умирать. Этот тезис очень опасен, потому, что подрывает весь фундамент нашей христианской цивилизации и обесценивает плоды Великой Победы. Во все времена для мучеников за веру и воинов, положивших жизнь на поле брани за Отечество, вдохновляющим образом являлась Жертва на Кресте Господа нашего Иисуса Христа. Христианское понятие о бесценности и неповторимости человеческой личности сегодня превратилось в абсурдный тезис о земной жизни как высшей ценности. А ведь человек есть только там, где дух выше плоти. Для христианина вера, долг, любовь намного выше и дороже земной жизни.
На наших глазах сегодня бесстыдно попираются вечные ценности. А ведь это именно то, за что умирали наши солдаты: Родина, семья, жены, матери, дети. В информационном и медийном пространстве ныне культивируются идеи вседозволенности, нравственной распущенности, абортов, гомосексуальных связей. Умаляются идеалы семьи, брака, супружеской верности и чадородия. Огромное количество абортов ежедневно совершается в нашей стране.
С 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предлагает законодателям вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования. Тем не менее, аборты продолжают совершаться и каждый из нас вынужден соучаствовать в этом грехе.
Наши воины проливали кровь, защищая родную землю, а ныне на наше осуждение льется кровь убиенных во чреве младенцев. И не в последнюю очередь из-за этого население России почти непрерывно сокращается в течение последних 30 лет. Важно не забывать, что рождение и воспитание детей – это главное предназначение женщины на земле. Это порученный ей Богом нравственный подвиг.
Общество потребления, в котором мы живем, агрессивно навязывает нам свои законы и ценности. Прежде всего, культ денег и удовольствия. Постоянный поиск новых наслаждений и зависимость от так называемых «эндорфинов» или гормонов радости – все это делает человека слабовольным, боязливым, опасающимся за свое земное благополучие, неспособным на самоотверженное служение высоким идеалам. От беспрерывных суетных развлечений в душе рождаются равнодушие и теплохладность. К сожалению, грех этот проник сегодня и в ограду церковную. Раньше для верующих людей храм был самым дорогим и любимым местом на земле, люди всей душой стремились в него, заботились о его украшении, а теперь в большинстве своем люди выстаивают службу и покидают храм, никак более не участвуя в его жизни.
Проявляется грех теплохладности и в среде духовенства. Священники нередко равнодушны к духовным запросам своей паствы, занимаются в основном требоисправлением. Вместо того, чтобы назидать свою паству примером богоугодной жизни и доходящим до глубины души словом, некоторые из нас лишь наспех, формально исполняют свои обязанности, забывая о своем высоком нравственном долге перед Богом и людьми.
Всем нам, живущим в современном, таком опасном, быстроменяющемся мире, сегодня необходимо покаяние. Именно к такому выводу приводят нас размышления над событиями войны и наследием Великой Победы. Мы нуждаемся в серьезном переосмыслении наших ценностей и перемене образа жизни. Иначе, если Господь попустит серьезные испытания, мы не сможем выдержать их с честью, как наши предки – победители зла.
В завершении, дорогие наследники Великой Победы, обращаюсь к вам со словами святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».
Да поможет всем нам Господь!

1. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. - М.: Вече, Лепта, - 2010. – 480 с.: ил. - С.126.
2. Там же.
3. Галкин А.К. Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.sedmitza.ru/data/730/996/1234/57_118.pdf . (Дата обращения: 22.10.2019).
4.Там же.
5. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. – М.: Изд-во Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории, 2005. – 424 с. – С.231.
6. Зонтиков Н.А., Копылова О.Н. Иваново-Вознесенская и Кинешемская епархия // Православная энциклопедия. Т.20. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. - С.659-665.- С.661.
7. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.:сб. документов / сост. О.Ю. Васильева, И.И.Кудрявцев, Л.А.Лыкова. - М.: Изд-во Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории, 2009.- 765 с. - С. 38-40.
8. Русская Православная Церковь в Прикамье в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) / Марченко А., протоиерей, Георгия (Братчикова), монахиня, Федотова И.Ю. и др. – Пермь: Изд-во «Астер», 2015, - 411 с. - С. 23.
9. Русская Православная Церковь. XX век / Беглов А.Л., Васильева О.Ю., Журавский А.В. и др. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – 800 с.: ил. - С. 315.
10. Алипий (Воронов), архимандрит. Лучшая защита – наступление [Электронный ресурс]. Режим доступа: //https://azbyka.ru/fiction/arximandrit-alipij-voronov-luchshaja-zashhita-nastuplenie/(Дата обращения: 22.10.2019).
11. Тихон (Шевкунов), митрополит. «Несвятые святые» и другие рассказы. Изд-во Псково-Печерского монастыря, 2018. -640 с.: илл. С. 187 – 213.
12. Кирилл (Павлов), архимандрит. Цель нашей жизни – спасение души! Жизнеописание, проповеди. – СТСЛ, 2017. – 680 с., илл. С.7-8.
13. Там же. С.9.
14. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сб. док./сост. О.Ю. Васильева, И.И.Кудрявцев, Л.А.Лыкова. М., 2009. С 263-265.
15. Сафронов В.Д. Родниковский район // В.Д. Сафронов. Родники истории. Очерки об истории и преданиях Родниковского района Ивановской области. – Иваново: ЛИСТОС, 2012. – 271 с.
16. Смирнова О.С. Взаимоотношения уполномоченных Совета по делам РПЦ с местными органами власти в период Великой Отечественной войны (Открытие храмов в Верхнем Поволжье) [Электронный ресурс]. Режим доступа: // https://cyberleninka.ru/article/v/vzaimootnosheniya-upolnomochennyh-soveta-po-delam-rpts-s-mestnymi-organami-vlasti-v-period-velikoy-otechestvennoy-voyny-9otkrytie-hramov (Дата обращения: 22.10.2019).
17. Трухин В.Н. Религиозный подъем в Советском Союзе во время Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.hist.msu.ru/Science/Conf/lomweb01/truhin.htm (Дата обращения: 22.10.2019).
18. Беглов А.Л. Церковный патриотизм: позиция иерархов или верующих (К вопросу о масштабах патриотической деятельности Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.) / Материалы церковно-общественной конференции «За други своя: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война, 25 марта 2005 г. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. – 152 с. - С.138-143.
19. Русская Православная Церковь в Прикамье в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)/ Марченко А., протоиерей, Георгия (Братчикова), монахиня, Федотова И.Ю. и др. – Пермь: Изд-во «Астер», 2015, - 411 с. - С. 174-175
20. Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь (Нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированных территориях). М., 2002. - С.123
21. Трухин В.Н. Религиозный подъем в Советском Союзе во время Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]. Режим доступа:// http://www.hist.msu.ru/Science/Conf/lomweb01/truhin.htm (Дата обращения: 22.10.2019).