Преподобный Тихон (в миру Тимофей) был родом из княжества Литовского, в
молодости служил там на военной службе. Преследуемый в Литве католиками
за свои православные убеждения, Тимофей переселился в Москву, где стал
вести жизнь скромную и благочестивую. Искреннее желание послужить Одному
только Господу заставило его бежать от соблазнов мира. Раздав всё своё
имущество бедным, Тимофей прибыл в Лавру Сергия Радонежского и здесь
принял иночество с именем Тихон. Но многолюдная жизнь этой обители не
удовлетворяла склонного к уединенности Тихона, и он вскоре отправился на
север, в его леса и пустыни. Посетив здесь различные монастыри, он
достиг, наконец, Лухской местности.
Здесь он и поселился неподалёку от нынешнего посёлка Лух, в густом сосновом бору, и построил себе небольшую келью. Строгая подвижническая жизнь его не могла укрыться от внимания местных жителей. К преподобному начали приходить многие, ищущие уединения и подвигов. Скоро у кельи преподобного были возведены новые кельи, и образовалась целая обитель. Считая себя недостойным быть священником, преподобный Тихон не принял священнического сана до самой своей кончины. Узнав заранее о своём отшествии к Богу и дав ученикам последние наставления, святой мирно скончался 16 июня 1503 года.
Монастырь был основан в 1498 году и изначально назывался Николаевским - во имя святителя и чудотворца Николая. С основанием монастыря началось интенсивное заселение пустынных доселе земель в Лухском крае. Вскоре возле монастыря образовалась слободка.
В конце XVI века произошли события, сыгравшие поворотную роль в истории монастыря. Это обретение нетленных мощей Тихона и канонизация его Русской Православной церковью. С тех пор монастырь стал называться Тихоновой пустынью. Когда был прославлен основатель монастыря и причислен к лику святых, князь Иван Дмитриевич Бельский, чьей вотчиной являлся город Лух с окрестностями, пожертвовал Тихоновой пустыни 36 деревень и починков. По смерти князя, на помин его души были приложены монастырю еще деревни из княжеских вотчин. Участие знатного рода князей Бельских в становлении монастыря способствовало росту его благосостояния. Пока они были в силе при царях и великих князьях, монастырь не терпел нужды.
В монастыре было две церкви, а также келия игуменская, пять келий братских, дворовые постройки. В одной из грамот упоминается, что братии тогда было более 50 человек. До конца столетия в обители продолжалось установленное ее основателями общежитие. Вся братия кормилась общими трудами, неся церковное, кухонное, лесное, пахотное, мельничное, рыболовное послушания.
В смутное время игумен монастыря Иона Балахонец выступил с воззванием к жителям Луха и других городов, призывая всем сообща потрудиться для избавления православной христианской веры. Монастырские крестьяне, имевшие опыт в ратных делах, присоединились к большому отряду лушан, выступивших на соединение с войском Минина и Пожарского. Монастырь также выделил деньги на ополчение, игумен Иона отслужил молебен.
Не обходили монастырь стороной и различные напасти. От моровой язвы в 1665 году умер 21 схимонах. В 1668 году случился в слободе большой пожар, монастырские постройки также сгорели дотла. В сентябре 1678 года над обителью вновь взвилось пламя и монастырь сгорел до основания.
В скором времени игумен Прокл принимал в своей келье знатного горожанина из Луха Максима Федоровича Попова, который пожелал воздвигнуть в монастыре на свои средства каменный храм в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Дата его постройки – 1678 год.
В период царствования Екатерины II шли приготовления к новому и полному преобразованию всех монастырей. В 1764 году состоялось обнародование особых монастырских штатов. Тихонова пустынь была отнесена к третьему классу. Все монастырские владения полностью отошли в казну, а вместо них положено было монастырям содержание. Но обитель не осталась только на государственном «пайке». Посадские люди, дворяне, крестьяне несли в монастырь приношения. Средства накапливались – монастырь благоустраивался. В 1765 году построено 183 сажени монастырской каменной ограды со святыми воротами и башнями. В 1779 году освящен воздвигнутый архимандритом Порфирием Рачинским придельный храм во имя Преподобного Тихона. В 1781 году построена над Святыми воротами церковь Преображения Господня. В 1786 году достроено 110 саженей монастырской ограды. В 1789 году построены каменные настоятельские кельи. В 1792 году построены каменные братские кельи с трапезной и кухней. С восшествием на престол императора Павла были дарованы монастырям земли и возвращены другие угодья. Тихоновой пустыни были возвращены мельница на реке Лух близ деревни Городок и рыбные ловли по Луху и Возополи, а также около 20 десятин земли рядом с монастырем. В 1787 году город Лух со своим уездом был присоединен к Костромской губернии и Тихонова пустынь перешла в ведомство Костромской епархии. Вскоре при монастыре учредили духовное училище для детей церковнослужителей. Духовное училище в Тихоновой пустыни стало первым учебным заведением в древней лухской земле. К концу ХVIII века в пустыни были сосредоточены и духовное правление, и духовное училище, и иноческое общежитие.
В 1808-1809 годах монастырь на свои средства построил каменный корпус для духовного училища. В 1814 году оно было разделено на приходское и уездное. В училище действовали 4 класса и они служили подготовительными для семинарии. Число учеников составляло 200 человек. К тому времени придельные храмы обветшали. Управлявший тогда монастырем казначей иеромонах Варнава начал постройку новых зданий. В 1833 году были закончены постройкой приделы в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца Николая. На западе от этих приделов тем же Варнавой в 1835 году была сооружена грандиозная каменная колокольня. К 1836 году все здания в Тихоновой пустыни были каменными. В 1839 году чудовский иеромонах Тихон с другими вкладчиками соорудили новую металлическую чеканную раку для мощей Преподобного Тихона. В 1876 году в Копытове на месте часовни архимандрит Сергий с братией соорудили небольшую каменную церковь с колокольней. Освящена эта церковь была в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Тихона.
После установления в России Советской власти монастырь разделил участь многих тысяч обителей. Монастырь был закрыт и подвергся варварскому надругательству и разграблению. Уничтожены иконы, рака Преподобного Тихона. Колокольню обезглавили, свалив с нее 17-метровй шпиль с крестом. Позднее на территории монастыря разместили МТС. Начало восстановления монастыря было ознаменовано чудом. Оно произошло в 1991 году. На стене мастерской МТС, что находилась в Крестовоздвиженском храме, вдруг облетела со стены многослойная краска и проявился удивительный лик Преподобного Сергия Радонежского. Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий послал представителя епархии убедиться в проявлении лика и осмотреть монастырь. Священник, приехавший в обитель, отметил необычность и явное знамение того, что монастырь надо восстанавливать.
16 июля 1995 г. Священный Синод под председательством патриарха Алексия II удовлетворил ходатайство Высокопреосвященнейшего Архиепископа Амвросия о благословении открытия Свято-Николо-Тихонова мужского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни. В монастыре четыре храма с шестью престолами в честь Царственных страстотерпцев, Преображения, Крестовоздвижения, святителя Николая Чудотворца, Смоленской иконы Божией Матери. В монастыре восстановлены и вновь построены трапезная, братские корпуса, четыре часовни. Настоятелем обители является епископ Кинешемский и Палехский Иларион.
В настоящее время и.о.наместника монастыря является иеромонах Силуан (Киселев).
Портал https://monasterium.ru/
Здесь он и поселился неподалёку от нынешнего посёлка Лух, в густом сосновом бору, и построил себе небольшую келью. Строгая подвижническая жизнь его не могла укрыться от внимания местных жителей. К преподобному начали приходить многие, ищущие уединения и подвигов. Скоро у кельи преподобного были возведены новые кельи, и образовалась целая обитель. Считая себя недостойным быть священником, преподобный Тихон не принял священнического сана до самой своей кончины. Узнав заранее о своём отшествии к Богу и дав ученикам последние наставления, святой мирно скончался 16 июня 1503 года.
Монастырь был основан в 1498 году и изначально назывался Николаевским - во имя святителя и чудотворца Николая. С основанием монастыря началось интенсивное заселение пустынных доселе земель в Лухском крае. Вскоре возле монастыря образовалась слободка.
В конце XVI века произошли события, сыгравшие поворотную роль в истории монастыря. Это обретение нетленных мощей Тихона и канонизация его Русской Православной церковью. С тех пор монастырь стал называться Тихоновой пустынью. Когда был прославлен основатель монастыря и причислен к лику святых, князь Иван Дмитриевич Бельский, чьей вотчиной являлся город Лух с окрестностями, пожертвовал Тихоновой пустыни 36 деревень и починков. По смерти князя, на помин его души были приложены монастырю еще деревни из княжеских вотчин. Участие знатного рода князей Бельских в становлении монастыря способствовало росту его благосостояния. Пока они были в силе при царях и великих князьях, монастырь не терпел нужды.
В монастыре было две церкви, а также келия игуменская, пять келий братских, дворовые постройки. В одной из грамот упоминается, что братии тогда было более 50 человек. До конца столетия в обители продолжалось установленное ее основателями общежитие. Вся братия кормилась общими трудами, неся церковное, кухонное, лесное, пахотное, мельничное, рыболовное послушания.
В смутное время игумен монастыря Иона Балахонец выступил с воззванием к жителям Луха и других городов, призывая всем сообща потрудиться для избавления православной христианской веры. Монастырские крестьяне, имевшие опыт в ратных делах, присоединились к большому отряду лушан, выступивших на соединение с войском Минина и Пожарского. Монастырь также выделил деньги на ополчение, игумен Иона отслужил молебен.
Не обходили монастырь стороной и различные напасти. От моровой язвы в 1665 году умер 21 схимонах. В 1668 году случился в слободе большой пожар, монастырские постройки также сгорели дотла. В сентябре 1678 года над обителью вновь взвилось пламя и монастырь сгорел до основания.
В скором времени игумен Прокл принимал в своей келье знатного горожанина из Луха Максима Федоровича Попова, который пожелал воздвигнуть в монастыре на свои средства каменный храм в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Дата его постройки – 1678 год.
В период царствования Екатерины II шли приготовления к новому и полному преобразованию всех монастырей. В 1764 году состоялось обнародование особых монастырских штатов. Тихонова пустынь была отнесена к третьему классу. Все монастырские владения полностью отошли в казну, а вместо них положено было монастырям содержание. Но обитель не осталась только на государственном «пайке». Посадские люди, дворяне, крестьяне несли в монастырь приношения. Средства накапливались – монастырь благоустраивался. В 1765 году построено 183 сажени монастырской каменной ограды со святыми воротами и башнями. В 1779 году освящен воздвигнутый архимандритом Порфирием Рачинским придельный храм во имя Преподобного Тихона. В 1781 году построена над Святыми воротами церковь Преображения Господня. В 1786 году достроено 110 саженей монастырской ограды. В 1789 году построены каменные настоятельские кельи. В 1792 году построены каменные братские кельи с трапезной и кухней. С восшествием на престол императора Павла были дарованы монастырям земли и возвращены другие угодья. Тихоновой пустыни были возвращены мельница на реке Лух близ деревни Городок и рыбные ловли по Луху и Возополи, а также около 20 десятин земли рядом с монастырем. В 1787 году город Лух со своим уездом был присоединен к Костромской губернии и Тихонова пустынь перешла в ведомство Костромской епархии. Вскоре при монастыре учредили духовное училище для детей церковнослужителей. Духовное училище в Тихоновой пустыни стало первым учебным заведением в древней лухской земле. К концу ХVIII века в пустыни были сосредоточены и духовное правление, и духовное училище, и иноческое общежитие.
В 1808-1809 годах монастырь на свои средства построил каменный корпус для духовного училища. В 1814 году оно было разделено на приходское и уездное. В училище действовали 4 класса и они служили подготовительными для семинарии. Число учеников составляло 200 человек. К тому времени придельные храмы обветшали. Управлявший тогда монастырем казначей иеромонах Варнава начал постройку новых зданий. В 1833 году были закончены постройкой приделы в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца Николая. На западе от этих приделов тем же Варнавой в 1835 году была сооружена грандиозная каменная колокольня. К 1836 году все здания в Тихоновой пустыни были каменными. В 1839 году чудовский иеромонах Тихон с другими вкладчиками соорудили новую металлическую чеканную раку для мощей Преподобного Тихона. В 1876 году в Копытове на месте часовни архимандрит Сергий с братией соорудили небольшую каменную церковь с колокольней. Освящена эта церковь была в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Тихона.
После установления в России Советской власти монастырь разделил участь многих тысяч обителей. Монастырь был закрыт и подвергся варварскому надругательству и разграблению. Уничтожены иконы, рака Преподобного Тихона. Колокольню обезглавили, свалив с нее 17-метровй шпиль с крестом. Позднее на территории монастыря разместили МТС. Начало восстановления монастыря было ознаменовано чудом. Оно произошло в 1991 году. На стене мастерской МТС, что находилась в Крестовоздвиженском храме, вдруг облетела со стены многослойная краска и проявился удивительный лик Преподобного Сергия Радонежского. Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий послал представителя епархии убедиться в проявлении лика и осмотреть монастырь. Священник, приехавший в обитель, отметил необычность и явное знамение того, что монастырь надо восстанавливать.
16 июля 1995 г. Священный Синод под председательством патриарха Алексия II удовлетворил ходатайство Высокопреосвященнейшего Архиепископа Амвросия о благословении открытия Свято-Николо-Тихонова мужского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни. В монастыре четыре храма с шестью престолами в честь Царственных страстотерпцев, Преображения, Крестовоздвижения, святителя Николая Чудотворца, Смоленской иконы Божией Матери. В монастыре восстановлены и вновь построены трапезная, братские корпуса, четыре часовни. Настоятелем обители является епископ Кинешемский и Палехский Иларион.
В настоящее время и.о.наместника монастыря является иеромонах Силуан (Киселев).
Портал https://monasterium.ru/