Разделы

Монастыри



 В 1498 году при слиянии рек Лух и Возополь был основан общежительский мужской монастырь, который изначально назывался Николаевским - во имя Святителя и Чудотворца Николая. С основанием монастыря началось интенсивное заселение пустынных доселе земель в Лухском крае. Вскоре возле монастыря образовалась слободка.
В конце XVI века произошли события, сыгравшие поворотную роль в истории монастыря. Это обретение нетленных мощей Тихона и канонизация его Русской Православной церковью. С тех пор монастырь стал называться Тихоновой пустынью. Когда был прославлен основатель монастыря и причислен к лику святых, князь Иван Дмитриевич Бельский, чьей вотчиной являлся город Лух с окрестностями, пожертвовал Тихоновой пустыни 36 деревень и починков. По смерти князя, на помин его души были приложены монастырю еще деревни из княжеских вотчин . Участие знатного рода князей Бельских в становлении монастыря способствовало росту его благосостояния. Пока они были в силе при царях и великих князьях, монастырь не терпел нужды.
В смутное время игумен монастыря Иона Балахонец выступил с воззванием к жителям Луха и других городов, призывая всем сообща потрудиться для избавления православной христианской веры. Монастырские крестьяне, имевшие опыт в ратных делах, присоединились к большому отряду лушан, выступивших на соединение с войском Минина и Пожарского. Монастырь также выделил деньги на ополчение, игумен Иона отслужил молебен. Местное предание гласит, что, возвращаясь после победы в свою родовую вотчину Мыт, монастырь посетил князь Пожарский. Он занесен в синодики монастыря в числе усердных вкладчиков.
В 1764 году состоялось обнародование особых монастырских штатов. Тихонова пустынь была отнесена к третьему классу. Все монастырские владения полностью отошли в казну, а вместо них положено было монастырям содержание. Но обитель не осталась только на государственном «пайке». Посадские люди, дворяне, крестьяне несли в монастырь приношения. Средства накапливались – монастырь благоустраивался. В 1765 году построено 183 сажени монастырской каменной ограды со святыми воротами и башнями. В 1779 году освящен воздвигнутый архимандритом Порфирием Рачинским придельный храм во имя Преподобного Тихона. В 1781 году построена над Святыми воротами церковь Преображения Господня. В 1786 году достроено 110 саженей монастырской ограды. В 1789 году построены каменные настоятельские кельи. В 1792 году построены каменные братские кельи с трапезной и кухней. С восшествием на престол императора Павла были дарованы монастырям земли и возвращены другие угодья.
В 1808-1809 годах монастырь на свои средства построил каменный корпус для духовного училища. В 1814 году оно было разделено на приходское и уездное. В училище действовали 4 класса и они служили подготовительными для семинарии. Число учеников составляло 200 человек. К тому времени придельные храмы обветшали. Управлявший тогда монастырем казначей иеромонах Варнава начал постройку новых зданий. В 1833 году были закончены постройкой приделы в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца Николая. На западе от этих приделов тем же Варнавой в 1835 году была сооружена грандиозная каменная колокольня. К 1836 году все здания в Тихоновой пустыни были каменными. В 1839 году чудовский иеромонах Тихон с другими вкладчиками соорудили новую металлическую чеканную раку для мощей Преподобного Тихона. В 1876 году в Копытове на месте часовни архимандрит Сергий с братией соорудили небольшую каменную церковь с колокольней. Освящена эта церковь была в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Преподобного Тихона. 
16 июня 1903 года состоялось торжественное заседание Костромской ученой губернской комисии в ознаменование 400-летия со дня блаженной кончины Преподобного Тихона Луховского. С обстоятельным докладом на заседании выступил член ученой архивной комисии П.А.Илинский. Результатом его многолетних кропотливых исследований стала книга «Луховская Тихонова пустынь Костромской губернии», впервые изданная в 1896 году в Петербурге. Докладчик на торжественном заседании убедительно показал, какую огромную роль сыграли Преподобный Тихон и основанная им обитель в духовном просвещении, развитии образования, наук и ремесел на древней Лухской земле. После захвата власти в Росии безбожниками-коммунистами монастырь разделил участь многих тысяч обителей. В 193? году монастырь был закрыт и подвергся варварскому надругательству и разграблению . Уничтожены иконы, рака Преподобного Тихона. Колокольню обезглавили, свалив с нее 17-метровй шпиль с крестом. Позднее на территории монастыря разместили МТС. Начало восстановления монастыря было ознаменовано чудом. Оно произошло в 1991 году. На стене мастерской МТС, что находилась в Крестовоздвиженском храме, вдруг облетела со стены многослойная краска и проявился удивительный лик Преподобного Сергия Радонежского. Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий послал представителя епархии убедиться в проявлении лика и осмотреть монастырь. Священник, приехавший в обитель, отметил необычность и явное знамение того, что монастырь надо восстанавливать. 16 июля 1995 года Свято-Николо-Тихонов монастырь указом Святейшего Синода был возрожден.


 
  • Макариев-Решемский женский монастырь

     

    Одному Богу ведомо, когда возник Макариев-Решемский монастырь. По преданию, он был основан в конце ХIV века самим преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Родился он в 1349 году в Нижнем Новгороде от знатных и благочестивых родителей Иоанна и Марии, долгое время не имевших детей и моливших Господа о даровании им чада. С раннего детства возлюбил Макарий молитву и церковное пение. В двенадцатилетнем возрасте, тайно оставив родительский дом, пришел он в Вознесенский Печерский монастырь близ города и, назвавшись сиротой, упросил архимандрита Дионисия оставить его в обители. Преподобный Дионисий не без колебаний принял юного отрока в число братии. Его тронули решимость и не по летам разумные речи Макария, он почувствовал особое настроение его души. Вскоре же настоятель совершил над ним иноческий постриг.

    В течение нескольких последующих лет преподобный Макарий проводил строгую подвижническую жизнь, украшаясь добродетелями. После поставления архимандрита Дионисия в 1374 году во епископа Суздальского и Нижегородского он недолго оставался в обители. Чтобы избежать мирской славы и похвалы за свои великие подвиги, смиренный инок пожелал скрыться из монастыря. В поисках уединенного места он отправился вверх по течению реки Волги, дошел до слияния рек Луха и Добрицы и поселился здесь. В скором времени ему пришлось оставить это место из-за недоброго отношения местных жителей. Пройдя около 60 верст по реке Добрице, он остановился на живописном возвышенном берегу Волги близ слободы Решма. Место ему понравилось, и он устроил небольшую келью, в которой несколько лет подвизался в посте и молитве. Мало-помалу стали приходить к отшельнику жители близлежащих селений, и некоторые из них оставались, чтобы проводить вместе с ним подвижническую жизнь. Постепенно образовалась небольшая община. Тогда для собравшейся здесь братии он основал обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, ставшую известной как Макарьевская пустынь. По устроении ее и с назначением игумена для братии преподобный Макарий в очередной раз тайно удалился вниз по реке Волге в поисках безмолвного уединения и в дальнейшем основал еще две обители: Свято-Троицкую Макариев-Желтоводскую (в середине 1430-х годов) и Свято-Троицкую Макариев-Унженскую (1439 год), в коей подвижник и окончил свой земной путь 25.07/07.08 1444 года 95 лет от роду.  

    Дальнейшая история монастыря полна драматизма. О первоначальном его состоянии сведений не сохранилось. Согласно живому преданию обитель вначале располагалась под горой, на самом берегу Волги. В Смутное время междуцарствия в 1609 году монастырь находился в глубоком упадке и к тому же вместе со слобожанами Решмы подвергся нападению польских интервентов. Отряд пана Лисовского состоял из профессиональных, хорошо вооруженных воинов. Как тут было устоять простому ремесленному люду? Только с помощью Божией и заступничеством святых. Вот тогда все и обратились с горячими молитвами к своему святому покровителю. И случилось чудо – при невидимом содействии преподобного слобожане под предводительством местного жителя Григория Лапши отразили неприятеля. И еще не однажды святой помогал нашим дружинам побеждать польских захватчиков, являясь в местах сражений видимым образом и приводя их в смятение и ужас. В начале 1612 года в слободе останавливался князь Дмитрий Пожарский, направляясь с войском из Нижнего Новгорода, через Кинешму и Кострому, для избавления Москвы от поляков. К его дружине присоединились и добровольцы-решемцы. После победы над поляками, в чувстве глубокой признательности за явленное святым чудесное избавление от врагов, жители Решмы и Юрьевецкого уезда решили возобновить обитель, перенеся ее на гору. 
    В 1764 году при учреждении монастырских штатов Макарьеву пустынь не упразднили, но оставили в числе заштатных. Обветшание ее постепенно становилось значительнее. К началу ХХ века в обители проживало всего 6 человек. Остро встал вопрос о дальнейшей жизнедеятельности монастыря. 14 июля 1901 года Священный Синод своим указом определил Решемскую Макариеву пустынь обратить в женский монастырь, открытие которого совершилось 26 августа 1901 года. 
    После революции монастырь продолжал существовать некоторое время под вывеской трудовой сельскохозяйственной артели, однако духовная жизнь монастыря не прекращалась. Здесь любил бывать святитель Василий Кинешемский, при монастыре подвизался блаженный Виктор Раевский, духовное чадо святителя, впоследствии скончавшийся в заключении. В 1927 году артель ликвидировали. Игумения Досифея, заранее предусмотрев закрытие обители, постаралась никого из сестер обители после революции не оставить без крыши над головой. С несколькими из них она переехала в Кинешму, где вскоре скончалась. Погребена в селе Маврино (под Кинешмой), ныне не существующем. По некоторым сведениям, в 1935 году часть сестер бывшего монастыря были арестованы и сосланы в Казахстан.

    Монастырь был разграблен и разрушен. Кирпичные стены храма и монастырской ограды разобраны и использованы в военное время для строительства аэродрома. Кладбище разорено, теперь на его месте стоят жилые дома.  


    В новейшее время в апреле 1998 года определением Священного Синода община преобразована в Макариев-Решемский мужской монастырь, а 26 декабря 2006 года Постановлением Священного Синода РПЦ Макариев-Решемский мужской монастырь переименован в женский.