Новый сайт Кинешемской епархии

С 8 апреля новости публикуются на новом сайте Кинешемской епархии
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

1 марта 2013 г.

Вопросы священнику


На вопросы отвечает руководитель Миссионерского отдела Епархии,  настоятель

прихода святителя Василия Кинешемского г. Кинешма  протоиерей Димитрий Сазонов


Отец Дмитрий, вы рассказали что Святитель Василий Кинешемский не деканонизирован, но просто не попал в календарь РПЦ. Будет ли 13 августа, по традиции, проходить день памяти святителя в Кинешме или нет? Сергей
Уважаемый Сергей! Еще раз повторюсь, что все, что связано с молитвенным почитанием святителя Василия, епископа Киншемского продолжает место быть. Решение о «деканизации» святителя Василия не было озвучено и на проходившем 2-5 февраля 2013 года в Москве Архиерейском соборе. Еще раз подтвердил позицию священноначалия Церкви  и лично Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о молитвенном почитании святителя Управляющий Кинешемской епархией Епископ Кинешемский и Палехский Иларион. В истории Русской Православной Церкви существует один-единственный случай деканонизации. И связан он с осуждением старообрядцев. Тверская княгиня Анна Кашинская была деканонизирована в XVII веке, но в ХХ столетии это решение патриарха Иоакима было пересмотрено.


А правда, что православие также как и многие другие религии не отрицает второго пришествия Христа? Андрей

Уважаемый Андрей! Церковь не только не отрицает, но утверждает о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Второе пришествие Христово — событие, ожидаемое в большинстве христианских церквей, предвозвещённое в Новом Завете. Одно из догматических положений Православной Церкви, зафиксированное в Никео-Цареградском Символе веры, в его 7-м члене: «И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век…И паки Грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца». Теме второго пришествия Иисуса Христа посвящено множество пророчеств Нового Завета. Сам Иисус Христос также неоднократно говорил о своём втором пришествии (Мф.16:27; Мф.24:27; Мф.25:31; Мк.8:38; Лк.12:40), о нём ясно учат и апостолы (1Ин.2:28; 1Кор.4:5; 1Фес.5:2-6) и потому оно было общим убеждением Церкви во все времена и вошло почти во все древние символы веры.
Так, Евангелие определённо говорит о славном пришествии Христа:
— Его пришествие будет видимым: «Се грядет с облаками, и узрит Его всякое око» (Откровение 1:7).
— Это событие услышат все народы по всей земле: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1 Фессалоникийцам 4:16). «Мертвые во Христе воскреснут прежде, а живые восхищены будут на облаках» (1Фессалоникийцам 4:17).
— Христос придет во славе ангелов: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним» (Матфея 25:31).

Для чего осуществляется паломничество? Почему некоторые места называют «святыми». Есть ли у нас в области места, которые можно назвать таковыми? Анна Александровна
Первоначально паломниками называли людей, совершавших путешествие в Святую Землю для поклонения христианским святыням. Они приносили с собой ветку пальмы, откуда и происходят слова "паломничество" и "паломник" (пальмовник). Обычай основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных с жизнью Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, жизнью и трудами апостолов, помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники. Важнейшие для христиан святые места - пещера в Вифлееме, где родился  Христос, и Гроб Господень в Иерусалиме.  Для каждого христианина эти места являются святыми, недаром Иерусалим и Палестина называются Святой Землей.
На Руси традиции паломничества восходят к XI веку. Традиционными маршрутами русских паломников были Святая Земля, Афон и национальные святыни. Стержнем паломничества является духовное делание, молитвенный опыт, обретаемый в приобщении к посещаемым святыням. 
Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые из них находят здесь себе духовников. 
Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до 18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.
Мощи преподобного Тихона Луховского в Свято-Николо-Тихоновском монастыре в с.Тимирязево, могилка блаженного Николеньки в с. Еремино, Заволжского р-на, Иоанно-Предтеченский источник с. Парское, источник в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы близ с. Кощеево Родниковского района и т. д.

Отец Дмитрий, совсем недавно в католицизме свой пост покинул Папа Римский. Может ли уйти со своей должности патриарх Кирилл или это не более чем слухи? Кто решает вопрос о снятии с должности и может ли он покинуть свой пост по собственному желанию, как это сделал Бенедикт?
Александр
Уважаемый Александр!  Святейший Патриарх может уйти на покой по состоянию здоровья, решение в данном случае он принимает сам и Священный Синод. В случае нарушения Патриархом догматов веры, решение о снятии с него сана принимается Архиерейским и  Поместным соборами. 

По телевизору смотрел передачу про бесноватость. Правда ли, что у нас в церквях тоже изгоняют бесов? Как это происходит? Антон.
В  католической церкви обряд изгнания злых духов называется экзорцимом. В Православной Церкви существует практика «отчитки». Она совершается в больших монастырях, напр. в Троице-Сергиевой Лавре.

Правда ли, что семинаристы и люди ушедшие в монастырь освобождаются от прохождения службы в армии по призыву? Алексей
Уважаемый Алексей! Воспитанники Семинарии подлежат воинскому призыву наравне со всеми гражданами РФ достигшими призывного возраста.

Муж самостоятельно ушел из жизни 31 год назал (повесился). Прошло достаточно много времени и сын настаивает на его отпевании. Прав ли он? Нужно ли это делать? Мария.
Уважаемая Мария! Отпевание самоубийц невозможно, даже по истечении какого-либо времени.   В данном случае, ссылка на время безосновательно.  Исключение делается для людей с психическими отклонениями. Правило патриарха Тимофея Александрийского 14-ое, гласит, что в отношении лиц, окончивших жизнь самоубийством в состоянии психического расстройства, может быть совершено заочное отпевание, в том случае, если это расстройство будет подтверждено соответствующими медицинскими свидетельствами.
Канонический запрет на отпевание самоубийц связан с богоборческим характером самоубийства как такового. Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий. Следовательно, тот, кто самовольно лишает себя жизни, кощунственно отвергает этот дар. Налагающий на себя убийственную руку христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя. Церковь смотрит на вольного самоубийцу как на духовного потомка Иуды предателя, который, отрекшись от Бога "шед удавился".
В Русской Православной Церкви, как и в других Поместных Православных Церквах, сочли возможным, тщательно исследовав обстоятельства, приведшие каждого конкретного члена Церкви к самоубийству, допускать отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии засвидетельствованного третьими лицами психического расстройства, или душевной болезни. На этом основании епархиальные церковные учреждения по благословению правящего епископа могут выдавать разрешения на отпевание самоубийц, в отношении которых точно известно, что самоубийство было совершено ими не в состоянии душевного озлобления или холодного расчета, не в порыве ропота или богоборчества, а в состоянии психического нездоровья. 
Что же касается церковной молитвы за самоубийц, совершивших это богоборческое деяние будучи психически здоровыми, то  такой чин был составлен. Текст чина представил архиепископ Костромской и Галичский Алексий, председатель Синодальной богослужебной комиссии.
Священный Синод во главе с Патриархом одобрили «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго» и разослали его в епархии для употребления на приходах Русской Православной Церкви, указав, что этот чин может быть совершаем многократно, как многократно совершаются панихиды, ― всякий раз, когда родственники лица, окончившего жизнь самоубийством, будут обращаться к священнику за утешением в постигшем их горе.
Кроме того, родственники и близкие окончившего жизнь самоубийством, взяв благословение у священника, могут совершать келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского.