Новый сайт Кинешемской епархии

С 8 апреля новости публикуются на новом сайте Кинешемской епархии
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

12 декабря 2014 г.

Доклад епископа Кинешемского и Палехского Иларионана IV Региональных Рождественских чтениях в Иваново

«Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси», в связи с 1000-летием со дня кончины святого равноапостольного великого князя Владимира

Ваше Высокопреосвященство, Преосвященство, отцы, братия и сестры! Тема нынешних Рождественских чтений: «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» к 1000-летию со дня кончины святого равноапостольного великого князя Владимира выбрана неслучайно. Сегодня перед нашим обществом стоит выбор пути, по которому наша страна и мы с вами будем двигаться в новом столетии.
Особым типом цивилизации является русская, развивающейся по собственной шкале координат. Отличительной чертой русской цивилизации является сознательный выбор глубинного, ценностного ориентира: преобладание духовного над материальным. Парадигмой русской цивилизации является Православие. Мыслитель Иван Киреевский говорил, что особый тип русского взгляда на мир предполагает такого человека, который духовно может переустроить весь мир и создать новое качество жизни.
Выбор особого цивилизационного пути для себя и своего народа, для будущих поколений определил великий князь Киевский Владимир. Князь Владимир I Святославович (960 - 1015 гг.) - великий князь Киевский, один из самых неоднозначных и легендарных правителей Древней Руси. Вот духовный портрет князя: из ревностного язычника становится образцовым христианином, оставаясь отважным воином и при этом милосердным человеком. Он внёс вклад в дело территориального расширения и укрепления политических позиций русского государства. Князь явился великим реформатором духовной жизни русского народа, человеком, "крестившим Русь". За свои равноапостольные труды и утверждение веры Церковью и народом он был причислен к лику святых.

О внутренних побуждениях святого князя Владимира к вере и о Промысле Божием о нём мы узнаём от митрополита Киевского Илариона в его «Слове о законе и благодати», где  характеризуется Владимир как земли Русской великий князь, о котором наслышаны во всех четырёх концах света. Князь - сын славных родителей. Он - единодержец земли своей, подчинивший под свою власть соседние народы. Правил народом своим князь Владимир правдою, мужеством и разумом. По словам Нестора - летописца, князь Владимир, будучи ещё язычником, «был муж правдив, милостив к нищим, сиротам и вдовицам».
Рассмотрим историко-политическую канву правления великого князя. К концу X века при Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи и земли по обе стороны Карпат. В 981 году великий князь присоединил к русскому государству так называемые "Грады Червенские", захваченные ранее польским князем Мешко I. Наблюдается сильное укрепление государства. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры Русской земли. В целом же, по свидетельству историков, в X веке государство именовалось "Русь", "Русская земля".
    Князь Владимир и его окружение прекрасно осознавали необходимость отказа от язычества в пользу Православия - как одного из условий ликвидации изоляции Руси от европейского христианского и цивилизованного мира. Провозглашение монотеизма укрепляло позиции главы государства и освящало сословную иерархию, складывающуюся в древнерусском обществе. Христианство формировало новую мораль - более гуманную и высоконравственную. Так, 988 год принято считать годом принятия христианства в качестве государственной религии на Руси. Князь Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Согласно летописным свидетельствам, решение Владимира принять православную веру было обдуманным: с полным пониманием, что православное христианство является единственной полноценной и справедливой религией, отвечающей глубоким запросам славянской души.
Предстоятель Русской Православной Церкви  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  на торжествах празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира в Киеве в 2010 году определил цивилизационный выбор святого князя как выбор истины: «Если в сторону отмести все эти историософские рассуждения, основанные на политическом и экономическом анализе, то остается самое основное и главное - князь Владимир искал истину. Этот человек был не удовлетворен наличным духовным состоянием своим и своего народа. Это не был простой выбор: мы знаем, как он посылал послов, чтобы изведали, как иные народы поклоняются Богу. И наконец, он делает выбор и принимает веру православную». Этот выбор, по словам Его Святейшества, «был судьбоносным»: «Он как бы прозревал толщу предстоящих веков <...>, что отделяют его от нас <...>, и потому избрал веру, которая является истинной. "Познайте истину, и истина сделает вас свободными", - говорит Спаситель (Ин. 8. 32). И те язычники, которые считали себя свободными, но находились во власти греха, в полном порабощении у дьявола, становятся людьми свободными, открывающими свое сердце и свой ум навстречу веянию Божественной благодати».  По сути, выбор князя был выбором истины, а также - любви и свободы.

Князь Владимир желал, чтобы его выбор был не единоличным, но соборным. Перед тем, как принять окончательное решение, князь пригласил к себе представителей различных религиозных традиций, направлял в разные страны своих послов и, в конце концов, сделал совершенно сознательный выбор в пользу православного христианства: после того, как его посланцы вернулись из Константинополя и рассказали, что они видели там. «Не знаем, на небе мы были или на земле», — говорили послы князю Владимиру после того, как побывали на Божественной литургии в храме святой Софии в Константинополе. Этот довод предопределил выбор князя в пользу того, что Русь получила название «православная» —- в переводе с греческого буквально означает «правомыслие».

Для русского человека правильно славить Бога означало и правильно мыслить о Боге. Первое оказалось даже значимее. Эта духовно-эстетическая составляющая была очень важна для князя Владимира и стала главным ориентиром для его народа, которому он преподал веру как бесценный дар. Этот дар возрастил великие плоды культуры на русской земле. С византийскими иерархами и священниками  пришли на Русь и благолепное пение, и богослужение, причем на славянском языке, который люди понимали, потому что за два столетия до этого равноапостольные  Кирилл  и Мефодий перевели на славянский язык Священное Писание и богослужебные книги. Под влиянием Византии утвердился архитектурный стиль Киевской Руси   - со временем он приобрел ярко выраженную национальную окраску. Была заимствована традиция византийской иконописи, которая, благодаря творчеству таких выдающихся иконописцев как преподобный Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек, становится глубоко национальным, самобытным явлением.

Само слово КРЕЩЕНИЕ определило духовный характер народа Руси. В основе этого слова лежит Крест Христов.  Крест Христов своими славяно-русскими корнями это слово происходит от слова Крест. Не имеет аналогов ни в греческом, ни в европейских языках, где соответствующее поятие выражено словом «погружение» - «baptizo” (англ). В основе русского слова «крещение» - более глубокого, чем слово «погружение» - лежит Крест Христов и сораспятие Христу. Так, при совершении Таинства Крещения поется прокимен «Елицы во Христа крестистеся, во Христа, облекостеся». Плоды крещения не могли не сказаться на личной жизни самого князя и народа. Сам князь Владимир с крещением переживает личностное преображение, вся жизнь его кардинально изменилась. Он стал совершенно другим человеком, отказавшись от тех злых дел, которые совершал до принятия христианства. Из страстного и гордого язычника он буквально переродился после крещения в целомудренного, кроткого, необычайно милосердного и доброго человека! Его современники свидетельствуют, что князь Владимир порой не решался утверждать приговоры о наказании опасных преступников, а его милостыня бедным не знала меры. При этом князь продолжал оставаться победоносным полководцем, мужественным воином, мудрым главой и строителем государства. Перемены в личной жизни Владимира отобразили и ознаменовали собой такую же коренную перемену духовной жизни всей Руси. Преображение личности во Христе и во образ Христов - вот что завещал своим примером князь Владимир каждому русскому человеку и всей Руси в целом. Мы знаем, как выполнили этот «завет» сыновья Владимира святые страстотерпцы - князья Борис и Глеб, как следовали тому же завету князь Ярослав Мудрый, князь Владимир Мономах и великое множество русских людей  Святой Руси.
Потому-то, как замечает митрополит Киевский Иларион, князя Владимира заметило Всемилостивое око, и воссияли разум в сердце его, и отвратился он от языческого суеверия. Неслучайно в народе его, князя Владимира, называли Красное Солнышко: народ не воспел бы его в сказаниях и былинах, если бы не любил за его доброту, за духовную красоту и духовную щедрость - все это пришло к нему благодаря крещению! С одной стороны здесь налицо некий политический выбор — это и выбор будущего страны, и выбор, связанный с династией, престолонаследием. И в то же время  - это глубоко личное решение. Для Церкви это решение имеет огромное значение: за свое великое деяние князь Владимир  был прославлен в лике святых равноапостольных угодников Божиих, ибо не просто для себя принял христианскую веру, но открыл свет веры миллионам людей. Очень скоро после крещения киевлян, еще при земной жизни князя Владимира, люди почти всех земель Руси приняли Святое Крещение, причем в подавляющем большинстве - добровольно.
Сопротивление было оказано язычеством в лице волхвов лишь в Новгороде и Ростове. Скорость, с которой было пресечено сопротивление язычества, свидетельствует о том, что, несмотря на всю мощь естественной приверженности к древним обычаям, народ пошел за Христом. Конечно, быстрота принятия христианства еще не свидетельствовала о полной победе над язычеством, которое укрылось в глухих, малодоступных местах, притаилось в темных уголках человеческих душ, но уже свидетельствовало, что  сразу же перестало определять характер русской жизни.
По всей Руси зазвучала проповедь слова Божия, строились храмы и усиливалась молитва. Необходимо отметить, что князь Владимир заложил и основы нашего народного образования, которое затем в полной мере развернул его сын - Ярослав Мудрый, и продолжали другие его славные потомки. Существование берестяной письменности в Древней Руси свидетельствует о широком распространении грамотности среди горожан, которые обучались азбуке с детства. Продолжая говорить о культуре и уровне христианской цивилизованности Руси после принятия христианства, достаточно вспомнить, что сыну князя Владимира - князю Ярославу Мудрому -  принадлежит дело кодификации русского права в сборник правовых норм Киевской Руси под названием "Русская Правда".  Такой свод законов пишется не в одночасье, а на основе трудов предшествующих поколений: и в этом тоже видится заслуга равноапостольного князя Владимира.
Могло ли язычество преобразить русского человека, дать ему ценности и достижения цивилизации, определить самосознание народа? Однозначно ответим - нет! Язычество, бытовавшее до принятия Православия на Руси, не могло создать устойчивого национально-патриотического сознания.
Создать осознанное, верное, без крайностей, национально-патриотическое чувство и дать высшие достижения цивилизации могло только Православное христианство. Православная Церковь содержит в основе своей жизни принцип соборности (кафоличности). Согласно этому коренному принципу каждая поместная Церковь есть часть Вселенской и в то же время - сама Святая Соборная Апостольская Церковь, во всей благодатной полноте пребывающая в данном народе и на данной земле. Лишь в Церкви, глава Которой Христос, в ее соборном разуме, объединенном Святым Духом, во множественном единстве может быть истинная соборность и любовь спасаемых во Христе. Каждая Поместная Церковь, объединяющая народ, живущий на определенной земле, превращает земное Отечество людей в образ Царства Небесного. Именно в соборности  заложен принцип величайшего патриотизма и той свободы от национализма, которыми  стал отличаться крещеный русский  народ.
Выбор Православия был вызван не столько политическими, сколько истинно духовными соображениями, определившими самостоятельную русскую цивилизацию. При князе Владимире заложены основы и созданы условия для практически свободного, внутренне самостоятельного развития и становления Русской Церкви, хотя каноническая ее независимость (автокефалия) была еще впереди. Из истории Крещения Руси мы видим, как противилась Русь попыткам Византии, пытавшейся подчинить наш народ. Благодаря трудам и мудрости княгини Ольги и князя Владимира удалось отделить, говоря словами Патриарха Фотия, «чистую и неподдельную веру» Византийской Церкви от политики византийских императоров, которые посредством веры хотели подчинить русские земли своей империи. В русской истории каноническая номинальная юрисдикция Константинополя в эпоху междоусобиц и монголо-татарского ига (XII-XIVBB.) превращалась в действенный фактор сохранения церковного единства всех русских земель, содействуя тем самым сохранению единства народного, способствуя окончательному объединению русских земель под властью Москвы. Как только такое национально-государственное единство было достигнуто к середине XV века, так прекратилась и каноническая зависимость от Константинополя: Русская Церковь стала автокефальной, в полном смысле - Поместной Церковью, получив в конце XVI века самостоятельное, высшее, патриаршее управление.
Но и в свое время великий князь Владимир мудро, настойчиво проводил политику объединения всех в единое самостоятельное, независимое государство, имевшее  межнациональный характер.    Так, в киевских княжеских дружинах состояли не только славяне. Вокруг Киева жили  инородцы, среди которых были торки, каракалпаки, на юге - печенеги. Многие из них хотели служить в дружинах великого князя, желающие  приходили также из далеких северных земель. Принимая таковых в дружину на основании свободного договора, никого не принуждали менять веру. Многие из дружинников затем сами принимали православие. Таким образом, уже при великом князе Владимире выявилась основная черта характера русичей - веротерпимость и уважение к другим народам. Терпимость и уважение к другим цивилизационным ценностям стали неотъемлемой особенностью русской традиции - и в этом немалая заслуга великого князя Владимира.
Восточнославянская цивилизация, по сути, началась со славной эпохи князя Владимира и стала начальным периодом государственного становления Великой Руси. Князь Владимир Святославович принял глобальное цивилизационное решение - крестил свой народ в Православии. Благодаря этому Русь стала благодатной наследницей  Византийской культуры, а через неё - и всей античности. Время правления святого равноапостольного Великого князя Владимира - это эпоха объединения славянских земель и народов, расширения государственных границ, принятия единой веры - Православной, становления народного самосознания, образования и культуры, укрепления международного авторитета.
Можно смело сказать, что цивилизационное древо, посаженное Владимиром, выросло  в мощное древо Русской цивилизации. Появилось одно из величайших государств в истории человечества, которое и поныне влияет на ход истории всего мира. Влияние это широкомасштабно: и в религиозно-нравственном мировоззрении, и в политике, и в искусстве, и в литературе, и в науке, и в техническом прогрессе.
Православная Русь во все времена была «камнем преткновения» для многих мировых сил. Разрабатывались самые хитроумные планы по уничтожению или подчинению Руси, по искоренению её главного стержня, её основы, её непобедимой силы – Православия. Началось это ещё с польского короля Болеслава Храброго, продолжилось позднее в крестовых походах, войнах, дипломатических интригах, а ныне – в целых масштабных программах. К сожалению, особенно ярко виден этот процесс сегодня на Украине - земле, принявшей первой крещение.

Закончить свое выступление я хотел бы молитвой, обращенной к равноапостольному князю Владимиру: "О великий  угодниче  Божий, равноапостольный  княже  Владимире! Призри  на  немощи наши и  умоли  Премилосердого Царя Небесного, да  не  прогневается  на ны  зело  и  да  не  погубит  нас  со  беззакониями  нашими, но да помилует  и  спасет  нас  по  милости  Своей. Аминь."