Настоятель протоиерей Владислав Махнин.
Перед нами интересный пример
использования мотивов допетровской архитектуры в период классицизма,
характерный для данного региона, ранее входившего в Костромскую губ.
В
основе объёмно-пространственной композиции здания - высокий трёхсветный
четверик, к которому примыкают низкая, чуть суженная пятигранная апсида и
такой же высоты широкая трапезная. Скругленные алтари её приделов
частично закрывают боковые стены храма и завершены небольшими главками. В
венчающей части храма - пояс имитирующих кокошники неглубоких
полуциркульных ниш, декоративное пятиглавие на тонких восьмигранных шеях
- ощутимы традиции древнерусского зодчества. Высокая столпообразная
восьмигранная колокольня, приподнятая на низком четверике и завершённая
стройным шатром с тремя рядами слухов и маленькой главкой, типична для
костромского зодчества.
Стены четверика на всю высоту фланкированы узкими лопатками, антаблемент
над ними крепован.
Окна третьего яруса имеют восьмигранную форму,
типичную для нарышкинского барокко. Остальные окна - также небольшие,
арочные, с замком в вершине.
В первом ярусе осевые линии нарушены, окна
сдвинуты к востоку и сближены. Наличники окон трапезной имеют изогнутые
надоконные доски, повторяющие форму лучковых перемычек, криволинейные
сандрики и колонки по сторонам воспроизводят в обобщённой форме мотивы
барокко. В декоре колокольни применены огибающие угловые лопатки,
филёнки, пояски поребрика, городков и трёхрядная пила, пирамидки
кокошников в основании граней шатра и наличники слухов с треугольными
сандриками. Высокое центральное пространство, завершённое восьмилотковым
сомкнутым сводом, соединено тремя арочными проходами с алтарём,
перекрытым гранёной конхой. Двустолпная трапезная, разделённая
подпружными арками на отдельные ячейки, имеет систему коробовых сводов с
лотками. Первый ярус колокольни и притвор между ней и трапезной
перекрыты коробовыми сводами. Вход в трапезную со стороны притвора
оформлен перспективным порталом. В колокольне внутристенная лестница
ведёт к ярусам звона.
Первоначальная роспись сер. 19 в. - композиция "Новозаветная Троица" в
окружении ангельских чинов - сохранилась на своде. Храм и трапезная
расписаны маслом в кон. 19 в., тогда же прописана живопись свода. В 1972
г. стенопись всей церкви поновлена. Роспись характерна для
позднеакадемической манеры.
Большинство композиций замкнуты и
уравновешены. Типы некоторых женских и детских лиц заимствованы с
полотен Г.И. Семирадского, а построения ряда сцен восходят к
иллюстрациям Библии Шнорра. Колорит основан на холодных, но глуховатых
по звучанию красках - синих, розоватых и голубых. На стенах живопись
расположена в три яруса, разграниченных лентами растительного орнамента.
Роспись посвящена евангельским сюжетам, причем на западной стене
представлены "Страсти Христовы", а на восточной - "Жены мироносицы" и
"Христос в Эммаусе". Свод алтаря занят монументальной композицией
"Новозаветная Троица", а на его стенах написаны традиционные
ветхозаветные сюжеты, связанные с символикой алтаря, и отцы церкви. В
трапезной после поновления живопись утратила свой стиль и колорит.
Евангельские композиции на стенах и сводах заключены в живописные
фигурные рамы. В цветовой гамме преобладают зеленовато-серые тона.
Трёхъярусный главный иконостас 2-й пол. 19 в., фон которого окрашен
белой краской, а детали позолочены, выдержан в формах классицизма с
барочными мотивами в резьбе; имеет завороты на боковые стены. Его
боковые врата с изображением Давида и Мельхиседека - 2-й пол. 19 в.,
иконы - 20 в. В каждом ярусе расположены иконы двух чинов, отличающиеся
по размеру и конфигурации.
Крепованные антаблементы подчёркивают выступы
и углубления по осям врат. Третий неполный ярус с волютами по сторонам
завершён иконой "Коронование Богоматери" в фигурном обрамлении и
небольшими овальными иконами в резных венках. На царских вратах на фоне
барочной решетки помещены шесть икон в картушах. В таком же стиле
исполнена надпрестольная сень. В западных углах трапезной сохранились
две облицованные кафелем печи. Южная из них, кафели которой украшены
кобальтовыми рисунками вазонов, может датироваться 1-й пол. 19 в.
Представляют интерес два деревянных "саркофага" - постамента под "гроб
Господен" (1-я пол. 19 в.). Их затянутые холстом лицевые поверхности
расписаны маслом. На гранях одного из них в лежачих овалах изображены
"Страсти Господни", исполненные в самобытной, наивно-выразительной
манере, близкой по духу народному искусству. Паникадило в храме - 1-й
пол. 19 в.
Двухъярусные иконостасы южного и северного приделов в трапезной -
типичные образцы кон. 19 в. в русском стиле. Иконы - 20 в. Их завершение
состоит из треугольных фронтончиков и икон в арочных киотах. Иконостасы
декорированы массивной орнаментальной резьбой растительного и
геометрического рисунка.
Краткие статистические сведения... 1911, с. 139.Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 468-471
*****************************************************************