Новый сайт Кинешемской епархии

С 8 апреля новости публикуются на новом сайте Кинешемской епархии
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

24 ноября 2017 г.

Доклад Преосвященного Илариона, епископа Кинешемского и Палехского на IV Епархиальных Рождественских образовательных чтениях «Нравственные ценности и будущее человечества»

Дорогие отцы, братия и сестры!
Открывая IV-е Епархиальные Рождественские чтения, посвященные теме «Нравственные ценности и будущее человечества», мне хотелось бы сказать несколько слов о нравственности как безусловной основе для дальнейшего существования человечества на Земле. Для начала поставим перед собой следующий вопрос: почему от уровня нравственности напрямую зависит наше будущее?

Ответ очевиден. Потому что именно нравственность определяет суть человека. Без нравственных идеалов человек превращается в «умного зверя». Ведь умение отличать добро от зла — это то нравственное чувство, которым наделен исключительно человек. С христианской точки зрения свободой называется способность человека направлять свою волю либо к добру, либо к злу. Однако не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Христианство всегда подчеркивало, что только следование путем нравственной жизни, помогает человеку обрести свободу (Ин. 8:32).
Нравственность делает человека Человеком. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл: «Нравственность – то, что отличает человека от животного, это удивительная онтологическая способность человека отличать добро от зла. Если разрушается этот код, человек становится зверем, а если в руках зверя находятся мощнейшие технологии, то человеческое сообщество перестает быть жизнеспособным, оно подвергается колоссальным рискам».
Сейчас во всем мире вместо традиционных нравственных идеалов широко пропагандируются ценности неолиберализма. С точки зрения неолиберальной философии самым ценным является существование и функционирование рыночных структур. Соответственно неолиберализм культивирует такие жизненные ценности, как личная выгода и полная свобода личности. Из-за стремления к личной выгоде, преобладающей над интересами общества, свобода переходит во вседозволенность. А вседозволенность неизбежно приведет к самоуничтожению человечества. Почему? Потому что доктрина либерализма допускает рассмотрение истины и лжи на одном уровне, полагая, что истины нет, а есть лишь плюрализм мнений: все возможно и все допустимо. При современных высокоразвитых технологиях зло получает неограниченные возможности. Это значит, что если мир не откажется от этой системы ценностей, то он [мир] просто перестанет существовать.
Почему так легко вытесняет сегодня либерализм светскую традиционную мораль? Потому что этика без религии не имеет почвы. Вспомним великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, который говорил, что «совесть без Бога есть ужас, она можетзаблудиться до самого безнравственного». Глубинные же истоки нравственности лежат в словах из Евангелия от Иоанна «Бог есть любовь». Самая высокая мудрость и самая могущественная сила на земле – это любовь, она же – основа всего. Добро – это проявление любви. Добро – это основа нравственности. Следовательно, основа нравственности есть Любовь. А все то зло, которое есть в нашем мире – это отсутствие в нас самих любви.
Сегодня уже никого не удивляет равнодушие и безразличие людей к тому, что не касается их личных интересов, к тому, что не приносит им выгоды. Произошло колоссальное падение уровня культуры и искусства до крайне извращенных и убогих форм, пропагандирующих идеи личной выгоды и вседозволенности.
В вопросе нравственности как необходимой основы для существования человечества в будущем, есть еще и юридический аспект. Из теории права известно, что правовые нормы сами по себе не обеспечивают жизнеспособности общества. Для успешного функционирования правовых норм необходима опора не только на голую букву закона, но и на внутренние законы человеческой совести. Правовой строй возможен лишь в тех обществах, где еще сильно влияние культурных традиций. Только опора на традиционные моральные и религиозно-культурные ценности дает возможность функционирования для правового строя. Рост преступности по всему миру за последние годы яркое тому подтверждение. Если человечество не вернется к нравственным ценностям, оно просто захлебнется в насилии и хаосе.
Сегодня всех людей с доброй совестью беспокоит катастрофическое падение нравственности в нашей стране. Многие люди отступили от веры и национальных традиций. Грех введён в моду. Того, кто не следует моде, называют отсталым или даже мракобесом.Люди потеряли веру в Бога, и потому ненасытно бросаются в грех, который почему-то считают прогрессом. В обществе широко распространились всевозможные пороки, господствуют страсть к наживе, воровство, жестокость, порой нескрываемая ненависть друг другу. Многие люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, нередко не имеют поддержки и сострадания от близких.
Посмотрите, что происходит сегодня с семейными ценностями. Известный религиозный и политический мыслитель XX века Иван Ильин писал: «История показала... великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи». На наших глазах бесстыдно пытаются упразднить традиционную семью, называя ее отжившим общественным институтом. Идеалы семьи, брака, супружеской верности, чадородия умаляются. В медийном пространстве культивируются идеи вседозволенности, допустимости супружеской измены, абортов, гомосексуальных связей. Более того, последние пытаются уравнять с традиционным браком. Следствием всех названных грехов являются падение рождаемости и общая деградация населения. Огромное количество абортов ежедневно совершается в нашей стране. На этой проблеме остановимся и рассмотрим ее подробней.
Церковь учит, и современная медицина подтверждает, что в утробе матери - не сгусток неодушевленной плоти, а живой человек с бессмертной душой. Совершая аборт, женщина идет на преступление заповеди Божией «не убий». Выступая в Государственной Думе РФ в январе 2015 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил законодателям вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования.Необходимость прекратить оплачивать аборты бюджетными деньгами давно уже назрела. Принцип страховой медицины – это накопление собираемых денег граждан для того, чтобы ими можно было оплатить лечение человека, когда он заболевает. Но беременность не является болезнью, аборт – не является лечением. Кроме того: с научной точки зрения, аборт – это опасная операция, наносящая вред здоровью женщины и ведущая к многочисленным рискам. Нормально делать опасную и вредную операцию, которая калечит женщину и убивает на ранней стадии жизни ее ребенка? Денег на медицину и социальную поддержку материнства не хватает, а на оплату убийства ребенка – получается, что есть деньги. Детей надо лечить, а не убивать! Женщин надо лечить, а не калечить! Тем не менее, аборты продолжают совершаться, и каждый из нас, к сожалению, вынужден соучаствовать в этом грехе. Обращаю ваше внимание еще и на то, что аборт – это не только уничтожение детской жизни и угроза здоровью женщины. Он противоречит интересам государства и всего нашего общества в целом. Мы знаем, что в России существует проблема с рождаемостью, демографический кризис. Несмотря на все усилия государства, рождаемость в нашей стране до сих пор ниже порога естественного воспроизводства. И поэтому поддержка абортов несовместима с интересами общества и государства. Если бы удалось сократить количество абортов, у нас был бы демографический рост, не существовало бы опасности, которая коснулась некоторых современных государств.
Вспомним трагедию православного Косово. Она имеет глубокие корни. После Второй мировой войны сербы пошатнулись в своей вере из-за гонений на православие при коммунистическом режиме Иосифа Броз Тито. Потеряв связь со своими приходами, вообще с церковной жизнью, сербы начали в поисках материальных благ массово переселяться из Косово и Метохии на индустриально развитый север края, бросая омытые кровью отцов и дедов святыни на произвол судьбы, забывая веру и Церковь. А мусульманское население тем временем там значительно увеличивалось. Трагедия косовских сербов, предопределившая изгнание сербов из края и, в конечном итоге, его отделение от Сербии, произошла из - за ослабления в народе христианской веры и забвения национальных традиций. Святейший Патриарх Павел отразил суть этой проблемы в одной емкой фразе, которую сегодня часто цитируют: «Если албанская женщина рожает семерых детей, а сербская делает семь абортов, то эта земля нужнее албанцам, чем сербам. Вот Господь и распорядился землями Косово и Метохии так, как посчитал нужным».
Если обратиться к истории, то мы увидим, что не раз великие империи исчезали из-за всеобщего падения нравов. Разврат и вседозволенность приводили к деградации не только элиты и буквально уничтожали народ изнутри. Так погибла, например, Римская империя. Вспомним и близкую нам историю России XX века.
Главной причиной того, что в России произошла гуманитарная катастрофа, стала попытка вытеснить православную культурную традицию из жизни народа. Это привело Россию к духовно-религиозному кризису, породившему кризисы в культурной, социальной, политической и национальной сферах. До сих мы ощущаем последствия этой духовной катастрофы в разных сферах нашей жизни.
Возьмем, к примеру, современную школу. Дореволюционное отечественное образование предполагало развитие у молодого человека не только разума, но и высоких нравственных качеств, благодаря православной вере. Что же сейчас происходит с нашими детьми?
В школе усилия педагогов направлены в первую очередь на развитие их интеллекта и усвоение знаний в строгих рамках различных программ. Воспитанию детей уделяется значительно меньше внимания, чем требуется. Получается, что сконцентрировавшись на образовательных программах, мы упускаем из виду душу ребенка, его ценностные ориентации. Ныне наступила эпоха власти денег - сложнейшая в духовно-нравственном отношении, а детей в основном воспитывают Интернет и улица. Родители заняты добыванием материальных благ и решением житейских проблем. В результате дети остаются духовно заброшенными, нередки случаи наркомании и самоубийств.
Думается, что в этом есть наша общая большая вина. Почему, например, некоторые родители не выбирают для преподавания своим детям в школе предмет «Основы православной культуры»? Очевидно, потому что не осознают его значения для развития ребенка. А между тем понимание православного кода русской культуры непременно помогло бы молодым людям сохранить духовную целостность и защититься от антигуманных вызовов современности. Преподавание «Основ православной культуры» помогло бы детям понять то направление, по которому движется современная Россия и каким должно быть ее будущее. По словам Николая Бердяева, «русская идея» — не есть идея цветущей культуры и могущественного царства, русская идея есть эсхатологическая идея Царства Божия». Вспомним и великие слова преподобного Серафима Саровского блестяще выразившего идеал русского человека — стяжание Духа Святого. Именно поэтому одна из наших серьезнейших задач – возрождение православного самосознания в России.
В России Церковь отделена от государства, но она не отделена от общества! Высокий уровень нравственности в обществе – наша общая цель, для достижения которой Церковь и школа должны совместно потрудиться. Существует закон истории, а именно - за деградацией нравственности и культуры всегда следует угасание этноса.
Сегодня перед Церковью стоит огромная миссионерская задача, о чем неустанно напоминает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Необходимо продолжение и расширение просветительской и воспитательной деятельности. В этом деле Церковь и школа могут успешно сотрудничать. Задача современного образования - научить человека, с одной стороны, быть достаточно открытым к восприятию того, что несет ему современный мир. А с другой — быть способным сохранить свою национальную, духовную и культурную самобытность, а вместе с этой самобытностью сохранить и нравственную систему ценностей.
Выходом из сегодняшнего нравственного кризиса должно стать воспитание: в семьях, в школах, в церковных приходах. Нравственные ценности должны формироваться с самого раннего возраста. И только тогда молодой человек, вступая во взрослую жизнь, будет иметь иммунитет против зла, будет способен побеждать зло добром.
Да поможет всем нам Господь!