На вопросы читателей портала Православие и мир отвечает секретарь Епархиального Совета, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Кинешемской епархии протоиерей Андрей Ефанов
Иногда можно услышать: «Я в новый храм не хожу, только в свой, старинный, «намоленный». Также «намоленными» называют некоторые места, куда ездят в паломничества. Есть ли такой параметр у храмов, как «намоленность»?
Самым святым местом у христиан почитается место Крестных страданий и Воскресения Христова. Но ведь именно в каждом храме совершается Таинство Евхаристии, в котором христиане приобщаются к тем древним событиям, некогда произошедшим в Израиле, но через Причастие происходящих и в нас самих. В силу этого каждый храм, в котором совершалось Таинство Евхаристии, становится и Сионской горницей, и Голгофой и Гробом Господним — местом Воскресения Христова.
Совсем другое дело, что атмосфера храма воспринимается человеком через призму его культурного воспитания. Поэтому храм со множеством старинных икон, с благоговейными священнослужителями, там, где он испытал глубокие религиозные чувства воспринимается верующим как особенное место. Это неплохо, если свои переживания человек не начинает воспринимать как исключительное действие Божией благодати. Тогда душевным переживаниям приписывается Божественная природа, человек ощущает себя неким исключением, начинает не Бога искать, но чувственных эмоций. Такое состояние в Православии именуется прелестью, то есть обольщением.