Новый сайт Кинешемской епархии

С 8 апреля новости публикуются на новом сайте Кинешемской епархии
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

2 февраля 2019 г.

Наша епархия: Храм Казанской иконы Божией Матери села Кощеево.

В Родниковском районе есть несколько прекрасных храмов, словно нарочно спрятанных от любопытных глаз праздных туристов. Один из таких храмов - церковь Казанской иконы Божией Матери, что стоит в селе с сказочным древним названием Кощеево. Сюда надо отправляться в паломничество, серьёзно и вдумчиво, ответственно и благоговейно. И, тогда, храм откроется во всём своём скромном благолепии, внутренней красоте и радости. 

Паломники найдут здесь тихое молитвенное место, самобытное благородное убранство и доброе расположение настоятеля - протоиерея Вадима Смирнова.




Центральный престол освящен в честь Казанской иконы  Божией Матери. Боковые: в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских и святого великомученика Феодора Стратилата.

Церковь расположена в центральной части села на небольшой возвышенности. Сооружена в 1811 г.; во 2-й пол. 19 в. сделана пристройка с южной стороны колокольни. Кирпичные стены побелены. Церковная ограда сер. 19 в. (сохр. фрагментарно) включает ворота, расположенные с западной стороны, напротив колокольни. Один из лучших культовых памятников района, отличающийся выверенностью пропорций и изяществом силуэта. Храм, выстроенный в стиле раннего классицизма, в объёмном решении тяготеет к традициям костромской архитектуры 17 в. Гармоничная объёмно-пространственная композиция состоит из двусветного четверика, увенчанного пятью луковичными чешуйчатыми главами, суженной пятигранной апсиды, широкой двустолпной трапезной и шатровой колокольни. 

 
Стены обоих ярусов четверика завершены карнизами с дентикулами. Аттиковый ярус своеобразно декорирован чередующимися нишками трёхлопастной и ромбовидной формы. Окна с лучковым верхом и полукруглыми нишками над ними обрамлены плоскими наличниками. По сторонам поставлены укороченные пилястры; аналогичные пилястры — на углах объёма. В первом ярусе боковые фасады украшены портиками из двух пар колонн с треугольными фронтонами (южный утрачен). Восьмигранный столп колокольни, поставленный на четверик, завершён ярусом звона и высоким шатром с четырьмя рядами слухов арочной и круглой формы. С трёх сторон основания колокольни помещены двухколонные портики с треугольными фронтонами, высокий столп обработан оригинально поставленными пилястрами (с заметным отступом от углов).
Центральный объём перекрыт сомкнутым сводом с отверстием светового барабана; в апсиде - коробовый свод с лотками. Обширная трапезная (в боковых частях устроены приделы) перекрыта крестовым и системой коробовых сводов, которые опираются на два крещатых столба, сдвинутых к восточной стене. 



Клеевая роспись в основном объёме выполнена около 1811 г., роспись маслом в трапезной - в посл. трети 19 в. В 1952 г. поновлена в нижнем ярусе четверика и в апсиде (фон композиции в конхе переписан заново); в трапезной поновлена в 1960 г., тогда же написаны две композиции на стенах нижнего яруса колокольни. Вся роспись поновлялась ещё раз в 1986 г., при этом сильно искажена цветовая гамма. Стенопись центрального объёма - видное произведение палехского круга. Сложный архитектурно-живописный декор построен на принципах барочного иллюзионизма, иконографическая программа тяготеет к памятникам предыдущего столетия. Система росписи здесь подчинена архитектонике интерьера. Боковые стены расчленены тремя глубокими вертикальными нишами по световым осям. Композиции помещены на выступающих и западающих участках стен, а также на откосах. Два гризайльных антаблемента проходят над проёмами нижнего света и в завершении стен, причём верхний написан над пятами свода, что зрительно увеличивает высоту стен и подчёркивает ярко выраженный общий вертикализм интерьера. 



На стенах композиции размещены в четыре яруса. Вверху на южной и северной стенах расположены по пять сцен, разделённых короткими гризайльными пилястрами. Выступающие простенки заняты тремя ярусами крупных прямоугольных композиций, фланкированных узкими, рисованными "под мрамор" пилястрами. В нишах между окнами первого и второго света одна над другой расположены небольшие вытянутые по вертикали сцены. Несовпадение ярусного членения росписи в нишах и в простенках усиливает пространственную сложность композиции. Система росписи западной стены также основана на принципах барочного иллюзионизма. Внутри четырёх ярусов, разграниченных антаблементами, композиции отделены друг от друга гризайльными пилястрами и колонками. В трёх верхних ярусах - по пять сцен, в нижнем - две большие прямоугольные композиции; композиции в центре выделяются своими большими размерами и арочными завершениями. Рисованные антаблементы раскрепованы по средней оси и "поддерживаются" пучками колонн, изображёнными в ракурсе, отчего центральная часть выглядит заглублённой.
Иконографический состав росписи довольно архаичен. Свод занимает единая композиция "Новозаветная Троица" в окружении святых, в углах написаны евангелисты. Верхний ярус отведён событиям из жизни Адама и Евы, Авраама, Иакова, Моисея. В нижних ярусах - евангельские сюжеты, в росписях южной стены большое место отведено изображению евангельских блаженств. В откосах окон — пророки, великомученики, св. воины, месточтимые святые. На западной стене - "Страшный суд!". В конхе апсиды написана символическая сцена "Да молчит всякая плоть", отделённая гризайльным карнизом.
Роспись трапезной типична для позднеакадемической манеры. Композиции в боковых нефах соответствуют посвящению приделов: в северном изображены сцены из жития Николая Чудотворца, в южном - Фёдора Стратилата. На своде центрального нефа написаны евангелисты и отцы церкви. 


 Главный иконостас выполнен в нач. 19 в., царские врата и некоторые детали резьбы относятся к сер. 19 в. Это величественное четырёхъярусное сооружение (в трёх нижних ярусах - иконы двух чинов) - одно из лучших в области произведений в стиле классицизма. Иконы написаны в нач. 19 в. в духе древнерусской живописи, в местном чине - 19-20 вв.
Центральную часть иконостаса на высоту двух ярусов прорезает эффектная триумфальная арка, декорированная кессонами, розетками и резной свисающей драпировкой. Арка включает два двухколонных портика, между которыми расположены царские врата. Ярусы разделены крепованными антаблементами, опирающимися на коринфские колонны, каннелированные в нижней части, верхний (суженный) ярус завершён неполным пологим фронтоном. Иконостас декорирован изящной резьбой, размещённой на фризах, между иконами, в тимпане верхнего фронтона. Выделяются резные обрамления овальных икон на портиках нижнего яруса, их украшают рога изобилия с изысканными цветочными гирляндами, вазоны и ниспадающие драпировки.
Придельные трёхъярусные иконостасы в трапезной и киоты у столбов выполнены в посл. трети 19 в. в русском стиле. Иконы написаны в 19—20 вв. В центральном объёме сохранилось бронзовое паникадило в стиле классицизма нач. 19 в.
Кирпичные ворота с двумя калитками по сторонам выполнены в формах, стилистически близких церкви. Центральный арочный проём фланкирован сдвоенными укороченными полуколоннами, несущими антаблемент. Над ними - аттик с фронтоном и тремя небольшими главками.
Беляев, 1863, с. 149; ИАК, 1909, с. 224; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 160.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 165-169

Проезд: Свернуть с дороги "Кинешма - Иваново" в сторону пос. им. Каминского. Увидев металлическую стеллу с надписью "Посёлок Каминского" (т.е. не доезжая до самого посёлка метров 500), свернуть направо на грунтовую дорогу плохого качества. В засушливое лето или в морозы проезд возможен и на легковой машине, лучше вседорожник. Ехать по грунтовке 2,5 км. За кладбищем - Кощеево.