В Родниковском районе есть несколько прекрасных храмов, словно нарочно спрятанных от любопытных глаз праздных туристов. Один из таких храмов - церковь Казанской иконы Божией Матери, что стоит в селе с сказочным древним названием Кощеево. Сюда надо отправляться в паломничество, серьёзно и вдумчиво, ответственно и благоговейно. И, тогда, храм откроется во всём своём скромном благолепии, внутренней красоте и радости.
Паломники найдут здесь тихое молитвенное место, самобытное благородное убранство и доброе расположение настоятеля - протоиерея Вадима Смирнова.
Паломники найдут здесь тихое молитвенное место, самобытное благородное убранство и доброе расположение настоятеля - протоиерея Вадима Смирнова.
Центральный престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Боковые: в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских и святого великомученика Феодора Стратилата.
Церковь расположена в центральной части
села на небольшой возвышенности. Сооружена в 1811 г.; во 2-й пол. 19 в.
сделана пристройка с южной стороны колокольни. Кирпичные стены побелены.
Церковная ограда сер. 19 в. (сохр. фрагментарно) включает ворота,
расположенные с западной стороны, напротив колокольни. Один из лучших
культовых памятников района, отличающийся выверенностью пропорций и
изяществом силуэта. Храм, выстроенный в стиле раннего классицизма, в
объёмном решении тяготеет к традициям костромской архитектуры 17 в.
Гармоничная объёмно-пространственная композиция состоит из двусветного
четверика, увенчанного пятью луковичными чешуйчатыми главами, суженной
пятигранной апсиды, широкой двустолпной трапезной и шатровой колокольни.
Стены обоих ярусов четверика завершены карнизами с дентикулами.
Аттиковый ярус своеобразно декорирован чередующимися нишками
трёхлопастной и ромбовидной формы. Окна с лучковым верхом и полукруглыми
нишками над ними обрамлены плоскими наличниками. По сторонам поставлены
укороченные пилястры; аналогичные пилястры — на углах объёма. В первом
ярусе боковые фасады украшены портиками из двух пар колонн с
треугольными фронтонами (южный утрачен). Восьмигранный столп колокольни,
поставленный на четверик, завершён ярусом звона и высоким шатром с
четырьмя рядами слухов арочной и круглой формы. С трёх сторон основания
колокольни помещены двухколонные портики с треугольными фронтонами,
высокий столп обработан оригинально поставленными пилястрами (с заметным
отступом от углов).
Центральный
объём перекрыт сомкнутым сводом с отверстием светового барабана; в
апсиде - коробовый свод с лотками. Обширная трапезная (в боковых частях
устроены приделы) перекрыта крестовым и системой коробовых сводов,
которые опираются на два крещатых столба, сдвинутых к восточной стене.
Клеевая роспись в основном объёме выполнена около 1811 г., роспись
маслом в трапезной - в посл. трети 19 в. В 1952 г. поновлена в нижнем
ярусе четверика и в апсиде (фон композиции в конхе переписан заново); в
трапезной поновлена в 1960 г., тогда же написаны две композиции на
стенах нижнего яруса колокольни. Вся роспись поновлялась ещё раз в 1986
г., при этом сильно искажена цветовая гамма. Стенопись центрального
объёма - видное произведение палехского круга. Сложный
архитектурно-живописный декор построен на принципах барочного
иллюзионизма, иконографическая программа тяготеет к памятникам
предыдущего столетия. Система росписи здесь подчинена архитектонике
интерьера. Боковые стены расчленены тремя глубокими вертикальными нишами
по световым осям. Композиции помещены на выступающих и западающих
участках стен, а также на откосах. Два гризайльных антаблемента проходят
над проёмами нижнего света и в завершении стен, причём верхний написан
над пятами свода, что зрительно увеличивает высоту стен и подчёркивает
ярко выраженный общий вертикализм интерьера.
На стенах композиции размещены в четыре яруса. Вверху на южной и
северной стенах расположены по пять сцен, разделённых короткими
гризайльными пилястрами. Выступающие простенки заняты тремя ярусами
крупных прямоугольных композиций, фланкированных узкими, рисованными
"под мрамор" пилястрами. В нишах между окнами первого и второго света
одна над другой расположены небольшие вытянутые по вертикали сцены.
Несовпадение ярусного членения росписи в нишах и в простенках усиливает
пространственную сложность композиции. Система росписи западной стены
также основана на принципах барочного иллюзионизма. Внутри четырёх
ярусов, разграниченных антаблементами, композиции отделены друг от друга
гризайльными пилястрами и колонками. В трёх верхних ярусах - по пять
сцен, в нижнем - две большие прямоугольные композиции; композиции в
центре выделяются своими большими размерами и арочными завершениями.
Рисованные антаблементы раскрепованы по средней оси и "поддерживаются"
пучками колонн, изображёнными в ракурсе, отчего центральная часть
выглядит заглублённой.
Иконографический
состав росписи довольно архаичен. Свод занимает единая композиция
"Новозаветная Троица" в окружении святых, в углах написаны евангелисты.
Верхний ярус отведён событиям из жизни Адама и Евы, Авраама, Иакова,
Моисея. В нижних ярусах - евангельские сюжеты, в росписях южной стены
большое место отведено изображению евангельских блаженств. В откосах
окон — пророки, великомученики, св. воины, месточтимые святые. На
западной стене - "Страшный суд!". В конхе апсиды написана символическая
сцена "Да молчит всякая плоть", отделённая гризайльным карнизом.
Роспись трапезной типична для позднеакадемической манеры. Композиции в
боковых нефах соответствуют посвящению приделов: в северном изображены
сцены из жития Николая Чудотворца, в южном - Фёдора Стратилата. На своде
центрального нефа написаны евангелисты и отцы церкви.
Главный иконостас выполнен в нач. 19 в., царские врата и некоторые
детали резьбы относятся к сер. 19 в. Это величественное четырёхъярусное
сооружение (в трёх нижних ярусах - иконы двух чинов) - одно из лучших в
области произведений в стиле классицизма. Иконы написаны в нач. 19 в. в
духе древнерусской живописи, в местном чине - 19-20 вв.
Центральную часть иконостаса на высоту двух ярусов прорезает эффектная
триумфальная арка, декорированная кессонами, розетками и резной
свисающей драпировкой. Арка включает два двухколонных портика, между
которыми расположены царские врата. Ярусы разделены крепованными
антаблементами, опирающимися на коринфские колонны, каннелированные в
нижней части, верхний (суженный) ярус завершён неполным пологим
фронтоном. Иконостас декорирован изящной резьбой, размещённой на фризах,
между иконами, в тимпане верхнего фронтона. Выделяются резные
обрамления овальных икон на портиках нижнего яруса, их украшают рога
изобилия с изысканными цветочными гирляндами, вазоны и ниспадающие
драпировки.
Придельные трёхъярусные иконостасы в трапезной и киоты у столбов
выполнены в посл. трети 19 в. в русском стиле. Иконы написаны в 19—20
вв. В центральном объёме сохранилось бронзовое паникадило в стиле
классицизма нач. 19 в.
Кирпичные ворота с двумя калитками по сторонам выполнены в формах,
стилистически близких церкви. Центральный арочный проём фланкирован
сдвоенными укороченными полуколоннами, несущими антаблемент. Над ними -
аттик с фронтоном и тремя небольшими главками.
Беляев, 1863, с. 149; ИАК, 1909, с. 224; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 160.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 165-169
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 165-169
Проезд: Свернуть с дороги "Кинешма -
Иваново" в сторону пос. им. Каминского. Увидев металлическую стеллу с
надписью "Посёлок Каминского" (т.е. не доезжая до самого посёлка метров
500), свернуть направо на грунтовую дорогу плохого качества. В
засушливое лето или в морозы проезд возможен и на легковой машине, лучше
вседорожник. Ехать по грунтовке 2,5 км. За кладбищем - Кощеево.