В XII—XV веках на берегу реки Порздна,
на месте нынешнего села существовала крепость «Порздно». В XV веке
здесь строится церковь и формируется село. В XVIII веке село под
названием Порздня становится центром барской вотчины графа Александра Борисовича Бутурлина. В 1797 году село входит в Юрьевецкий уезд Костромской губернии. В 1918 году село включено в Иваново-Вознесенскую губернию.
Истинным украшением села является храмовой комплекс церквей Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня.
Храмы расположены
на возвышенности в центре села, и видны издалека с оживлённой в прошлом
торговой дороги Лух-Пучеж, проходящей вдоль южной стороны комплекса. На
вытянутом в направлении восток-запад участке неправильной трапециевидной
формы, в западной его половине, расположена тёплая церковь Успения 1751
г. К юго-востоку от неё поставлена холодная церковь Преображения с
колокольней, возведённая по заказу князя П.Г. Вяземского в 1768 г. В
1801 г. к западу от Успенского храма возведена отдельно стоящая
колокольня. В 1805 г. к холодной церкви пристроены боковые приделы, а в
1820 г. расширена трапезная. Территорию комплекса окружает ограда 1849
г., состоящая из столбов, соединявшихся решеткой (утр.), с четырьмя
часовнями на углах. Почти в центре протяжённых сторон ограды находятся
южные ворота 1849 г. и северные ворота кон. 19 - нач. 20 в. Вне ограды, к
юго-востоку от комплекса расположена часовня рубежа 19-20 вв.,
завершающая перспективу главной торговой улицы села. Все сооружения
кирпичные, побелённые.
Необычно высокая пятиярусная колокольня церкви Успения, выдвинутая на
западную границу участка, отмечает "парадный фасад" комплекса при
подъезде со стороны Луха. Её главенствующую роль подчёркивают
фланкирующие ворота и часовни на углах западного короткого отрезка
ограды. При подходе с противоположной юго-восточной стороны - от
торгового центра села - впереди вырастают объёмы мощного восьмерика
церкви Преображения и вертикаль её стройной колокольни. Часовни и ворота
на переднем плане, а также поздние приделы церкви - все завершённые
куполками с главками - подчёркивают ритмическое нарастание объёмов.
Незаурядный храмовый комплекс, складывавшийся на протяжении столетия (с
отдельными небольшими постройками рубежа 19-20 вв.) и отразивший разные
стилистические влияния, обладает цельностью и выразительностью
композиции, отличается динамизмом пространственного построения,
богатством живописных силуэтных панорам, открывающихся с разных точек
обзора.
Церковь Успения
- характерный для востока Ивановской обл. пример культового здания сер.
18 в., возведённого в традициях костромской архитектуры 2-й пол. 17 в.
(ближайшие прототипы - двустолпные храмы Воздвижения Тихонова Луховского
монастыря и Воскресения в Лухе; оба"- 2-й пол. 17 в.). К настоящему
времени утрачены три угловых барабана с главами и первоначальное
покрытие алтарной части; от центральной главы уцелел лишь каркас.
Двусветный четверик под четырёхскатной кровлей увенчан пятью луковичными
главами на гранёных барабанах (центральный - световой). К нему
примыкают трёхчастная апсида и вытянутая по продольной оси трапезная
(обе в половину высоты четверика и равной ему ширины). На фасадах
декоративные пластические элементы контрастируют с гладкой поверхностью
стен. Четверик завершён карнизом из ступенчатых консолек, на который
опирается аттиковый пояс с ложными закомарами; углы отмечены огибающими
лопатками. Апсида и трапезная опоясаны карнизом из нескольких рядов
пилы. Прямоугольные проёмы украшены сандриками: прямыми на стенах
основного объёма и дополнительными треугольными фронтончиками в
трапезной и апсиде. Входные проёмы на боковых фасадах четверика
сохранили металлические решётки сер. 19 в.
Арками, перекинутыми от двух крещатых столбов к стенам, внутреннее
пространство храма разделено на ячейки. Центральная из них имеет
сомкнутый свод со световым кольцом, остальные - цилиндрические.
Трапезная перекрыта полулотковым сводом с распалубками над окнами;
западный притвор и трёхчастная апсида - коробовыми сводами (последняя - с
восточными лотками над окнами).
Клеевая роспись церкви - интересный памятник 1-й трети 19 в., для
которого характерны композиции в духе барокко и классицистический
гризайльный декор. В кон. 19 в. росписи частично поновлялись маслом;
сохранились фрагментарно. Влияние барокко проявляется в асимметричном
построении композиции, в архитектурных и пейзажных фонах, в резкой
жестикуляции и ракурсах фигур. Одежды тонко выписаны, тщательно передана
фактура шёлка, парчи, что характерно для мастеров палехского круга.
Колорит отличается гармонией и благородством цветовых сочетаний:
вишнёво-красных и тёмно-синих, мягкого охристого и ярко-голубого.
Гризайльный декор выполнен в бело-серебристых тонах на золотисто-жёлтом и
ярко-синем фоне стен и сводов. Широкий гризайльный антаблемент проходит
под верхними окнами, такие же тяги создают сложную систему обрамлений
оконных и дверных проёмов, арок сводов, композиций на стенах и в
простенках. Картуши, вазоны, гирлянды, а также имитация мраморной
облицовки и рустовки дополняют декор. На стенах сюжетные композиции
расположены в четыре яруса: в верхнем в люнетах изображены Богородичные
иконы, в двух следующих - евангельские сцены и в нижнем - гризайльные
драпировки. Выделяется центральная композиция "Успение" на западной
стене. Её окаймляют тёмно-вишнёвые драпировки; в насыщенном мягком
колорите сочетаются оливковые, ярко-красные и голубые тона. В трапезной
сохранились незначительные остатки масляной живописи 2-й пол. 19 в.
Колокольня церкви Успения - выдающееся по высоте сооружение, которое
отличается хорошими пропорциями и тонкой проработкой деталей. Интересно
сочетание трёх нижних ярусов, выдержанных в стиле классицизма, с двумя
верхними, трактованными в духе псевдоготики. Первые три яруса,
квадратные в плане, имеют проёмы с полуциркульными завершениями (в
первом и третьем - арки, а в среднем пониженном полуярусе - полукруглые
проёмы). Два верхних яруса в плане представляют собой восьмигранники,
причём их основные грани прорезаны вытянутыми стрельчатыми проёмами, а
чуть более узкие диагональные - такой же формы нишами. Элементы
тосканского ордера композиционно объединяют стилистически разнородные
ярусы: нижний и третий украшены портиками с трёхчетвертными колоннами и
треугольными фронтонами; в четвёртом на ниши диагональных граней
наложены аналогичные сдвоенные колонки с общим фронтончиком; в верхнем
ярусе подобной колонкой отмечен каждый угол. Венчающая часть колокольни
состоит из барочного вытянутого восьмигранного купола с люкарнами по
сторонам света, на котором установлен стройный световой барабанчик,
несущий вазу с крестом над ней. Нижний ярус над проходом перекрыт
восьмилотковым сомкнутым светом. К боковым сторонам этого яруса
примыкают проезды ворот с калитками.
Церковь Преображения
- крупный сельский храм, в облике которого черты, свойственные переходу
от стиля барокко к классицизму, соседствуют с элементами позднего
классицизма. В результате длительного формирования на протяжении 50 лет
памятник приобрёл сложную объёмную композицию. Первоначальный основной
объём типа восьмерик на четверике - с крупным барочным куполом, несущим
световой барабан и неожиданно крупную луковичную главу (утр.), и сегодня
доминирует над позднейшими пристройкам. С севера, юга и востока к
четверику примыкают равные ему по ширине и чуть пониженные объёмы двух
боковых приделов и главного алтаря, образующие в плане подобие трёх
рукавов креста. Каждый из них подчёркнут массивным четырёхколонным
тосканским портиком, завершённым треугольным фронтоном. С запада к
основному объёму примыкает низкий корпус обширной трапезной с двумя
приделами, а с юго-востока и северо-востока - алтари боковых приделов
холодной церкви той же высоты. Над всеми четырьмя угловыми алтарями
поднимаются невысокие восьмигранные барабаны, несущие купола и вазы,
композиционно перекликающиеся с большим куполом храма. Стройная
четырёхъярусная колокольня, соединённая с трапезной, стоит на продольной
оси симметрии здания.
Наиболее старые части сооружения декорированы в стиле раннего
классицизма: углы четверика и нижнего яруса колокольни обработаны
огибающими рустованными пилястрами; грани восьмерика и двух средних
ярусов колокольни фланкируются тосканскими пилястрами (на колокольне -
парными), а верхнего яруса - трёхчетвертными колоннами; арочные окна
восьмерика и проёмы звона обрамлены маленькими пилястрами и
архивольтами.
Фасады, алтарь и боковые приделы четверика выполнены в
позднеклассицистических формах. Колоннам портиков соответствуют пилястры
на стенах.
В простенках расположены прямоугольные проёмы, над которыми близко,
через небольшую перемычку, прорезаны полуциркульные окна. Стены
трапезной и боковых алтарей прорезаны прямоугольными окнами в
профилированных наличниках, заключёнными в ниши; в простенках между ними
поставлены пилястры; скруглённые углы трапезной рустованы. На северном и
южном фасадах сохранились металлические решётки дверей сер. 19 в.
В храме переход от четверика к восьмерику осуществлён через
двухступенчатые тромпы. Восьмерик перекрыт сомкнутым сводом, боковые
приделы - крестовыми, холодные алтари - коробовыми, шесть компартиментов
двустолпной трапезной - сомкнутыми.
Клеевая роспись выполнена в 1-й трети 19 в. В кон. 19 в. частично
прописана маслом. Утрачена на своде, на стенах сохранилась фрагментарно.
Выразительное произведение монументальной живописи в стиле классицизма с
барочными реминисценциями; отличается крупномасштабностью гризайльного
декора и незначительным количеством больших сюжетных композиций. В
тёплом колорите преобладают фиолетово-коричневые, красные, ярко-жёлтые
тона, контрастирующие с голубыми и бирюзовыми. Такие сочетания придают
звучность и утончённость цветовой гамме.
В интерьере собственно храма расположены крупные композиции, на узких
поверхностях и сводах приделов - гризайльный орнамент, включающий
вазоны, канделябры, розетты, букеты в плетёных корзинах. Окна восьмерика
фланкируются гризайльными пилястрами, написанными на блекло-охристом
фоне. На трёх стенах четверика помещены евангельские сцены: "Поклонение
пастухов" (южная), "Отрок Христос проповедует во храме" (северная),
"Преображение" (западная). На стенах боковых приделов, в верхнем ярусе
написаны "Воскрешение Лазаря" (южный придел), и довольно редкий сюжет
"Христос с матерью сыновей Зеведеевых" (северный), в нижнем ярусе -
изображения святых. Сюжетные росписи следуют западноевропейским
образцам. В композициях прослеживается влияние барокко: сцены динамичны,
многофигурны, в них акцентированы сложные ракурсы фигур и жестикуляция.
Четырёхъярусный иконостас выполнен во 2-й пол. 19 в. Его формы и декор
стилизованы в духе барокко. Резьба витых колонн, украшенных листвой, и
фризов слабо проработана и несколько тяжеловесна. По главной оси
иконостас венчают две пары витых колонок, фланкирующих сцену "Распятия",
написанную маслом на глухой восточной грани восьмерика. Четыре
одинаковые угловые часовни ограды выполнены в классицистических
традициях с куполом барочного силуэта. Интересный пример архитектуры
малых форм.
Небольшой квадратный объём покрыт четырёхскатной кровлей, в которую
врезан низкий круглый барабан, служащий основанием для оригинального
купола гуськового профиля, увенчанного шпилем (на двух восточных
часовнях в кон. 19 в. шпиль заменён на гранёную вазу с главкой). Фасады
подчёркнуто лаконичны. Стены обходят крупные карниз и фриз, углы
обработаны огибающими лопатками. Центр каждой стороны выделен небольшим
ризалитом и треугольным фронтоном. На главном фасаде каждой часовни по
оси ризалита расположен вход, в боковых частях - окна (все проёмы
арочные); на остальных фасадах соответственно расположены окна и ложные
окна - ниши. У юго-восточной часовни сохранилась дверная металлическая
решётка тонкого рисунка (сер. 19 в.).
Главные южные ворота - интересный пример провинциальной архитектуры
малых форм сер. 19 в., выдержанный в классицистических традициях.
Отличается выразительностью несколько наивно трактованных форм.
Центральная мощная прямоугольная стена, включающая крупный арочный
въезд, увенчана фронтоном, двумя ступенями аттика за ним и поздней
металлической главкой на пирамидальном основании. По сторонам к ней
примыкают пониженные и более узкие стенки, прорезанные также арочными
проходами калиток. Устои украшены трёхчетвертными укороченными
тосканскими колоннами на постаментах, крайние из них заканчиваются
вогнутой кровлей и вазой. Средний проезд подчёркнут архивольтом с
замковым камнем.
Северные ворота - оригинальный пример архитектуры малых форм в духе
эклектики. Четыре массивных квадратных пилона ограничивают центральный
широкий проезд и два боковых прохода с калитками (сохранилась решётка
восточной). Между более высокими средними пилонами перекинута широкая
лучковая перемычка, на которую водружён тяжёлый постамент, несущий
невысокую тумбу, равную в сечении пилонам. Тумба, как и устои ворот,
заканчивается крупным трёхступенчатым карнизом и вместе со всеми
пилонами формирует общий пирамидальный силуэт ворот. Крайние опоры
завершены шпилями на четырёхскатных кровлях, средние и тумба - высокими
восьмигранными пирамидками с главками (сохранились фрагментарно). Со
стороны улицы устои украшены выложенными в кирпиче рустом, нишками,
крестами и киотами.
Часовня
вне границ церковного участка поставлена к юго-востоку от него, на
одной (красной) линии с южной стороной ограды. Является важным элементом
панорамы храмового комплекса. Характерный для рубежа 19-20 вв. пример
архитектуры малых форм, выдержанный в духе эклектики. Компактное
квадратное сооружение под четырёхскатной кровлей увенчано железным
восьмигранным барабаном, скругляющимся в верхней части, с гранёной вазой
и миниатюрной главкой. Стены покрыты выложенным в кирпиче рельефным
декором. Главный фасад обращён к торговой улице села. Прорезанный в нём
дверной проём имеет профилированное обрамление с арочным верхом. Этот
фасад акцентирован также центральным треугольным щипцом, на котором
возведён кирпичный крест. На флангах фасадов поставлены мощные широкие
лопатки с имитацией руста; на главном они завершены арочными
подвышениями - киотами. В центре боковых фасадов арочные окна
фланкируются тонкими колонками с дыньками и муфтами.
Внутреннее пространство перекрыто сомкнутым четырёхлотковым сводом.
Беляев, 1863, с. 207, 211; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 242-243.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 649-657
*****************************************************************
Первая
кирпичная церковь Успения была построена только в 1751 г. на средства
прихожан. В её формах - высоком двусветном пятиглавом четверике, ложных
закомарах, декоре карниза - воспроизведены традиционные черты
костромских храмов 2-й пол. 17 в. Известно, что в 60-е гг. 18 в. село
полностью или частично принадлежало князю Петру Григорьевичу Вяземскому.
На его средства сначала была построена колокольня (1763), а затем новая
церковь Преображения (1768). Существующая в источниках датировка
колокольни 1801 г. вызывает сомнения и относится, скорее всего, к
колокольне Успенской церкви, построенной прихожанами села. Церковь
Преображения выдержана в современных для неё переходных формах от
барокко к классицизму, Компактный храмовый объём (восьмерик на
четверике), увенчанный главкой на гранёном барабане, и трёхъярусная
колокольня с характерным для барокко трибуном над четырёхгранным куполом
с люкарнами выполнены в духе усадебных храмов 2-й пол. 18 в.
Таким образом, у торговой площади сформировался традиционный для этих
земель храмовый комплекс: функцию тёплого храма в нём исполняла старая
Успенская церковь, а холодного - новая Преображенская. Расположение
церквей уступом, доминирующая роль холодного храма, живописное
соотношение разных по силуэту объёмов - всё отвечало принятым традициям.
Однако каждый из храмов принадлежал разным приходам, что не могло не
сказаться на общей композиции комплекса. Уже в 1801 г. перед старой
Успенской церковью появилась более высокая и отдельно стоящая
колокольня. В её архитектуре классицистические ордерные портики ярусов,
архивольты с замковыми камнями и полочки импостов - сочетаются с
элементами "готики" - стрельчатыми нишами и проёмами верхних ярусов
звона, — воспринимавшимися как обращение к арсеналу старого
"дорегулярного" зодчества и, с точки зрения классицизма, более уместными
в ансамбле с древним (в данном случае Успенским) храмом. В результате
на площади складывается не совсем обычный храмовый комплекс с двумя
колокольнями.
В дальнейшем, с расширением торговой деятельности села, ансамбль его
центра продолжает развиваться и пополняться новыми сооружениями. В 1-й.
четв. 19 в. расширяется Преображенская церковь, а в 1848-49 гг. весь
комплекс обносят единой оградой с железной решёткой (утр.), на её углах
ставят позднеклассицистические павильоны - часовни с колоколообразными
куполами и небольшими главками. Две из этих часовен принадлежали приходу
Успенской церкви, а две - Преображенской. Помимо главного входа со
Святыми воротами, в западной стороне ограды на территорию комплекса вели
северные и южные ворота. Все они, за исключением северных, выстроены
уже в поздних массивных формах русского стиля кон. 19 в. с
многочисленными поясками, ширинками и главками на шатрах.
В 1930-х гг. закрыли церкви, а снятые с колоколен колокола вывезли в
Иваново. Тем не менее, несмотря на разрушения ограды храмового
комплекса, утраты ряда сооружений в рядовой застройке и обезличивающие
ремонты торговых рядов, село до сих пор привлекает к себе внимание
хорошо запоминающейся панорамой, свидетельствующей о богатстве древнего
села и предпринимательской славе его жителей.
Беляев, 1863, с. 207, 211; Семенов, 1873, т. IV, с. 188; Списки
населенных мест.., 1877, с. 377; Костромская старина, 1890, с. 8-10;
Список населенных мест.., 1907, с. 303; Костромской календарь, 1908, с.
128; Краткие статистические.., 1911, с. 242-243; Зутиков, 1968.Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 645-647
Источник