Новый сайт Кинешемской епархии

С 8 апреля новости публикуются на новом сайте Кинешемской епархии
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

27 сентября 2019 г.

Вопросы священнику: Грех ли не иметь детей, если боишься нестабильности в стране?

На вопросы читателей журнала ФОМА отвечает секретарь Епархиального управления, настоятель храма Вознесения Господня г.Кинешма иерей Роман Посыпкин

Грех ли не иметь детей, если понимаешь что в стране нестабильная ситуация и моральный спад населения, поэтому страшно заводить здесь детей?

Что делать с агрессией на саму себя?
Дорогой Богдан!
Отвечу Вам следующим образом. Если Вы ощущаете себя верующий христианином и живёте в законном браке, то естественно и правильно было бы для вас стремиться выполнять Заповеди Божии, одна из которых гласит: “плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю” (Быт. 1:28). 

“Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака.
«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева», — восклицает Псалмопевец (Пс. 126. 3). О спасительности чадородия учил апостол Павел (1 Тим. 2. 13). Он же призывал отцов: «Не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6. 4)”. 
Во все времена на земле были нестроения, иначе бы на ней настал рай. Несмотря на это, население планеты растёт. Одна из основ в жизни верующего человека — доверие Богу и его воле. Страх у христиан может быть только один — страх Божий. Важно правильно понимать, что это такое.
|Подробно мы писали об этом вот в этих текстах:
Если резюмировать, мы не боимся Бога, ибо Он есть, по словам апостола, — Любовь. И если Он не даёт ребёнка, значит, нам в данное время это не полезно. А уж если Он его даёт, то следует рожать это дитя и воспитывать в любви ко Господу. И тогда спасётесь и Вы, и Ваша жена, и Ваши дети, несмотря на то, что в стране происходит “моральный спад населения”.
Однако, при этом, конечно нам следует помнить, что наше дело не просто “родить ребенка”, а воспитать его. Это наша главная ответственность в жизни — нет ничего важнее отцовства и материнства: 
«Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение… Нерадение о детях — больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию… Нам нет извинения, если дети у нас развращены», — наставляет святитель Иоанн Златоуст. Преподобный Ефрем Сирин учит: «Блажен, кто воспитывает детей богоугодно». «Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил», — пишет святитель Тихон Задонский. «Родители главным образом ответственны за воспитание своих детей и вину за дурное воспитание их никому не могут приписывать, кроме себя», — проповедовал священномученик Владимир, митрополит Киевский (из ОСК РПЦ). 

И тут мы должно четко понимать, что если Господь нам уже послал ребенка, то ответ тут может быть только один: “Да будет воля Твоя”. Аборт для христиан не допустим. А про использование противозачаточных средств Церковь говорит следующее: 

“Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.
Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни»” (из ОСК РПЦ). 

Храни Вас Господь!