Возлюбленные о Господе архипастыри,
всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и
сестры!
Сердечно поздравляю всех вас со светлым
праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Дивное чудо боговоплощения, совершившееся
более двух тысяч лет назад, и сегодня наполняет наши души несказанной радостью.
Днесь Бог на землю прииде – и человек на небеса взыде (стихира на
вечерне праздника). Творец и Промыслитель всяческих явился в мире, ибо по
милости Своей не мог видеть от дьявола мучимых людей (последование
святого Крещения); будучи любовию побежден, Безначальный и Невыразимый
пришел взыскать заблудшее Свое создание (кондак на притчу о потерянной
драхме прп. Романа Сладкопевца).
Сбылись удивительные пророчества великих
провозвестников Слова Божия, и пред человечеством, тысячелетиями ожидавшим
спасения и избавления, изнемогавшим под бременем греха, страдавшим от проклятия
не только в земной жизни, но и по кончине, отверзлась дверь небесная. От
присноцветущей Девы приял плоть Господь наш Иисус Христос (канон Рождества
Пресвятой Богородицы) – и херувим, огненным мечом ограждающий вход
в рай, отступает от древа жизни (стихира на вечерне праздника). Родился
Божественный Младенец на спасение мира, подчинился закону, чтобы искупить
подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4, 4–5).
Непостижимо смирение Господне: будучи
Всемогущим Владыкой, Он является людям беспомощным младенцем, будучи Богом,
приемлет бренную плоть и терпит тяготы земной жизни, будучи Бессмертным, вольно
идет на смерть, мучительную и позорную. И делает это не ради избранных – пророков, праведников и Своих верных служителей. Христос приходит ради
каждого из нас, Он желает спасения всех без исключения – грешников и преступников, равнодушных и нерадивых, трусливых и гневливых,
даже Своих убийц!
Никого не отвергает Господь, никем не
гнушается, но напротив – приемлет нашу человеческую плоть,
обновляет ее боговоплощением, крестными страданиями и живоносным Воскресением,
возносит ее в недра Святой Троицы, освящает пребыванием одесную престола Бога.
И этого Животворящего Тела Христова, Его Пречистой Крови, излиянной за каждого
из нас, причащаемся мы в Таинстве Евхаристии – и становимся
единотелесными и единокровными не только Спасителю, но и друг другу.
Однако, к сожалению, сегодня мы видим, как
волны нестроений раскачивают корабль Церкви, как шторм раздоров и противоречий
колеблет единство православных верующих, как омраченные врагом и искусителем
люди предпочитают Источнику воды живой мутный и не пригодный для питья
источник злочестивых ересей (канон святым отцам I Вселенского собора). В
такое сложное время мы все должны помнить, что для каждого из нас родился, распялся
и воскрес Господь, что Он основал на земле Единую, Святую, Соборную и
Апостольскую Церковь. Принадлежа Церкви, мы призваны к преодолению нестроений,
противостояний и конфликтов, к уврачеванию расколов, к помощи тем, кто
переживает ужасы войны, страдает от притеснений и несправедливости.
Господь рождается не в царских чертогах, а
в убогой пещере, в последней нищете. Казалось бы, что может быть хуже
вертепа и беднее яслей для скота? Но есть такое место – это выжженная грехом пустыня сердца человека, удалившегося от Бога,
теплохладного, опустошенного, порабощенного страстями. Однако в наших силах
соделать свою душу вместилищем Божиим, вспомнить, что Господь близ, при дверех,
и Он смиренно ждет, когда мы наконец узрим Его очами веры, впустим Его в свою жизнь,
услышим Его слова, ответим на Его любовь – и дадим Ему Самому
действовать в нас.
Весь мир ликует о преславном рождестве
Спасителя: ангелы воспевают хвалебные гимны, пастухи торжествуют, волхвы
поклоняются Ему и приносят дары, и лишь озлобленное и исполненное зависти
сердце Ирода не хочет принять божественной правды, не радуется – но трепещет, не от страха Божия – но от трусости.
Вдумаемся, не уподобляемся ли ему мы своими делами, не ставим ли на первое
место собственное благополучие и комфорт, не боимся ли мы, что кто-то будет
лучше нас, талантливее и добрее, не творим ли мы зло такому человеку, стараясь
уязвить его или опорочить перед другими, свергнуть с пьедестала, дабы возвести
на высшую ступень себя? Не получается ли так, что источником истины становится
для нас не Господь и Его святые заповеди, а мы сами?
Не соблазняем ли мы других, выдавая за
правду свои собственные выгодные нам измышления, не раздираем ли мы хитон
Христов своими амбициозными действиями, не сеем ли семена раздора и ропота
среди братьев по вере?
Взирая ныне на Богомладенца Христа,
поставляя себя лицом к лицу с божественной истиной, отринем бремя страстей
и запинающий нас грех (Евр. 12, 1), вознесем теплые молитвы об
укреплении единства Православия и умножении любви, памятуя о том, что любовь
милосердствует, не завидует, не превозносится, не ищет своего, не мыслит зла,
не радуется неправде; все покрывает и всему верит (1 Кор. 13, 4–7).
В богослужебных праздничных текстах прославляется не только родившийся ради
нашего Спасения Господь, но и те, благодаря которым стало возможным Его
воплощение – Пречистая Дева Мария, праведный Иосиф
Обручник, святые праотцы. Вспомним и мы в этот торжественный день своих
близких: навестим родителей и друзей, уделим им внимание, найдем добрые слова,
поблагодарим за все, что они для нас делают. Пусть в нашем сердце, исполненном
любви к Богу и ближним, будет обитать Всемилостивый Христос, Превечный и
Непостижимый, Соприсносущный невидимому Отцу (седален на вечерне
праздника). Аминь.
КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Рождество Христово 2019/2020 г.
Москва