В праздник преподобного Макария Унженского епископ Иларион возглавил праздничное богослужение

7 августа, в день памяти преподобного Макария Унженского, епископ Кинешемский и Палехский Иларион совершил Божественную литургию в Макарьевском храме с.Сёготь Пучежского района.далее...

2 февраля 2013 г.

Протоиерей Виктор Салтыков: "Надо понять, что «Аватара» нет"


Протоиерей Виктор Салтыков: "Надо понять, что «Аватара» нет"
Надо понять, что «Аватара» нет
Принятием «Основ экологической концепции» Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви выразило свою готовность активно развивать церковное участие в общественной и научной экологической работе на международном, национальном и региональном уровнях. Это касается и сферы экологического образования. Многие священнослужители уже давно ведут образовательную экологическую деятельность, как при храмах, так и в светских школах. Об опыте такой работы – наш разговор с настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы села Жарки Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии протоиереем Виктором Салтыковым.

– Отец Виктор, тема зимнего номера журнала «Православное образование» – экология. На Ваш взгляд, насколько актуально экологическое воспитание и образование в современной школе?
– Это актуально настолько, насколько мы ощущаем уязвимость и незащищенность так называемой дикой природы и наших детей. Актуально настолько, насколько мы считаем, что они нуждаются в нашей защите. Способны ли мы их защитить? Или мы полны безысходности и отчаяния: Да не будет так!

– У Вас богатая «экологическая» биография: десять лет Вы работали в заповеднике на Северном Кавказе (район Красной поляны в Краснодарском крае), позже объездили Центральную Россию, наконец, нашли свое призвание в Ивановской области. Вам есть что сравнивать. Где в нашей огромной стране, скажем, наиболее чистая экологическая обстановка, причем, как в прямом, так и в переносном смысле? В смысле отношения к окружающей среде, природе, чувства ответственности перед ней, а также в смысле экологии души – отношения к Богу, в святыням, традициям, уважения к человеку, как созданию Божию?
– Наша (отца Виктора и матушки Натальи – прим. авт.) «экологическая» биография связана, прежде всего, с нашим экологическим мировоззрением. Наша юность была связана с Одессой – чудесным городом, солнечным, чистым, на берегу прекрасного Черного моря. И на наших глазах с ужасающей скоростью началась экодеградация и города, и моря. И мы просто, как живые существа, ищущие чистого места, ушли из большого города.
Поселились в горах Кавказа. В поселке Пхия (Карачаево-Черкессия) я работал лесорубом, пастухом – узнал другую жизнь. Казалось бы, случайно, но все это было, как мы теперь понимаем, промыслительно. Далее жизненный путь привел нас в заповедник на кордон Пслух (краснодарский край). Казалось, мы окончательно нашли место для жизни – дом на границе заповедного, «эко-кордон». После физического получил второе образование – экологическое и диплом защищал именно по этой теме: «Экологическое поселение – дом на границе заповедного». 
В заповеднике жить нельзя, но «заповедник» – это внутреннее ощущение. Здесь все стало ясно и просто: вот дом, вот семья, вот карабин, лошадь, собака – охраняй природу от браконьеров; зарплата маленькая, лесниковская – коси, дои коров, не воруй – все понятно на миллион лет вперед. Появились соратники. Мы влились в экологическое движение. На нашем кордоне был учрежден Социально-экологический союз. Началось научно-практическое осмысление заповедного дела. В то время очень мощным было и движение студенческих дружин по охране природы.
Но вот наступил конец 80-х. Перестройка. Вскоре рухнул Советский Союз. Экологическое мировоззрение оказалось не готово к битве с потребительским мировоззрением такого масштаба. Браконьеры оказались не самой главной проблемой, может быть, даже самой маленькой…
Мы вернулись в Одессу и занялись беспризорными городскими детьми – детьми «балконов и асфальта». И вдруг появился образ – деревня, храм и школа недалеко – как возможность дать этим детям «отдышаться».
Откуда возник этот образ? Думаю, что он живет в каждом человеке как икона сотворенного Богом мира, как «первообраз» изначально задуманного Творцом человеческого устроения жизни.
Мы поехали искать этот «первообраз». Объехали всю Россию. Много было мест, где можно было остановиться: Ферапонтов монастырь, тогда еще музей, и Кижи, тоже музей, Валдай, Ярославская область, но какого-то «сигнала» в душе не было. А затем – чудо! По благословению старца: Ивановская область, храм, село Жарки. Прекрасней этого места на свете нет, по крайней мере – для нас. 
Вообще, настоящую русскую деревню – добротную, не заброшенную – можно рассматривать как «экологическое поселение». Но как же мало их осталось! Диву даешься, как точно высказывание: « чего не потеряешь, того, брат, не найдешь». 
Экологическое мировоззрение опирается на сочувствие всему живому, невинно страдающему от человеческого греха. Оно имеет единственно осмысленное продолжение – православное христианское мировоззрение. Подтверждение этому можно увидеть в фильмах «Одинокий рай», «Русский заповедник», «Трезвитесь». 
– Когда Вы с матушкой Натальей жили в Одессе, Вы организовали детский клуб «Зубренок». С какой целью он был создан? Как строилась работа с детьми, какие методики использовались?
– Методики у нас не было. Дети сами подсказывают, так или иначе, чего им не хватает и что с ними делать. К нам пришли довольно обеспеченные дети, но с явным дефицитом смыслового общения. Мы с матушкой свозили их в заповедник, в горы. Потом повели на городскую свалку. Стали проводить с ними беседы на тему «бревна в своем глазу», о том, как льем отходы своей «хорошей жизни» в моря и реки. Потом водили их в дома – к людям, художникам, чтобы понять «образ жизни» человека. Вот после этого нам и пришла идея о доме – Эко-Доме для этих детей, в деревне, чтобы они почувствовали себя внутри удивительного, прекрасного и щедрого мира. Позже это воплотилось в Жарках.
– Какие формы экологического воспитания и образования Вы читаете наиболее приемлемыми для сегодняшних детей? Что бы Вы предложили учителям и воспитателям в этом направлении? 
– У нас только одна форма экологического воспитания – освоение православного мировоззрения. Все это достаточно подробно изложено в книжке «Святыни Отечества», которую матушка написала для учителей именно на эту тему (пособие «Святыни Отечества» можно найти на сайте www.media.otdelro.ru в разделе Библиотека/Материалы для общеобразовательных школ). 
Что до практики – уроки по экологии с детьми на приходе происходят просто: берем мусорные пакеты – и на уборку территории. Где бы мы ни оказались, мы не стесняемся убирать чужой мусор – земля-то наша. 
И еще. Каждую весну в нашу деревню возвращаются скворцы. И каждую весну нам приходится делать скворечники, как все их делали, когда учились в школе в советское время. Скворцы весной прилетают и требуют от нас с матушкой новых домиков, и у нас их становится все больше. Пока они возвращаются, пока им есть куда возвращаться, конца света не будет. 
– Расскажите о курсе «Святыни Отечества». Как давно он существует, его основные цели и задачи, какие методики использует матушка на уроках? Как в нем затрагиваются вопросы экологии? 
– Вопросам экологии в этом курсе отведена четвертая часть от всего излагаемого материала. И это не случайно. Матушка говорит, что «пищу» ученикам надо давать съедобную. Если дети не знают или забыли, что нельзя фантики разбрасывать где попало, что ботинки надо помыть, когда грязные, то чему учить сначала? Вот это и есть главная методика.
Курс «Святыни Отечества» устроен удобно и для учителя, и для детей. В нем четыре уровня рассмотрения основных тем: 1) бытовая реальность; 2) реальность мира природы; 3) Священное Писание как учение о жизни и спасении; 4) церковная духовная практика. То есть с духовных истин никто не начинает, сначала надо подготовить «почву». 
– В Ваш приход входит более десяти деревень. Сколько в них школ? Как реализуется в них курс «Основы религиозных культур и светской этики», ставший в этом году обязательным для всех школ России? Кто преподает в них «Основы православной культуры»?
– В наш приход, кроме села Жарки, где уже более двухсот лет находится церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая не закрывалась никогда, кроме двух лет перед войной, еще в 1980-ые годы входило около 30 деревень и было 5 школ. Сейчас осталась только одна – общеобразовательная Костяевская девятилетняя школа, деревень же – меньше десятка. Воскресных школ нет и не было. Но в костяевской школе с 1994/95 учебного года был введен факультатив «Святыни Отечества», который матушка ходила преподавать в эту школу и еще одну, впоследствии закрытую.
Преподавание «Основ православной культуры» в этом учебном году введено в качестве школьного компонента в 5-ом и 6-ом классах. Для преподавания этого предмета учителя прошли подготовку в Институте развития образования Ивановской области. Это нормальные перемены, лишь бы все было живым.
– Отец Виктор, вместе с режиссером-документалистом Валерием Тимощенко Вы снимаете фильмы под общей темой «Русский заповедник». В них затрагиваются вопросы жизни и выживания русской деревни, пьянства и т. д. Как в таких фильмах звучит тема экологии? Могут ли быть использованы фрагменты этих фильмов на уроках в школах? Есть ли у Вас и Валерия Тимощенко задумки снять фильм, посвященный именно вопросам защиты окружающей среды и природы, ответственности перед ней?
– Валерий Тимощенко собрал огромный материал. В свое время он вел кино-дневник «Живая Кубань», полностью посвященный природе, экологии. Многое можно было бы показать в школе. Наше сотрудничество длится больше 30 лет. Сейчас мы работаем над продолжением проекта «Русский заповедник» – фильмом под условным названием «Деревня – детям». 
Это фильм о деревне, где все на виду и все защищено. Осмыслено, тихо и радостно, спокойно, красиво – Божий мир. Кроме того, есть специфические умения, которые помогают человеку жить на земле. Когда теряются эти умения – трудиться, делать что-то своими руками, когда уходит мастерство, смекалка, художество, человек остается пустым, незаполненным. Вот о чем стоит снять «экологический» фильм.
– Отец Виктор, как Церковь может помочь в улучшении экологической ситуации?
– Экологические проблемы – это не только научные, технические, политические или социальные проблемы, но прежде всего – мировоззренческие. Если экомировоззрение не перейдет в православное, то это тупик. Надо понять, что «Аватара» нет. Нет никакой реинкарнации в другие жизни. Одна земля, одно рождение, одна семья, одна Родина. И конец будет не от удара астероида, бунта роботов или захвата инопланетян, а если сердце окаменеет и станет бесплодным, если отклика на Любовь не будет. У нас одна священная история и един Бог. И без Церкви нам не обойтись. 
– Каким качеством должен обладать человек, чтобы окончательно не убить природу, окружающий нас мир?
– Милосердием. Согласно церковному преданию, последнее мытарство, которое проходит душа, – мытарство немилосердия и жестокосердия. Душа должна научиться быть милосердной. Последний экзамен, который уже сейчас сдает каждая душа, называется – милосердие.