Царь
понес на Себе Крест – этот ключ от
райских дверей, и им без отказа отверзает
двери сии разбойникам и убийцам (прп.
Ефрем Сирин, 33, 126).
В
начале VII века персидский
царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим,
захватив Древо Животворящего Креста,
найденное когда-то равноапостольной
Еленой. Более 25 лет Крест был в пленении.
Чудесным заступничеством Матери Божией
византийский император Ираклий I одержал
победу в войне. В марте далекого от нас
631 года император собственноручно внес
Животворящий Крест в Иерусалим. С тех
пор в Иерусалиме стали праздновать
годовщину возвращения Животворящего
Креста, которую привязали к третьей
неделе Великого поста.
Со
временем значение иерусалимского
праздника было переосмыслено – праздник
стал духовной помощью христианам в
середине строгого и долгого поста. И
теперь, на преполовение поста, Крест
выносится верующим для того, чтобы
напоминанием о страданиях и смерти
Господней воодушевить и укрепить
постящихся к продолжению постового
подвига.
Взирая
на Крест – знамение победы над диаволом,
– мы ощущаем прилив новых, свежих сил
и воодушевляющий нас на продолжение
подвига подъем духа. Все перенесенные
доселе скорби и трудности как бы
забываются, и мы, по слову Апостола,
«задняя забывая, в предняя простираемся»
(Флп. 3:13).
Какие
чудные и торжественные слова усваивает
Церковь Кресту Животворящему!
Смерть
побеждена Крестом, Адам возвращен в
рай, соделан наследником Царства, а
диавол посрамлен.
...Крест
<Христов> – для нас победный венец...
(прп. Ефрем Сирин).
Взирать
на крест значит всю жизнь свою соделать
как бы мертвою и распятою для мира,
пребывать неподвижным на всякий грех...
(свт. Григорий Нисский).
...Дева,
древо и смерть, эти знаки поражения,
сделались знаками победы. Вместо Евы –
Мария; вместо дерева познания добра и
зла – древо Креста; вместо смерти
Адамовой – смерть Христова... Чем победил
диавол, тем и сам побеждается. Чрез древо
поразил диавол Адама; чрез Крест преодолел
диавола Христос; то древо низвергло в
ад, это же древо и отшедших извлекло
оттуда (свт. Иоанн Златоуст).
Чрез
смерть <Христову> мы сделались
бессмертными; таковы действия Креста
(свт. Иоанн Златоуст,).
За
серединой поста уже предвкушаем мы
ожидающую нас светлую пасхальную
радость, поэтому, прославляя Крест
Господень, мы одновременно воспеваем
и Его Воскресение, когда троекратно
поем: «Кресту Твоему покланяемся,
Владыко, и святое Воскресение Твое
славим».
Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
в проповеди на неделю Крестопоклонную
сказал: «…склоняясь перед Крестом
Самого Господа и Спасителя, давайте
иначе посмотрим на это изображение.
Ведь Он Бог, но и Человек. Он на кресте,
Он испытывает невероятные страдания,
однако совершает это не ради Себя — Он
ради нас это совершает. И если Бог подъял
на Себя крестные страдания, чтобы мы
обрели спасение, то как же важно для нас
уметь нести крест, чтобы кому-то облегчить
жизнь, а себе стяжать спасение. «Кресту
Твоему поклоняемся, Владыка». Это
поклонение, исполненное самого глубокого
духовного смысла, ибо, поклоняясь
страданиям, мы свидетельствуем о своей
вере во Христа, Который через Крест
принес спасение всему человеческому
роду».
Великая возможность дана нам
почерпнуть силы и поклониться всему
тому святому, великому и животворящему,
что заключено в спасительном образе
Креста Господня!
Кинешемский
Благовестник №11