...Делом исполнить какую-либо заповедь с радостью, во славу Божию, —
вот что есть радость о Господе (прп. Антоний Великий, 89, 131).
Блажен, кто всегда исполнен духовной радости и неленостно несет
благое иго Господне; потому что будет он увенчан во славе (прп. Ефрем
Сирин, 30, 526).
Утром, в суде Пахомий с прежним дерзновением исповедал Господа Иисуса, за что и был отдан исполнителям смертного приговора. Множество турок и христиан следовали за ним, когда связанного повлекли его на место казни. Турки неистовствовали над страстотерпцем, оплевывая и понося его, а христиане шли, чтобы увидеть его блаженную кончину. Святой Пахомий, достигнув места казни, в тайной молитве за всех преклонил колена. Палач стал уговаривать его не губить своей жизни, отречься от Христа и наслаждаться земными благами, которые дает ему Магомет и его верные рабы. «Делай то, что тебе приказано, — отвечал святой Пахомий, — и не теряй напрасно времени». Палач отсек ему голову и Пахомий получил славный венец мученичества (95, 146).
Источник
Иллюстрация: Уверение Фомы. Фрагмент иконы, XV в.
***
Тебя по временам и редко посещает сия радость, по смотрению Божию,
чтобы малое ее вкушение приводило тебе на память, чего ты лишился; а в
праведнике постоянное божественное и небесное веселие, потому что в нем
несомненно обитает Дух; первый же плод духа есть любы, радость, мир
(ср.: Гал. 5, 22). Итак, радуйтеся, праведнии, о Господе (Пс. 32, 1).
Господь для праведных есть как бы вместилище, вступившему в которое, по
всей необходимости, должно благодушествовать и веселиться. И праведный
делается местом для Господа, приемлющим Его в себя... Посему, пребывая в
самом Господе и, сколько можем, созерцая чудеса Его, из созерцания сего
будем таким образом приобретать сердцем своим веселие! (свт. Василий
Великий, 5, 228).
***
Апостол... приглашает всегда радоваться не всякого, но того, кто
подобен ему самому, не живет уже во плоти, но имеет живущего в себе
Христа; потому что общение с Высочайшим из благ никак не допускает
сочувствия с тем, что беспокоит плоть (свт. Василий Великий, 8, 46).
***
...А надежда воскресения, а наслаждения ангельскими благами, Царство
на небесах, обетованные блага, превосходящие силу разумения и слова! Как
же всего этого признавать достаточною причиною к непрекращающейся
радости и к непрестанному веселию (свт. Василий Великий, 8, 47-48).
***
Разве тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели,
возлежит на мягком ложе... проводит жизнь, достойную радости? ...Имеющим
ум прилично о нем плакать, ублажать же должно тех, которые настоящую
жизнь проводят в надежде будущего века и настоящее обменивают на вечное
(свт. Василий Великий, 8, 48).
***
Соединившиеся с Богом, хотя пребывают в пламени, как три отрока в
Вавилоне, хотя заключены вместе со львами, хотя поглощены китом, должны и
нами быть ублажаемы, и сами проводить жизнь в радости, не скорбя о
настоящем, но увеселяясь надеждою на уготованное нам впоследствии (свт.
Василий Великий, 8, 48).
***
...Надежда делает так, что радость обитает в душе добродетельного (свт. Василий Великий, 8, 48).
***
Радование о совершившемся по заповеди Господней во славу Божию есть
радость о Господе. Посему, когда исполняем заповеди Господни, или терпим
что-либо за имя Господне, тогда должны мы радоваться и сорадоваться
друг другу (свт. Василий Великий, 9, 259).
***
...Кого не возмущает ни один порок, сопровождает же всякая
добродетель и все, что есть прекрасного, тот справедливо может
веселиться непоколебимым и нескончаемым веселием, потому что веселие - спутник добродетели и благости (свт. Василий Великий, 9, 328).
***
***
...Когда у нас радость, будем ждать скорби, чтобы при избытке радости не забыть о слезах (прп. Ефрем Сирин, 30, 604).
***
Идущий... путем Христовым всегда радуется и веселится о Духе Святом,
ожидая блаженного упования великого Бога и Спасителя нашего Иисуса
Христа (прп. Ефрем Сирин, 31, 223).
***
Почему... радость на небесах бывает больше о грешниках, приносящих
покаяние, чем о праведниках, которые не согрешили? Потому что радость
обыкновенно бывает после печали. Итак, поелику печаль бывает у тех, кои
согрешили, то пусть будет и радость (им), когда они раскаиваются (прп.
Ефрем Сирин, 37, 209).
***
...Одни только те, которые полагают свою радость в Господе, знают,
как велика эта радость, и насколько она превосходит всякое сравнение
(свт. Иоанн Златоуст, 44, 358-359).
***
Если желаешь радости, не ищи ни денег, ни телесного здоровья, ни
славы, ни власти, ни веселия, ни роскошных трапез, ни шелковых одежд, ни
многоценных полей, ни блистательных домов и ничего другого тому
подобного, но устремись к любомудрию по Богу и держись добродетели;
тогда ничто ни из настоящего, ни из ожидаемого не сможет опечалить тебя
(свт. Иоанн Златоуст, 45, 209).
***
Радость... духовную и разумную производит не что иное, как сознание
добрых дел, - посему, кто имеет добрую совесть и такие же дела, тот
может постоянно праздновать (свт. Иоанн Златоуст, 45, 504).
***
...Духовная радость честно и благоприлично приводит душу в единение с
Богом, наполняет сладостью также и тех, кто находится с таким человеком
в сношениях (свт. Иоанн Златоуст, 45, 905).
***
...Сильная радость часто сопровождается такими же последствиями, какими и чрезмерная скорбь... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 696).
***
...Радость по Богу бывает продолжительна и тверда, надежна и
постоянна, не нарушается никакими неожиданными обстоятельствами, но еще
более возвышается от самых препятствий (свт. Иоанн Златоуст, 48, 46).
***
Праведники становятся блаженными вследствие своей радости. Они не
услаждаются никакими житейскими благами, а одним только Богом... (свт.
Иоанн Златоуст, 48, 934).
***
Веселие же и радость суть умножение скорби. Остерегайся думать о
радости, которая есть причина слез. Те, которые среди таких слез
охватываются радостью, никогда не будут иметь здравия души (свт. Иоанн
Златоуст, 49, 274).
***
Подобно тому как бесконечен Бог, так и радость, которая исходит от
Бога, бесконечна; она всегда течет, всегда цветет и никогда не иссякает;
нечестивые же лишены такой радости (свт. Иоанн Златоуст, 49, 281).
***
Если кто радуется о благах земных, то радость его бывает
временна: когда богатство его истощится, то вместе с ним исчезнет и
радость. Подобно тому как свежие весенние цветы бывают приятны для глаз,
а поблекшие неприятны, таким же образом и богатство отнимает радость от
ума и, может быть, само первое отойдет от нас, или мы от него. Иной,
может быть, будет радоваться из-за прекрасной жены, но и она — владение
непрочное, радость временная, веселие преходящее, соединенная со многими
огорчениями и подозрениями: потому-то эта радость временна. Но если ты
полюбишь Господа, то милосердие Его будет вечным... (свт. Иоанн
Златоуст, 49, 367).
***
Радость о Господе - самая высокая радость, ею радовались и
апостолы; это - радость, приносящая пользу; она имеет свое начало,
корень и основание в узах, в бичеваниях, в гонениях, в худой молве, и
вообще в предметах скорбных, но конец ее вожделенный (свт. Иоанн
Златоуст, 52, 158-159).
***
...Если мы желаем наслаждаться радостью, то больше всего иного будем
избегать порока и станем следовать добродетели, потому что иначе
невозможно достигнуть радости, хотя бы мы взошли даже и на царский
престол (свт. Иоанн Златоуст, 52, 495).
***
...Радуйся успехам брата, и вот - Бог прославляется и через тебя, и
все скажут: благословен Бог, имеющий таковых рабов, свободных от всякой
зависти, взаимно радующихся счастью друг друга (свт. Иоанн Златоуст, 52,
558).
***
Радость... по Богу сильнее всякого оружия, и кто имеет ее, того ничто
не может привести в уныние и малодушие; напротив, он все переносит
мужественно (свт. Иоанн Златоуст, 53, 466).
***
Настоящая земная радость всегда смешана с печалью и никогда
не бывает чистою; а та вечная радость действительная,
непритворная, не заключающая в себе ничего неискреннего, не имеющая
никакой примеси... Получить ее возможно не иначе, как избирая здесь не
приятное, но полезное, и даже испытывая некоторую скорбь добровольно, и с
благодарностью перенося все случающееся (свт. Иоанн Златоуст, 55, 143).
***
Вознамерившимся охранять человеческое благородство, видя быструю
изменчивость естества, надлежит ограничивать неумеренность радости и не
предаваться слишком и печали, и радости; потому что одна, если не будет
срастворяема рассудительностью и обуздываема благоразумием, ведет к
смерти; а другая, если не наложены на нее бразды ожидаемой перемены,
доводит до падения и нарушения благоприличий (прп. Исидор Пелусиот, 61,
235—236).
***
Бывает иногда, что неумеренная радость больше печали вредит душе,
потому что радость окрыляет душу, делает ее неблагоразумною и приводит в
забвение своего естества, а печаль смиряет самомнение, низлагает
надменность, напоминает о нашем естестве и побуждает к добродетели.
Посему надлежит быть выше и радости, и печали; и нашествие той и другой
переносить умеренно и разумно (прп. Исидор Пелусиот, 62, 392—393).
***
Людей переменчивых и нетвердых и радость, и печаль выводят из
надлежащего состояния, одна окрыляя и возбуждая к буйству, а другая
унижая и делая робкими. Людей же твердых, непоколебимых, стоящих на
прочном основании благоразумия, ни радость, ни печаль не выводят из
должного состояния; потому что усмиряют скакания одной как бы уздою
какою, сдерживая помыслом, и оказываются победителями другой,
ограничивая ее неумеренность (прп. Исидор Пелусиот, 62, 411).
***
Если душа неколеблющимся и немечтательным движением воспламенится к
любви Божией, влеча некако в глубину сей неизреченной любви и самое
тело, — в бодрствовании ли то... или при погружении в сон
воздействуемого святою благодатию подвижника, между тем как душа
совершенно ни о чем другом не помышляет, кроме того одного, к чему
возбуждена, — то ведать надлежит, что это есть действо Святаго Духа.
Будучи вся преисполнена приятных чувств от неизреченной оной
божественной сладости, она и не может в ту пору помышлять ни о чем
другом, а только чувствует себя обрадованною неистощимою некоею
радостью. Если же при таком возбуждении ум восприимет колебание некое
сомнительное, или нечистое какое помышление, и если при сем святым
Господним именем будет пользоваться для отвращения зла, а не паче по
одной любви к Богу, — то ведать надлежит, что утешение то — от
прельстителя, и есть только призрак радости. Радость такая совне
навевается, и является не как качество и постоянное расположение души;
видимо, тут враг хочет опрелюбодействовать душу. Видя, что ум начинает
проявлять верную опытность своего чувства, он и своими некими
утешениями, кажущимися благими, подступает утешать душу, в ожидании, что
она, будучи развлекаема этою блажною мокротною сластью, не распознает
своего смешения с обольстителем. По сим признакам можем мы распознавать
духа истины и духа лестна (1 Ин. 4, 6). Никому, впрочем, невозможно ни
Божественной благости чувством вкусить, ни горести бесовской ощутительно
испытать; если кто не удостоверится в себе, что благодать во глубине
ума его сотворила себе обитель, а злые духи гнездятся негде окрест
членов сердца. Бесы же отнюдь не хотят, чтобы люди как-нибудь
удостоверялись в этом, дабы ум, верно зная это, не вооружался...
непрестанною памятью о Боге (блж. Диадох, 91, 24-25).
***
Радость о Боге крепче здешней жизни: и кто обрел ее, тот не только не
посмотрит на страдания, но даже не обратит взора на жизнь свою: и не
будет там иного чувства, если действительно была сия радость (прп. Исаак
Сирин, 58, 165).
***
Рукою смирения отвергай приходящую радость как недостойный ее, чтобы
не обольститься ею, и не принять волка вместо пастыря (прп. Иоанн
Лествичник, 57, 85).
***
С самого начала, когда младенец начнет познавать отца своего, он весь
бывает исполнен радости и печали; радости, потому что опять зрит
вожделенного; а печали, потому что столь долгое время лишен был видения
любезнейшей ему красоты. Матерь также иногда скрывает себя от младенца
и, видя, с какою скорбию он ищет ее, веселится; и таким образом учит его
всегда прилепляться к ней и сильнее воспламеняет любовь его к себе.
Имеяй уши слышати да слышит (Мф. 13, 9), глаголет Господь (прп. Иоанн
Лествичник, 57, 85-86).
***
Для вкушения духовного радования душе недостаточно одного покорения
страстей, если не стяжет и добродетелей через исполнение заповедей (прп.
Максим Исповедник, 91, 234).
***
...Радуйтесь, чада мои, радуйтесь, не видимое имея в виду, а
невидимое, ибо видимое временно, а невидимое вечно (прп. Феодор Студит,
92, 141).
***
...Радость есть признак совершения всякой правды... (прп. Феодор Студит, 92, 566).
***
...Все, что есть в теле человека и в мире сем, покроет земля и
поглотит смерть; а радости Божественной, которую приял он, по
причине здравия души своей, ничто такое не может взять от него, потому
что она не от мира сего. Эта радость породилась в нем не от славы
человеческой, ни от богатства многого, ни от здравия телесного, ни от
похвал людских, ни от другого чего, сущего под небесем, но уготовилась
горькою болезнию души его и сретением действа Святаго Духа Божия, сущего
превыше небес. Почему смерть не будет иметь над нею власти, потому что в
ней не найдется ничего достойного укора, но будет она как очищенное
вино, которое против солнца светится насквозь, и чистейше являет цвет
свой, и радует и осиявает лице того, кто пьет его против солнца (прп.
Симеон Новый Богослов, 77, 176).
***
Внимай еще, как бы не пострадать чего из-за обильной радости духовной
и умиления; а постраждешь, если подумаешь, что они суть плод
собственного твоего труда, а не благодати Божией, потому что за это они
взяты будут от тебя, — и ты много поищешь их в молитве, и не обрящешь, и
узнаешь, какое потерял ты дарование благодати (прп. Симеон Новый
Богослов, 77, 578).
***
Радость не совне, а из всего строя нравственно-религиозного. Для нас,
христиан, она зарождается исповеданием великих благ от рождения Сына
Божия плотию... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 106).
***
Хочешь радоваться? - понеси прежде крест. Радость - цель; крест - средство (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 96).
***
...Без крестоношения нет истинных радостей (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 96).
***
Оттого и не стало у человека радости жизни, что стал жить не
настоящий человек, а иной греховный человек, которому несвойственно
радоваться (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 97).
***
...Для того чтобы возвратить нам себе радость жизни, надобно
умертвить в себе сего греховного и пришлого человека (свт. Феофан, Затв.
Вышенский, 88, 98).
***
Лица иноков обители аввы Аполлония сияли дивным веселием и радостью -
неким божественным восторгом, какого не встретишь у других людей на
земле. Мы не видели там ни одного печального лица. Если же кто-либо
иногда казался омраченным скорбью, авва Аполлоний тотчас спрашивал о
причине печали. И часто, при нежелании брата открыть причину скорби, он
сам открывал, что таилось у него в душе, как приходилось сознаваться в
этом испытавшему на себе прозорливость аввы. Тогда он начинал увещевать
его, что вовсе не должно быть места скорби у тех, для кого спасение - в
Боге и надежда - в Царствии Небесном. «Пусть предаются скорби язычники, - говорил он, - пусть плачут иудеи, пусть рыдают грешники - праведным
прилична радость! Если уж те, кто любит все земное, радуются тленным
ненадежным предметам - нам ли не гореть восторгом, если мы только
подлинно ожидаем небесной славы и вечного блаженства. Не этому ли учит
нас Апостол: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, о всем благодарите
(ср.: 1 Сол. 5, 16-18)» (99, 50).
***
Однажды, видя преподобного Григория Синаита выходящим из своей кельи с
радостным лицом, один брат в простоте сердца спросил его о причине
радости. Как чадолюбивый отец, преподобный Григорий ответил так: «Душа,
прилепившаяся к Богу и снедаемая любовию к Нему, восходит выше творения,
живет выше видимых вещей и, наполнившись вся желанием Божиим, никак не
может укрыться, ведь и Господь обещал ей, говоря: Отец твой, видяй в
тайне, воздаст тебе яве (Мф. 6, 6), и опять: да просветится свет ваш
пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего,
Иже на небесех (Мф. 5, 16); ибо тогда сердце прыгает и веселится, ум
бывает весь в приятном волнении, лицо весело и радостно, по словам
мудрого: сердцу веселящуся, лице цветет (Притч. 15, 13)» (95, 324-325).
***
Преподобный Серафим Саровский как-то открыл своему собеседнику:
«Однажды я молил Господа, чтобы Он ввел меня в общение с Ним и показал
бы мне Свои небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он
исполнил мое желание и прошение; вот я восхищен был в эти обители,
только не знаю, с телом или вне тела. Бог весть - это непостижимо. А о
той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать
невозможно». После продолжительного молчания, вздохнув от глубины души,
преподобный Серафим сказал: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая
сладость ожидает душу праведного на небе, то ты решился бы во временной
жизни переносить всякие скорби, гонения и клеветы с благодарением... Там
нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания... Там радость и сладость
неизглаголанные, там праведники просветятся, как солнце. Но если такой
небесной славы не мог изъяснить и сам апостол Павел, то какой же другой
язык человеческий может изъяснить славу и красоту горнего селения, в
которой водворяются праведных души» (112, 506).
***
Мать Синклитикия говорила: «Много подвигов и трудов предстоит
приходящим к Богу, но за ними - неизглаголанная радость. Желающие
разжечь огонь сначала задыхаются от дыма и испускают слезы, а потом уже
достигают, чего ищут; так и мы должны воспламенять в себе Божественный
огонь со слезами и трудами. Ибо Писание говорит: Бог наш огнь поядаяй
есть (ср.: Евр. 12, 29) (98, 11).
***
Когда святому Пахомию Афонскому сообщили, что турецкое правительство
решило предать его смерти, он с радостью, прославляя Бога, выслушал эту
весть и следующую ночь провел в славословии и молитвенном подвиге.Утром, в суде Пахомий с прежним дерзновением исповедал Господа Иисуса, за что и был отдан исполнителям смертного приговора. Множество турок и христиан следовали за ним, когда связанного повлекли его на место казни. Турки неистовствовали над страстотерпцем, оплевывая и понося его, а христиане шли, чтобы увидеть его блаженную кончину. Святой Пахомий, достигнув места казни, в тайной молитве за всех преклонил колена. Палач стал уговаривать его не губить своей жизни, отречься от Христа и наслаждаться земными благами, которые дает ему Магомет и его верные рабы. «Делай то, что тебе приказано, — отвечал святой Пахомий, — и не теряй напрасно времени». Палач отсек ему голову и Пахомий получил славный венец мученичества (95, 146).
Источник
Иллюстрация: Уверение Фомы. Фрагмент иконы, XV в.