Новый сайт Кинешемской епархии

С 8 апреля новости публикуются на новом сайте Кинешемской епархии
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

31 марта 2019 г.

НЕДЕЛЯ КРЕСТОПОКЛОННАЯ


Царь понес на Себе Крест – этот ключ от райских дверей, и им без отказа отверзает двери сии разбойникам и убийцам (прп. Ефрем Сирин, 33, 126).
В начале VII века персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. Более 25 лет Крест был в пленении. Чудесным заступничеством Матери Божией византийский император Ираклий I одержал победу в войне. В марте далекого от нас 631 года император собственноручно внес Животворящий Крест в Иерусалим. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста, которую привязали к третьей неделе Великого поста.
Со временем значение иерусалимского праздника было переосмыслено – праздник стал духовной помощью христианам в середине строгого и долгого поста. И теперь, на преполовение поста, Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению постового подвига.

Взирая на Крест – знамение победы над диаволом, – мы ощущаем прилив новых, свежих сил и воодушевляющий нас на продолжение подвига подъем духа. Все перенесенные доселе скорби и трудности как бы забываются, и мы, по слову Апостола, «задняя забывая, в предняя простираемся» (Флп. 3:13).
Какие чудные и торжественные слова усваивает Церковь Кресту Животворящему!
Смерть побеждена Крестом, Адам возвращен в рай, соделан наследником Царства, а диавол посрамлен.
...Крест <Христов> – для нас победный венец... (прп. Ефрем Сирин).
Взирать на крест значит всю жизнь свою соделать как бы мертвою и распятою для мира, пребывать неподвижным на всякий грех... (свт. Григорий Нисский).
...Дева, древо и смерть, эти знаки поражения, сделались знаками победы. Вместо Евы – Мария; вместо дерева познания добра и зла – древо Креста; вместо смерти Адамовой – смерть Христова... Чем победил диавол, тем и сам побеждается. Чрез древо поразил диавол Адама; чрез Крест преодолел диавола Христос; то древо низвергло в ад, это же древо и отшедших извлекло оттуда (свт. Иоанн Златоуст).
Чрез смерть <Христову> мы сделались бессмертными; таковы действия Креста (свт. Иоанн Златоуст,).
За серединой поста уже предвкушаем мы ожидающую нас светлую пасхальную радость, поэтому, прославляя Крест Господень, мы одновременно воспеваем и Его Воскресение, когда троекратно поем: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди на неделю Крестопоклонную сказал: «…склоняясь перед Крестом Самого Господа и Спасителя, давайте иначе посмотрим на это изображение. Ведь Он Бог, но и Человек. Он на кресте, Он испытывает невероятные страдания, однако совершает это не ради Себя — Он ради нас это совершает. И если Бог подъял на Себя крестные страдания, чтобы мы обрели спасение, то как же важно для нас уметь нести крест, чтобы кому-то облегчить жизнь, а себе стяжать спасение. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыка». Это поклонение, исполненное самого глубокого духовного смысла, ибо, поклоняясь страданиям, мы свидетельствуем о своей вере во Христа, Который через Крест принес спасение всему человеческому роду».
Великая возможность дана нам почерпнуть силы и поклониться всему тому святому, великому и животворящему, что заключено в спасительном образе Креста Господня!
Кинешемский Благовестник №11