В праздник преподобного Макария Унженского епископ Иларион возглавил праздничное богослужение

7 августа, в день памяти преподобного Макария Унженского, епископ Кинешемский и Палехский Иларион совершил Божественную литургию в Макарьевском храме с.Сёготь Пучежского района.далее...

18 января 2013 г.

Вопросы священнику



На вопросы
отвечает руководитель Миссионерского отдела Епархии,  настоятель
прихода святителя Василия Кинешемского г. Кинешма  протоиерей Димитрий Сазонов
Просьба вернуть в Троицко-Успенский собор отца Досифея. Его не хватает прихожанам. Очень добрый и отзывчивый батюшка. Николай
Уважаемый Николай! Ваш вопрос находится в компетенции правящего архиерея Кинешемской епархии Епископа Кинешемского и Палехского Илариона. Могу лишь сказать, что вступающий на путь священства дает присягу, в которой обещает быть послушным Богу и Церкви. В данном случае, правящий архиерей (епископ епархии), в ведении которого находится священник (а отец Досифей еще и монах, что обуславливает особые правила послушания), определяет, в каком месте, согласно его способностям, священник может принести своей деятельностью больше пользы людям, Церкви, что для его душевного состояния более потребно.



Чем смертный грех отличается от простого греха? И почему среди смертных грехов есть к примеру чревоугодие, а нет лжи? И можно ли равнять чревоугодие, гордыню и уныние с убийством или кражей? Павел
Различение грехов на смертные и не смертные весьма условно, ибо всякий грех, будь он малым или великим, разлучает человека с Богом, источником жизни, и человек согрешивший, находится в состоянии духовной смерти. Через грех преступления запрета вкусить плода от древа познания умерли и Ева и Адам, и по сей день все умирают… Смертные грехи – это лишь классификация всех возможных грехов, которые может совершить человек; это группы, на которые они подразделяются.  Авва Дорофей (VI) указывает, что причина всех грехов и их источник состоит в трех страстях: это себялюбие, сластолюбие и сребролюбие. В современном понимании, когда говорят о грехе «смертном», то имеется в виду, что тяжкий смертный грех убивает душу человека в том смысле, что она становится неспособной к Богообщению до тех пор, пока не покается и не оставит этот грех. К таким грехам относятся убийство, блуд, бесчеловечная жестокость, богохульство, ересь, оккультизм и магия, и т. д.
Но и незначительные, мелкие «не смертные» грехи могут умертвить душу грешника, лишить ее общения с Богом, когда человек не кается в них, и они большим грузом лежат на душе. К примеру, одна песчинка нам не в тягость, а если их накопится целый мешок, то этот груз придавит нас.
Смертные грехи: 1)  гордость, 2)  зависть, 3 ) чревоугодие, 4) блуд,  5) гнев,  6) алчность (корыстолюбие), 7) уныние (лень).

Скажите, обязательно ли православному человеку носить нательный крест? Заменяет ли его иконка со святым? Елена
Нательный крест вручается крещеному человеку, который становится христианином на постоянное ношение на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Господня, внешний признак православного христианина. Это делается также в напоминание, что Крест Христов — оружие против падших духов, имеющий силу исцелять и даровать жизнь. Вот почему Крест Господень называется Животворящим!
 Крест — свидетельство того, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви). Осознанное же ношение нательного крестика является бессловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть подлинную силу Первообраза - Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.
 Совершая Таинство Крещения, священник надевает на младенца крестик, который с этого момента становится неразлучным спутником нового члена Церкви. Крестик не принято снимать при купании или переодевании. Он - знамя великой силы: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку – украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (Пс. 90: 10)» (Ефрем Сирин, преподобный. Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Ч. 1. Слово 103).
Человек, который снимает с себя нательный крест или после крещения вообще его не носит, страдает маловерием и отсутствием настоящего церковного сознания. О человеке безнравственном на Руси говорили: «На нем креста нет». В рассказе И.А. Бунина «Птицы небесные» нищий, которому студент предлагает деньги, говорит: «Беден только бес, на нем креста нет». Все , что ВЫ желаете носить кроме креста, в том числе и иконы - по желанию. Все это зачастую свидетельствует о магическом и языческом восприятии христианской веры, что, конечно же, печально. Ведь Крест Христов призван напоминать нам о великой жертвенной любви Бога к людям и о страшной крестной цене нашего спасения – сердцевине христианской веры.
 Поэтому, как правило, степень использования «дополнительной православной атрибутики» обратно пропорциональна степени религиозного образования и духовной опытности человека.
В Библии много сказано про помощь бедным. Почему православная церковь в Кинешме не откроет приют для них? Может стоит организовать сбор средств для обездоленных, сирот и престарелых? Иван Павлович.
Уважаемый Иван Павлович!  Могу лишь с сожалением ответить, что Вы до сих пор не информированы о том, что при каждом храме Кинешемской (и других епархий Русской Православной Церкви) ведется сбор вещей, игрушек, школьных принадлежностей для помощи малообеспеченным людям и многодетным семьям. Ведется сбор, в том числе, денежных средств для помощи пострадавшим во время стихийных бедствий (в частности в связи с трагедией в Крымске). Могу лишь Вам посоветовать прийти в храм, и Вы все увидите. Если нуждаетесь – Вам окажут посильную помощь. В плане помощи обездоленным гражданам Епархия активно сотрудничает в органами социальной опеки.

В каком случае батюшка может не отпустить грехи на исповеди? И действительно ли действует тайна исповеди? Анна
Уважаемая Анна! В настоящее время церковные правила запрещают священнодействовать духовнику, который нарушил тайну исповеди. (Номок. пр. Б. треб. 128); а Духовный  Регламент (§ 9) грозит ему лишением священства и светским наказанием по приговору суда, поэтому священники не могут свидетельствовать в суде о признаниях, сделанных ими на исповеди (Уст. уг. Суд. 704). Но вместе с тем, скажу Вам и о том, что в раннехристианских общинах практиковалась публичная исповедь, когда кающийся открывал свои грехи перед всей Церковью, а все присутствовавшие христиане молились за кающегося и считали его грехи своими.
Таинство Покаяния (исповеди), установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).  Спаситель дает своим апостолам власть разрешать и не разрешать грехи пришедшего каяться человека, в первую очередь смотря на его духовное состояние: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам — епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам. Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи. Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не прелюбодействую, так в чем же мне каяться?»
 В связи с вышеизложенным священник может не допустить к исповеди человека, еще не осознавшего свои грехи, или напр., тех, кто опоздал к началу исповеди. Но он, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает ее на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть Самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним — Самому Спасителю. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце.