Официальный сайт Архиерейского Собора Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
С 29 ноября по 2 декабря в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве прошел Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.
перейти на сайт Собора

6 января 2013 г.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ЕПИСКОПА КИНЕШЕМСКОГО И ПАЛЕХСКОГО ИЛАРИОНА КЛИРУ, БОГОЛЮБИВОЙ ПАСТВЕ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ КИНЕШЕМСКОЙ И ПАЛЕХСКОЙ ЕПАРХИИ ИВАНОВСКОЙ МИТРОПОЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


Возлюбленные о Господе
пастыри, всечестные иноки и инокини,
дорогие братия и сестры!

В торжественный и радостный день великого христианского праздника – Рождества по плоти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа – с сердечным чувством поздравляю всех вас отеческим приветствием.
Ныне духовные очи всех христиан обращены к Вифлеемской пещере, в благословенной скромности которой благоволил явиться Божественный младенец, «чтобы мир спасен был через Него» (Ин. 3, 17), и мы слышим торжественное благолепие ангельской песни: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 14). Господь пришел на землю освободить человека от греха, проклятия, смерти и власти диавола.

«Христос рождается, славите…», «ныне, - замечает святитель Макарий, митрополит Московский, - явлена бесконечная любовь Божия, нам, заслужившим вечную смерть, Он, Христос, даровал Вечную жизнь Своим Воплощением. Ныне явлено бесконечное могущество Божие, ибо всемогущее Естество соединилось в одном лице с немощной человеческой природой. Ныне явилась бесконечная правда Божия, ибо для удовлетворения ее принесена бесконечная жертва – Воплощение Сына Божия».
«Для того-то и снизошел Сын Божий, чтобы сделать тебя богоподобным, насколько это возможно для человека», - пишет святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о Рождестве Христовом.
Таким духовным рассуждением мы должны восходить земным путем к Небесному наследию, «имея ум Христов и чувствования Христовы» (Фил. 2, 5;  1Кор. 2, 16).
В прошедшем году решением Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла была образована Кинешемская епархия в административных границах Верхнеландеховского, Заволжского, Кинешемского, Лухского, Палехского, Пестяковского, Пучежского, Родниковского и Юрьевецкого районов Ивановской области. Также Кинешемская епархия была включена в состав Ивановской митрополии Русской Православной Церкви.
Мы все с вами живем на этой древней земле в культурных христианских традициях многовековой укладности, освященной в столетиях подвижниками благочестия, праведниками, исповедниками и мучениками ХХ столетия за веру Христову.
Древние святыни наших монашеских обителей, благочестие приходской жизни и в наши дни горячо любимы православной паствою. Молитвенный подвиг иноков, душепопечение пастырей и ныне продолжают преемственно во времени хранить и исполнять слова Христовы: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28, 19, 20).
В прошедшем году все наше Отечество праздновало 400-летие освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков и восстановления Российской государственности. В те далекие от нас годы наши соотечественники здесь, на волжских рубежах под Кинешмой, умирая под натиском польско-литовских интервентов, отстаивали независимость Родины. А в наши дни уже мы, благодарные потомки, помня подвиг их, установили героям-защитникам – воеводе Феодору Боборыкину и ополченцам, погибшим в период Смутного времени 1609-1612 годов, – памятник, который высится сегодня в центре города Кинешмы, увековечивая память о защитниках отечества.
Наша земля богата древними традициями иконописи. Палехская и холуйская школы иконописцев были известны далеко за пределами нашего отечества. На протяжении нескольких столетий местные мастера стремились к тому, чтобы сохранить древние художественные приемы, знания мастеров и стилистические особенности различных иконописных школ.
Палешане были не только одними из лучших в России иконописцами, но славились и как мастера настенных росписей. Руками палехских мастеров в области монументальной живописи была расписана Грановитая палата в Московском Кремле. Известны работы палешан по реставрации древних фресок во Владимирских соборах: Успенском и Дмитриевском, в Софии Новгородской, в соборах Московского Кремля.
Невозможно обойти своим вниманием и фрески Крестовоздвиженского храма в Палехе, выполненные в 1807 году талантливыми художниками-палешанами.
Современные мастера Палеха имеют глубокую прочную связь с традициями религиозной средневековой живописи. Сохраняя преемственность в веках, они и сегодня, как наиболее последовательные хранители стилистических особенностей древнерусской живописи, несут особую ответственность в настоящее время: благоукрашать высокохудожественными и искусными иконостасами восстанавливающееся храмы в земле русской.
Имея сегодня все возможности для восстановления присущих Церкви форм служения, преобразования, которые сегодня проводятся в сфере церковного управления, должны быть направлены, прежде всего, на распространение проповеди Слова Божия. Нам необходимо сделать все от нас зависящее, чтобы свет Евангельской истины озарил сердца как можно большего числа наших современников, наполнил их жизнь подлинным смыслом, а души – миром, радостью и любовью.
         Наша основная задача состоит в том, чтобы отвратить народ от суетных земных божков, от нелепых кумиров, истуканов потребления похоти, которая, как пишет апостол Иаков, «рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1, 15). Для этого нужно, чтобы среди шума и забот мира сего люди смогли услышать спасительный голос Церкви, свидетельствующий о Христе, Который говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоан. 14, 6).
Посему наша проповедь не должна ограничиваться лишь стенами храма: важно организовывать приходские школы, где будет проводиться катехизическая и религиозно-образовательная работа с юношеством и со взрослыми людьми. Таким образом, православная вера будет прочно утверждаться в еще не окрепших умах и душах наших современников.
Не должно оставлять нам без внимания служение милосердия. Христиане не могут оставаться равнодуш-ными к горю, страданиям и боли ближнего, по словам апостола Иоанна Богослова, «кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?» (1Иоан. 3, 17). В нашей заботе нуждаются больные и сироты, престарелые и одинокие люди, имущие и неимущие, дети и взрослые, и даже целые семьи, так как мы являемся для них свидетелями правды и силы Божией. Апостол Иоанн Богослов увещает: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1Иоан.4,7).
Всечестные отцы, братия и сестры! Войдем же добрым сердцем, чистою мыслью и высотою духа в Вифлеемскую пещеру, принеся Христу младенцу свои уготованные плоды духовные: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру» (Гал.5,22).
С любовью многою, посылая вам это рождественское поздравление, искренне желаю неоскудевающих милостей и обильной помощи от Спасителя мира и Господа нашего Иисуса Христа, днесь родившегося в Вифлееме.
С праздником Рождества Христова и наступающим Новолетием!
Пусть да благословит всех нас Христос в наступающем лете Его Благости!


Епископ
Кинешемский и Палехский
 Иларион 
Рождество Христово
город Кинешма
25 декабря 2012/ 7 января 2013 года