Новый сайт Кинешемской епархии

С 8 апреля новости публикуются на новом сайте Кинешемской епархии
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

28 декабря 2018 г.

Наша епархия: храм Воздвижения Креста Господня (Заволжский район, село Воздвиженье)


Пассажиры туристических и прогулочных корабликов, следующих из Плёса в Кинешму, непременно обратят внимание на стройный белоснежный храм свечой возвышающийся на левом (по течению) берегу Волги.

Увидишь один раз, и душа зовёт побывать в этом дивном храме, узнать побольше о его истории.

Настоятель храма протоиерей Павел Сажин, благочинный Заволжского благочинного округа вместе с прихожанами бережно сохраняют святыню, сформировав вокруг прихода дружную деятельную общину.
Батюшка служит в селе с 1990 года и восстанавливал многие храмы благочиния, а в этом году, с Божьей помощью, построил храм Святых Царственных Страстотерпцев в селе Ерёмино, где подвязался местнопочитаемый подвижник инок Николай, останки которого покоятся теперь в новой церкви.

Паломники, в том числе и из самых отдалённых мест, ежегодно стекаются на праздник во имя чудотворной иконы Божией Матери "Троеручица», и участвуют в традиционном Крестном ходе.

Вот, что рассказывает о чудотворной иконе о.Павел: " У этой иконы очень интересная история. Рядом с нашим селом в деревне Ерёмино в советское время жил подвижник ­инок Николай. В народе его почитали как блаженного и ласково называли Коленькой. В 1977 году он почил, предсказав свою смерть. Очень много людей, порой до пятидесяти человек, ежедневно приходили к нему за духовным утешением. И это в те безбожные годы! Икона "Троеручица» сохранилась благодаря ему. Когда-то она находилась в храме Всемилостивого Спаса села Есиплово, которое находится в 12 километрах от нас. В 1936 году этот храм разоряли. Одна из прихожанок взяла образ Божией Матери и понесла к себе домой. В это же самое время к Коленьке пришла немощная женщина с просьбой помолиться о ней, а он говорит: "Иди в Есиплово, спасай икону!». Та послушалась, пошла и по дороге встретила прихожанку Спасской церкви с иконой в руках. Женщина попросила отдать икону ей, принесла святыню Коленьке, а он говорит: "Эта икона непростая. Храни ее, а детям скажи, чтобы после твоей смерти передали ее в алтарь Воздвиженской церкви»." (источник)

Община Крестовоздвиженского храма ведёт широкую социальную работу, здесь действует живая интересная воскресная школа, люди стараются помочь родному приходу, что называется, "всем миром".


Храм Воздвижения Креста Господня построен на средства прихожан в 1790г. и имеет два придела в честь святителя Николая Мирликийского Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.
Церковь представляет собой бесстолпный пятиглавый храм с ярусной колокольней, двусветной квадратной в плане трапезной и гранёной апсидой алтаря. Это традиционный тип храмового комплекса, где на единой оси запад-восток расположены все составные части. Пристройки к южной и западной стенам колокольни, судя по размерам кирпича и отсутствию перевязки в кладке, поздние. Лестница на верхние ярусы колокольни находится в толще западной стены трапезной.
Здание выложено из кирпича и имеет традиционную сводчатую систему перекрытий: над холодным храмом - четырёхлотковый сомкнутый свод, в трапезной - система коробовых сводов с распалубками между столбами, над алтарём - цилиндрический свод, переходящий в гранёную конху, над первым ярусом колокольни - коробковый свод, а в пристройках перекрытия плоские.
Общая композиция церкви традиционна. К очень высокому четверику холодного храма, увенчанному ложными луковичными главами на гранёных "шеях", с востока примыкает пониженный объём гранёного алтаря, перекрытый высокой граненой (полушатровой) кровлей. К западу к храму примыкает невысокий объём трапезной и шатровая колокольня с тремя рядами "слухов" на каждой грани и широкими арками звона. Столп колокольни увенчан луковичной главой. Интересен контраст пропорций стройных угловых барабанов и спокойных пропорций в центральной главе. Взлет вертикалей церкви (четверика и колокольни), подчеркнутый низким объёмом алтаря и трапезной, особенно выразителен с глади волжских просторов.
В наружном убранстве памятника своеобразно сочетаются формы древнерусского зодчества и классицизма. Вертикальный строй композиции четверика храма подчёркнут не только очень стройными пропорциями объёма (отношение высоты четверика к ширине стены каждого фасада примерно 2:1), но и декором каждого фасада, очень стройными лопатками, а также раскрепованными над ними венчающим карнизом и двумя тягами. Четверик увенчан неполным антамблементом, карниз которого украшен сухариками, а фриз - сугубо декоративными мелкими закомарами. Широкая тяга, украшенная одним рядом сухариков и двумя рядами выпущенных углом кирпичей, опоясывает все части памятника на уровне верха стен трапезной и алтаря.
Южный и северный арочные проходы в холодный храм подчёркнуты плоскими ризолитами с треугольными фронтончиками, декорированными сухариками. Окна четверика и алтаря обрамлены наличниками с "ушами" и лучковыми сандриками, украшенными сухариками. Стены трапезной декорированы лопатками, карниз над которыми раскрепован. Наличники окон трапезной - с "ушами" и прямыми сандриками. Стены алтаря декорированы спаренными лопатками.
Высокий восьмигранный столп колокольни поставлен на низкий четверик, служащий главным входом в церковь. На гранях колокольни - традиционные плоские лопатки, пересечённые тонкими тягами в виде поребрика между двух полок. Лишь в тягу под арками звона включены сухарики, а в архитрав звона - мотив поребрика между валиками. Грани барабана глав холодного храма украшены прямоугольными впадинами.
Все помещения церкви соединены анфиладно арочными проёмами, расположенными на главной оси. Интересна особенность интерьера холодного храма - наличие на его западной стене хор, вход на которые мог быть только снаружи, что позволяет предположить, что храм и колокольня были когда-то отдельно стоящими. Свидетельством более позднего строительства трапезной (предположительно во второй половине XIX в.) могут иной размер кирпича и "суховатый" декор фасадов. Размер холодного храма - 8,36х10,47 м, алтаря: глубина - 5,76 м, ширина - 5,95 м, трапезной - 14,57х19,19 м, первого яруса колокольни - 4,31х4,37 м.
Очень высокое, трёхсветное пространство главного отделения церкви подчёркнуто низкими помещениями алтаря и трапезной. Пластичность мощных стен памятника выявлена глубокими нишами проёмов всех помещений, а также распалубками над окнами алтаря, трапезной и первого яруса колокольни. 



Росписи Крестовоздвиженской церкви исполнены в начале ХХ в. в технике масляной живописи. В 1946-1947 гг. была вновь расписана апсида, на восточной стене написана не существовавшая ранее композиция "Вознесение". Тогда же, при сооружении деревянных хор на западной стене была утрачена сцена "Страшного Суда". Состояние сохранившейся первоначальной живописи четверика и трапезной удовлетворительное.
Система росписи высокого трёхсветного четверика хорошо отвечает его общему характеру и архитектурным членениям. Распределение композиций на его северной и южной стенах совершенно аналогично: сравнительно узкие простенки верхнего яруса занимают полнофигурные изображения евангелистов; единственное окно среднего яруса фланкируется на каждой стене двумя крупными евангелическими сценами, обрамление которых в верхней части имеет полуциркульную конфигурацию; в промежутке между проёмами первого и второго ярусов на центральной оси каждой из стен помещено по одной горизонтальной композиции на евангельский сюжет. В верхней части западной стены, между окнами расположена большая, вверху полуциркульная сцена "Обретение Креста", остальную часть стены занимал "Страшный Суд".
Принцип украшения стен отдельными крупными композициями прослеживается и в трапезной. На её северной и южной стенах расположено по одной сцене - в простенках между центральными и южными окнами. Отдельные большие композиции помещены также на грани столбов. Свод трапезной декорирован тринадцатью композициями, расположенными симметрично относительно продольной оси памятника и имеющими различные размеры и конфигурацию. Состав сюжетов четверика вполне традиционен. Исключением являлось только присутствие сцены "Страшный Суд", весьма редкий для стенописи этого периода. Сцены, расположенные на сводах трапезной, иллюстрируют основные моменты земной жизни Христа после начала проповеди, а также его явления после воскрешения. Два сюжета - "Успение" и "Покров" - посвящены Богоматери, а сцены, написанные на стенах трапезной и обращённых к ним гранях - Сергию Радонежскому (в северной части) и святителю Николаю (в южной).
В стилистическом отношении росписи четверика и трапезной достаточно близки и могут быть объединены в рамках т.н. "позднеакадемического" стиля. Общим для всей росписи является тёплый, с преобладанием оттенков красно-коричневого и коричневого колорит, пастозная, близкая к станковой технике фактура поверхности. Композиционные решения стен четверика достаточно традиционны, в трапезной же можно наблюдать уверенное и вполне грамотное воспроизведение образцов станковой живописи круга Поленова ("Христос и самарянка", "Притча о милосердном самарянине"), Семирадского ("Проповедь с лодки"), Нестерова ("Явление Богоматери преп. Сергию"), Ап. Васнецова ("Создание храма св. Троицы в Сергиевой лавре"). В последнем случае мы сталкиваемся с редким примером использования в качестве протооригинала произведения чисто исторического по жанру.
В трапезной сохранился первоначальный орнамент, написанный в неярких, но чисто голубых, зеленых, жёлтых, терракотовых тонах и хорошо выделяющийся на розовом фоне стен и сводов.
В центральный иконостас, сооружённый в конце 1940-х гг., включены части старого иконостаса: деревянные каннелированные колонны, перевитые резными гирляндами. В те же годы смонтированы и небольшие придельные иконостасы. Входящие в состав всех иконостасов иконы - поздние (конец XIX - начало ХХ вв.), в основном, приносные. В северном, Сергиевском приделе находится деревянная скульптура "Христос в темнице" XIX в.
* * *
Церковь как памятник культовой архитектуры была выявлена и поставлена на гос. учёт в 1944 г., а с 1974 г. она на гос. охране республиканского (федерального) значения.
Церковь была закрыта в 1940 г. и продана местному колхозу под склад за 28.000 рублей. Однако склад здесь просуществовал всего до 1946 г., до возвращения храма вновь созданной общине верующих, поэтому памятник сохранился практически ненарушенным. Пострадала лишь утварь, да частью были растащены иконы.
Со времени возобновления здесь службы церковь регулярно ремонтируется на средства общины. 


* Проезд: Проехав мост через Волгу в районе г. Кинешмы свернуть налево и ехать до перекрёстка около 800 метров. На перекрёстке свернуть налево по указателю "Воздвиженье" и ехать асфальтом около 3 км. 

Приезжайте в Воздвиженье - все времена года здесь по-своему прекрасны и не иссякает источник духовной радости и благодати. 

Источник