Патриарх Кирилл: Воспоминания о революционных событиях не должны служить поводом для распрей

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом: "История — очень удобная почва для идеологических спекуляций, создания выгодных мифов — как национальных, так и антинациональных. При работе с историей так легко уйти в лукавую трактовку, даже в мелочах. Но для честного человека ложь и лукавство немыслимы. Как же быть? Стремиться быть добросовестным при работе с фактами. Избегать домыслов. Особенно домыслов, которые не просто являются фальшивкой, но еще и способны ранить огромное количество людей, как это произошло с еще не вышедшим на экраны, но уже ставшим печально известным фильмом".далее...

12 октября 2012 г.

ОБРАЩЕНИЕ ЕПИСКОПА КИНЕШЕМСКОГО И ПАЛЕХСКОГО ИЛАРИОНА К ЧИТАТЕЛЯМ ЕПАРХИАЛЬНОЙ СТРАНИЦЫ «ВЕСТНИК КИНЕШЕМСКОЙ ЕПАРХИИ, ПОМЕЩЕННЫЙ В КИНШЕМСКОЙ ГАЗЕТЕ «ПРИВОЛЖСКАЯ ПРАВДА»

ОБРАЩЕНИЕ ЕПИСКОПА КИНЕШЕМСКОГО И ПАЛЕХСКОГО ИЛАРИОНА К ЧИТАТЕЛЯМ ЕПАРХИАЛЬНОЙ СТРАНИЦЫ «ВЕСТНИК КИНЕШЕМСКОЙ ЕПАРХИИ, ПОМЕЩЕННЫЙ В КИНШЕМСКОЙ ГАЗЕТЕ «ПРИВОЛЖСКАЯ ПРАВДА»

Дорогие читатели! Братья и сестры!
Перед вами страница, которая посвящена жизни и деятельности вновь образованной в территориальном образовании Ивановской митрополии Кинешемской епархии, учрежденной решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 июня 2012 года.

Решение Священного Синода об учреждении Кинешемской епархии не выглядело спонтанным в глазах церковного человека, ведь прообразом самостоятельной Кинешемской епархии послужило исторически существовавшее Кинешемское викариатство Костромской епархии во главе с епископом, учрежденное 11 мая 1866 года и существовавшее в течении семидесяти лет, вплоть до своего закрытия в 1936 году. Из тринадцати епископов управлявших викариатством двое причислены к лику новомучеников и исповедников Российских ХХ столетия – священноисповедник Василий (Преображенский+1945) и священномученик Борис (Воскобойников +1937), запечатлевших истинность своей веры своей смертью.

Среди них были образованнейшие и просвещеннейшие люди своего времени – первый епископ викариатства (с 1883 архиепископ) Ионафан (Руднев 1816-1906), возглавивший впоследствии Ярославскую епархию, был удостоен за свою деятельность широкого признания - состоял почётным членом Московской и Казанской духовных академий, своей заботой о духовенстве и деятельности направленной по ее обустройству вверенной ему епархии - благодаря его почину в Ярославской епархии была открыта эмеритальная (взаимопомощи) касса для духовенства, епархиальный свечной завод, противораскольническое братство Димитрия Ростовского. Он устроил в Ярославле епархиальное женское училище, его попечением устроены Ростовское и Угличское духовные училища. Много потрудился он над восстановлением и обновлением святынь и исторических памятников Ростова Великого. Другой Кинешемский викарий - епископ Вениамин (Платонов) был знаменитым духовным писателем, имел ученую степень магистра богословия, был председателем Костромского отдела и почётным членом Императорского Православного Палестинского общества. В Костромской епархии была учреждена стипендия имени епископа Вениамина для бедных учеников Костромской духовной семинарии и других духовных учебных заведений. Митрополит Мануил (Лемешевский+1968) дал ему такую характеристику: «Постник, аскет, старец-подвижник, молитвенник. Простолюдины костромичи величали любимого владыку «другим батюшкой отцом Иоанном», сравнивая его с о. Иоанном Кронштадтским. Он был малого роста и народ прозвал его «Воробушко». Дожил до глубокой старости. Слыл прозорливцем. Его знали скорее не как архипастыря, а как старца-подвижника мудрого, духовного советника. Простой народ посещал его каждодневно толпами, желая получить его благословение и найти у него утешение в горе, умиротворение смятенной душе, наставление в доброй жизни, укрепление в вере и благочестии».

Праху архиепископа Севастиана (Вести+1934), положившего много трудов на Кинешемской земле (могила его находится за алтарем Успенского кафедрального собора), каждый верующий человек может поклониться.

Каждый, из двенадцати епископов, потрудившихся на Кинешемской земле, внес свой достойный вклад в дело утверждения Православия в вверенном ему викариатстве.

Православие в местном крае принесло обильный плод святости и оставило огромное духовно-культурное наследие, удивляющее нас своим богатством – великолепные храмы и монастыри, фрески знаменитых иконописцев, колодчики, выкопанные руками святых.

Богата Кинешемская земля своим духовным наследием, святыми и святынями, среди которых: прп. Макарий Желтоводский, Унженский (+ 1444, память 25 июля), блж. Симон Юрьевецкий (+ 1584, память 4 ноября, 10 мая), прп. Тихон Лухский, чудотворец (+ 1503, память 16, 26 июня), прпп. Фаддей и Герасим Лухские (ХVI в., память в Соборе Иван. свв.), прп. Анимаиса Острецовская (+1963) мн. другие, среди которых и те, кто имеют местное почитание, такие как: блж. Виктор Раевский (+1937), блж. Вера Босоножка (+1937), праведный иерей Николай Горский (+1920).

В Макариево-Решемском (1374) монастыре имеются частицы мощей преподобного Макария Желтоводского и Унженского, преподобных Киево-Печерских и Оптинских и многих других святых, в Николо-Тихоновом Лухском монастыре почивают мощи св. преподобного Тихона Лухского. В монастыре хранится чудотворная икона преподобного Тихона Лухского «Неизрубаемая» и мн. др.

О степени деятельности викариатства можно судить по тем очагам просвещения, которые являлись духовной опорой народного воспитания. В самой Кинешме действовало Кинешемское епархиальное училище, закрытое в 1918 году, выпускавшее как священнослужителей, так и учителей, трудившихся в многочисленных церковно-приходских школах, при храмах, число которых в Кинешме было 12, действовали Общества трезвости и т. д.

Нам предстоит еще многое открыть, многое узнать из того духовного наследия, которое оставили нам наши предки.

За годы Смуты ХХ столетия было уничтожено немало народных святынь, тех духовных и материальных сокровищ, которые оставили нам наши предки. Самое главное, была нарушена гармоничная связь между человеком и его Творцом.

Еще долгие годы нам предстоит лечить духовные болезни, оставленные нам Смутой. Еще много руинированных храмов, расположенных в весях и городах Кинешемского края, немым укором глядят на нас, призывая не повторять ошибки прошлого. Слишком дорогой ценой дается выздоровление.

Знаменательно, что память имеет свойство оживлять, возвращать имена тех, кто трудился на родной земле, тех, кто полил ее своей кровью.

Вновь образованная Кинешемская епархия ставит своей целью выполнение тех задач, которые были определены на Архиерейском Соборе 2011 г. - развитие и укрепление пастырской работы, проповедь Евангелия Христова, которая должна достигать все большего числа людей.

С первого дня создания епархии началась работа по ее организации.

19 сентября на Епархиальном собрании были созданы отделы, призванные детально заниматься работой по миссионерскому, социальному, образовательному, молодежному, паломническому направлениям. Созданы отделы по взаимодействию с общественными организациями, вооруженными силами, казачеством.

22 сентября 2012 года в рамках празднования событий 400-летия окончания Смуты и возрождения российской государственности, в Кинешме был открыт и освящен памятник воеводе Феодору Боборыкину, возглавившему отпор кинешемцев польско-литовским захватчикам в 1609 году, павшем на поле брани вместе со своей дружиной. Событием открытия монумента человеку, своей смертью подтвердившему верность своим идеалам и присяге, служит не только восстановлением его памяти и оказанием чести, оно призвано служить назидательным примером для современников и грядущих поколений. По свидетельству древних – «помнящий своих предков, помнит себя..»

Многое еще предстоит сделать в осознании и исправлении тех ошибок, которые были допущены на нашей земле лихолетьем ХХ века - восстановить память святых и святыни дорогие для сердца каждого, возвратить нашим улицам названия которые им дали наши предки, воссоздать очаги подлинного просвещения, которое заключается не только в передаче знаний, но и в воспитании человека. Такие очаги уже созданы на Кинешемской земле в православной гимназии имени св. благоверного князя Александра Невского г.Кинешмы, кадетском классе при Николо-Тихоновом Лухском монастыре и т. д.

Надеюсь, что читатели православной странички найдут в материалах, помещенных в ней найдут для себя много полезного и поучительного.

Милостивый Господь да благословит наши труды и подаст крепость нашим силам и мудрость в возрождении духовно-нравственных ценностей в Кинешемском крае, после восстановления которых, верим, наступит возрождение нашего Отечества!

Управляющий Кинешемской епархией

Епископ Кинешемский и Палехский Иларион