Официальный сайт Архиерейского Собора Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
С 29 ноября по 2 декабря в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве прошел Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.
перейти на сайт Собора

18 августа 2016 г.

Преображение храма

19 августа все православные христиане будут отмечать праздник Преображения Господня в память о Богоявлении на горе Фавор.
В России достаточно много известных Преображенских храмов и монастырей, в том числе и древних. Наша Кинешма не стала исключением, у нас также имеется старинная Спасо-Преображенская церковь.


Кинешма – один из немногих городов России, где удалось сохранить 70 % существующих до революции православных храмов (8 из 12). Разумеется, что все эти храмы дороги нам, как наша история, как память о наших предках. Специалисты же сходятся к общему мнению, что все наши храмы – жемчужины церковного зодчества. Самая ранняя каменная церковь в Кинешме – Спасо-Преображенский храм. Храм стоит на высоком месте, прекрасно обозревается, является неотъемлемой частью и украшением города, прекрасно вписывается в городской архитектурно-храмовый ансамбль.



В архивных источниках первые упоминания о Спасо-Преображенской церкви города Кинешма относятся ко времени святительского служения митрополита Киевского и всея Руси Ионы (1448-1461) и датируется 1452 годом. С начала своего существования это был Костромской Кинешемский мужской монастырь в честь Преображения Господня, который располагался в Заречье, на правом берегу реки Кинешемки, в селе Спасском. Известен и первый наместник монастыря — игумен Нифонт. Монастырская братия отличалась особенным благочестием. По преданию один из игуменов монастыря уединялся для молитвы в глухом заболоченном лесу, память о молитвенных подвигах игумена сохранилась в названии того места — Игумново болото.

Это был достаточно богатый монастырь. Систематически местными купцами и дворянами делались пожертвования на его развитие. Есть сведения о том, что даже царские особы принимали участие в жизни монастыря. У монастыря были значительные земельные угодья, где выращивались в основном лен и рожь. Рядом с монастырем располагался большой скотный двор, где работали крестьяне, приписанные к монастырю. Во время смуты Спасо-Преображенский храм и монастырь сыграли особую роль в обороне города. Краеведы предполагают, что рядом с обителью располагался стан Кинешемского ополчения под предводительством Кинешемского воеводы Федора Боборыкина. Высокие стены храма могли стать укрытием для окрестных жителей. Действительно стены обители были значительно укреплены, окружены валами и рвами.
Церковь монастыря изначально была деревянной. Первые каменные здания в Кинешме появились лишь в конце 17 века. К этому же времени относится строительство каменной церкви и в Спасском монастыре.

Строительство каменного храма было начато 22 апреля ст. ст. 1694 года при святейшем патриархе Московском и всея России Адриане (1690 — 1700 и при игумене Евлогие. Освящена была церковь 2 декабря ст. ст. 1705 года при державе Благоверного Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича Московского и всея России, при игумене Гедеоне. Имеются сведения, что построена церковь на средства Кинешемского посадского человека Лаврентия Даниловича Тюрина, в дальнейшем схимонаха Леонтия.

Запись о строительстве сохранилась в настенной надписи храма (медальоне). Более того, надпись эта гласит, что строил сию церковь посадский человек Лаврентий Тюрин. Краеведам удалось выяснить, что Лаврентий Тюрин проживал в Спасской слободе и был казначеем монастыря. Некоторые исследователи сомневаются в том, на чьи все-таки средства строился монастырь. Есть мнение, что Тюрин возглавлял само строительство храма, собирал средства на строительство (а не финансировал его). Позднее Лаврентий Тюрин ушел в монастырь, где принял постриг с именем Леонтий. Здесь, в монастыре, ему доверяли решение самых важных хозяйственных вопросов. Спасо-Преображенский храм строился около 11 лет. В 1790 г. на пожертвования прихожан к храму были пристроены два придела и возведена шатровая колокольня. Небольшие пристройки производились также в 1898 г. В заречной части города, за рекой Кинешемкой, напротив уже каменной Спасо-Преображенской церкви, в 1747 году была построена Успенская церковь, (действующая в настоящее время) и церковь Рождества Христова (1754 г.). До разрушения колокольни Спасо-Преображенской церкви храмовый комплекс в Заречье, в облике которого преобладают мотивы древнерусского зодчества, играл главную роль в организации застройки нагорной части Кинешмы.

В период правления императрицы Екатерины II в 1764 году монастырь был упразднен и переведен в разряд приходских храмов.
Шатровая колокольня и приделы были достроены в 1790 году на средства прихожан, а придел Архангела Михаила в 1898 году на средства капитан-лейтенанта М. П. Куприянова.
В настоящее время Преображенская церковь — единственная из древних церквей Кинешмы, известных еще с 15 века, которая сохранилась до наших дней, и самое древнее из каменных зданий Кинешмы.
Церковь представляла собой двухчастный, двухстолпный, двухэтажный кирпичный храм с несколькими приделами. Первый этаж – с низкими сводами. Верхний – более просторный. Это яркий пример Костромского зодчества (редко встречающийся среди современных православных храмов). Очень жаль, что не сохранилось первоначального убранства храма. На верхнем этаже остались лишь фрагменты росписи, частично узнаваемы сюжеты и распознаваемы лики святых. Не известны имена зодчих, производивших роспись Спасо-Преображенского храма. Можно только строить предположения по сохранившимся следам фресок. Эти фрески очень напоминают средневековую западно-европейскую настенную живопись. Например, в алтаре существовала фреска «Тайная вечеря» (до наших дней она не сохранилась, о ее существовании известно лишь по фотографии), удивительно схожая с картиной Леонардо да Винчи. Влияние западно-европейской живописи (в т.ч. итальянской) при оформлении настенной росписи действительно прослеживается на фресках храма. Один из сюжетов «Христос с лопатой» (по известному Евангельскому сюжету) крайне редко можно встретить сегодня в русской иконографии. Этот сюжет более типичен для эпохи Возрождения (немецкой и итальянской школ). Возможно, что храм расписывали и сами Кинешемские мастера, ведь жители Спасской слободы занимались иконописью. Но остается загадкой, где же местные зодчие постигли азы итальянского письма? Есть предположение, что Кинешемские иконописцы учились у итальянских мастеров в Москве, куда отправлялись на отхожие промыслы. Дело в том, что итальянские мастера были приглашены в Москву в 15-16 в.в. для строительства храмов (Успенского Собора в Кремле). В Москве же итальянцы создавали свои школы архитектуры и живописи.

Во все последующее время Спасо-Преображенский храм расширялся за счет приделов. К началу 20 века их насчитывалось уже пять:

- в честь Преображения Господня;

- в честь Ильи Пророка;

- Космы и Дамиана;

- иконы Божьей Матери «Знамение»;

- архистратига Михаила и великомученицы Варвары.

Последний придел был построен в конце 19 века на средства и по инициативе Михаила Павловича Куприянова (племянника двух легендарных адмиралов – Невельского и Куприянова). Геннадий Иванович Невельской был исследователем Дальнего Востока. А Иван Анатольевич Куприянов совершил три кругосветных путешествия и в составе экспедиции Беллинсгаузена открыл Антарктиду. История Спасо-Преображенского храма и семьи Куприяновых неразрывно связана.

В 30-х года 19-го века неподалеку от храма брат знаменитого вице-адмирала И.А.Куприянова Павел Анатольевич Куприянов (также моряк – капитан 2-го ранга) приобредает имение. Его женой была сестра адмирала Невельского – Мария Ивановна. Их сын – Михаил Павлович и построил придел, где была размещена усыпальница для Куприяновых и Невельских. Под спудом храма лежат останки матери адмирала Невельского, его сестры – Марии Ивановны Куприяновой-Невельской и самого М.П.Куприянова (по данным сборника «Русский Некрополь»). Есть вероятность того, что и знаменитый вице-адмирал, участник экспедиций Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева покоится в усыпальнице Спасо-Преображенского храма.

Известно также, что во второй половине 19 века при храме действовала церковно-приходская школа. Прихожан в это время здесь было более 2,5 тысяч. В это время настоятелем храма был отец Василий Меличкинский – удивительный человек, образованный и пытливый, самостоятельно изучивший архитектурное дело. В свое время о. Василий собрал уникальную библиотеку, где хранились в т. ч. и рукописные книги. Его внук Валентин Федорович Нагорский стал одним из основателей ветеринарного дела в России.

Спасо-Преображенский храм часто изображали на своих полотнах известные художники. Среди наиболее удачных полотен запоминаются картины Кустодиева с изображением Спасо-Преображенского и Успенского храмов.

Доподлинно известно, что в Спасо-Преображенском храме с особым благоговением хранились церковные реликвии – еще в середине 17 века царь Алексей Михайлович подарил храму украшенное драгоценными камнями Евангелие и напрестольный крест. Но все это было изъято в начале 20 века во время гонений на церковь.

В конце 1920-х гг. приход в церкви был закрыт. Тогда же была разрушена купольная часть храма, разобрана ограда, а само здание переоборудовано под клуб Красной Армии. Позднее здесь размещались: кинотеатр «Постройка», военный склад, склады конторы «Заготзерно», мастерские артели «Точное время», литейный цех завода им. М.И. Калинина. В 1950-х гг. (как объяснялось, в связи с расширением проезжей части Юрьевецкого тракта, была снесена шатровая колокольня). С середины 1960-х гг. в Спасо-Преображенской церкви располагались склады ОРСа Заволжского леспромхоза.
Спасо-Преображенская церковь как памятник культовой архитектуры была выявлена и поставлена на государственный учет в 1945 г., с 1960 г. на гос. охрану республиканского значения. Но через год, в 1961 г. была снята с государственной охраны и учета. Вторично ее поставили на гос.учет в 1973г.
В 1995 году Спасо-Преображенский храм был передан Русской Православной Церкви. По оценкам специалистов в акте на момент передачи храма указана его сохранность всего на 50%. Начались восстановительные работы. За время их проведения была полностью заменена кровля, установлены купола и кресты, смонтировано отопление и проведен природный газ. Произведены отделочные работы в приделах, храм оштукатурен и побелен снаружи, заново по фотографиям реконструирована каменная ограда с металлическими вставками.

В настоящее время в храме функционируют четыре придела: на 1-м этаже центральный – Космы, Дамиана и матери их Феодотии, правый – Архистратига Михаила и Великомученицы Варвары, левый – Иконы Божией Матери «Знамение»; на 2-м этаже центральный – Преображения Господня (левый Ильи пророка еще не восстановлен). Сейчас службы идут на втором этаже.




Р.S. Осенью 2015 года для сбора архивных материалов (в связи с предстоящим юбилеем – 150летие Кинешемского викариатства) я посетила Костромской областной государственный архив. Среди предоставленных мне копий документов находился также рукописный отчет епископа Кинешемского викария Костромского Иннокентия Его Преосвященству, Преосвященнейшему Тихону, епископу Костромскому и Галицкому от 7 августа 1908 года о инспекционной поездке по Кинешемской епархии 2-10 июня 1908 года. Приведу выдержку из отчета, касательно Спасо-Преображенского храма:




«…По возвращении из обители (речь идет о посещении епископом Кинешемского женского монастыря) мною оставленное до вечера время употреблено было на обзор городских Кинешемских церквей, именно мною обозрены были следующие церкви: Александро-Невская – кладбищенская, Спасо-Преображенская, Успенская, Крестовоздвиженская, Воскресенская, Благовещенская, Богородицко-приходская, Сретенская кладбищенская и Вознесенская церковь.

Все церкви отличаются вместительностью, за исключением Александро-Невской кладбищенской, чистотою и благолепием, и снабжены церковною утварию в достаточном количестве.

Из наиболее красивых – это церковь Спасо-Преображенская. Здесь, между прочим, выстроен на собственные средства придел неким боголюбцем г. Куприяновым. Причем еще не освящен. Сего благотворителя, а равно и старосту Успенской церкви А.О.Гиринского, как человека рачительного, по словам настоятеля, и оказавшего церкви не малую пользу, я просил бы Ваше Преосвященство не оставить без внимания при предоставлении к наградам».

Перебирая материалы о Кинешемских храмах, я еще раз просмотрела фильм 2002 года «Кинешма в лицах» (восстановление храмов), где протоиерей Дмитрий Грудогло рассказывает о том, как начиналось восстановление Спасо-Преображенского храма:

- Когда мы вошли в этот храм, то в алтаре стояли холодильники, лежала селедка, стадами бегали крысы. Страшная картина для верующего человека. Но наше оружие – молитва. И вот сейчас ежедневно в этом храме совершаются молитвы. Здесь молятся и учащиеся православной гимназии, и братия монастыря. В этом древнем храме совершается полунощница. Монахи в клобуках и мантиях молят Бога за весь мир.



Я обратилась к отцу Дмитрию с вопросом, что он помнит о том времени:

- Конечно же, я был тогда молод, полон сил. Брался за любое дело, не задумываясь. Пришлось немало похлопотать, прежде чем мы добились передачи здания храма. Два года я ходил туда, приглядывался, беседовал с людьми. Помню, что женщины, работающие на складе, говорили мне о правильности решения вопроса возвращения здания храма православной церкви (т.к. они испытывали дискомфорт и чувство причастности к осквернению святого места). Помню множество крыс, запустение и старый деревянный забор. Пришлось восстанавливать и ограду, и одновременно заниматься внутренним благоустройством. Много молились. Не сразу, трудно, постепенно, но храм «ПРЕОБРАЗИЛСЯ».


В канун праздника Преображения Господня мне удалось встретиться и побеседовать с настоятелем храма протоиереем Георгием Колотыгиным. Вот, что он мне рассказал:

- Спасо-Преображенский храм – самый древний в Кинешме и редкий по архитектуре. Первый ярус - зимний храм, второй – летний. Здесь было очень мудро было продумано отопление (отапливались полы) и четко работала система вентиляции (горячий воздух поднимался снизу вверх). Летом служили на верхнем ярусе. А спуск вниз и первая служба в нижнем храме производились с началом отопительного сезона. Сейчас часть смотровых окон и проемов заложены, много устроено дополнительных перегородок – все это наследие советского периода, когда здесь размещались склады. Я служу здесь с 2006 года. Дела принимал от отца Дмитрия. Очень многое сделано здесь еще до меня его трудами и молитвами. Когда я пришел, то прихода здесь практически еще не было. Велись службы в левом приделе иконы Божьей Матери «Знамение» по средам в основном для учащихся. Правый придел был полностью закрыт, восстанавливали его заново. Потом люди стали приходить. Сегодня постоянных прихожан около пятидесяти, а в выходные и праздничные дни в храме бывает до ста человек. Был период, когда значительно уменьшилось число прихожан, но сейчас ситуация стабилизировалась. Храм этот с древней историей, много интересного и неисследованного. Есть сведения и о подземных ходах, ведущих к соседним храмам и к Волге. Под спудом храма находится усыпальница семьи Куприяновых. Мы всех поминаем по нашему синодику. С августа мы начали служить на втором ярусе храма, сейчас служим там постоянно.

В свое время, изучая родословную мужа, я обратилась к метрическим книгам Спасо-Преображенского храма Кинешемского уезда Костромской епархии государственного архива Ивановской области. Выяснилось, что все Потехины (предки мужа) крестились, венчались и отпевались в церкви Преображения Господня. Они даже были захоронены на церковном кладбище Спасо-Преображенского храма. Вот некоторые из актовых записей этих метрических книг:

Актовая запись № 12 о бракосочетании 28 января 1830 г.

Жених: д. Максимиха крестьянский сын отрок Андрей Григорьев.

Невеста: д. Луговое крестьянская дочь девица Алесандра Ивановна.

Поручители: той же деревни крестьяне – Семен Терентьев, Алесандр Ларионов и д. Луговое Андрей Кузмин.

Актовая запись № 43 от 29 декабря 1840 г. о рождении 28 декабря 1840 г. сына Василия.

Родители: помещицы княгини Марии Францовны Львовой д. Максимиха крестьянин Андрей Григорьев и законная жена его Александра Ивановна, оба православного вероисповедания.

Восприемники: пономарь Федор Александров и означенной помещицы и деревни крестьянина Никиты Иванова и жена Дарья Матвеевна.

Много неизведанного хранит история нашей земли, наших храмов и монастырей. Стоит только потянуть за заветную ниточку памяти, стоит только обратить свой взор в прошлое и испросить молитвенной помощи у своих предков… И начнут открываться неизведанные, забытые страницы истории родного края, города, села, семьи и храма, вокруг которого покоятся косточки наших земляков и наших предков.

Руководитель Духовно-просветительского центра Кинешемской епархии Е.Потехина