Новый сайт Кинешемской епархии

С 8 апреля новости публикуются на новом сайте Кинешемской епархии
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

3 сентября 2016 г.

Стоят недогоревшие свечи…

фото с сайта sobory.ru
Благочинный Лухского благочиния иерей Евгений Галкин посетил полуразрушенный храм Рождества Христова в селе Сокольском Тимирязевского сельского поселения.
Газета «Родная нива» уже писала о том, что церковь Рождества Христова уже давно считается не действующей. Но, несмотря на полуразрушенные стены, отсутствие икон и церковного убранства, тропка к храму проторена. По всему видно, что люди посещают церковь и даже содержат её в условном порядке.
В день нашего приезда в селе жители были лишь в трёх домах. Но, по словам четы Соколовых, на выходные приезжают много дачников. Соколовы же живут в своём доме только летом, а на зиму перебираются поближе к райцентру, деревню Городок, поскольку родное село в зимний период пустует. Некоторые москвичи в начале лета находились здесь весь отпуск. В основном это люди, чьи корни именно здесь, в тихом и уютном местечке Сокольское. И не важно, что уже нет постоянных жителей, в родительские дома едут дети и внуки. На вопрос отца Евгения, ходят ли кто в церковь, женщина ответила: «Заходим. В праздники и свечки поставим. Вот недавно в праздник Успения пресвятой Богородицы были. Приезжие тоже заходят. А основную заботу о церкви проявляют дети одного бывшего местного жителя. Сам он живёт в Вичуге, а сын со снохой в Москве. Каждый год они что-то привозят в церковь и наводят порядок». Женщина указала, куда следует идти.
фотоальбом

Проходя по улицам, которые расположены в интересном порядке, видно, что возле домов обработаны земельные участки, где-то в огородах уже снят урожай и лишь вилки капусты красуются на грядках, да ветки яблонь с налитыми яблоками склонились до самой земли….
Мы прошли дальше за церковь и остановились возле низенького дома, окна которого, практически, упираются в землю. Приветливо виляя хвостом, залаял пёс. Из огорода вышел хозяин дома, поздоровался: «Владимир. Узнал, узнал…», - прищурившись, поглядывая на батюшку, улыбается пожилой мужчина.
Владимир Лютин родился в Старом Воскресенье. В Сокольское приехал жить с родителями, когда ему ещё и годика не было. И прожил здесь всю трудовую жизнь. Сейчас живёт в Вичуге, но каждое лето приезжает в родной дом, сажает огород, немного занимается пчёлами, не запускает и любимый сад. На его памяти много интересных фактов, связанных и с церковью и с жизнью селян.
Мы отправились в церковь. Сквозь бурьян прокошена широкая тропа, возле входа тоже аккуратно выкошена достаточная территория. Соблюдая православные правила, мы вошли в помещение. По ходу Владимир рассказывает нам, где и что находилось. С болью говорит о том, что уже не в столь далёкие времена из церкви ночью выламывали и вывозили внутренние двери. «Вот, после того, как выломали двери, начала больше рушиться стена, осыпается верхняя часть, что над дверью. Хочу купить цемент, да как – нибудь закрепить, чтоб на голову кому-нибудь не свалился кирпич», - рассуждает Владимир. «Я с малых лет в этой церкви. Слышал, что её строил один человек – армянин. Здесь был найден животрворящий крест, который возили по всей округе, по всем церквям. Впоследствии крест был передан в Николо-Тихонов монастырь с.Тимирязево. Я видел, где его расположили в монастыре.
Моя бабушка была сторожем в нашей церкви. У неё всегда находились ключи ото всех дверей. Она была очень ответственным человеком. В 1951 году приехали из Луха кто-то из руководителей, чтобы закрыть церковь, всё в помещении раскидали, что-то поломали, книги с позолоченными переплётами порвали, всё сваливали в кучу… Одним словом, такое тут натворили! А затем закрыли двери, повесили замок и закрепили на нём пломбу. Бабушке строго-настрого наказали, что если она нарушит запрет, сломает запоры и зайдёт в церковь, будет за это отвечать по всей строгости. Бабушка, конечно, никого не боялась, но запрета не нарушила. Тем не менее, постоянно ходила к церкви, делала обход, следила за всем. На момент закрытия часть икон растащили, часть передали в Худынскую и Старовоскресенскую церкви и Тимирязевский монастырь. Некоторые жители тайком брали иконы домой. Как-то в селе были цыгане, в одном доме увидели старинную икону и уговаривали хозяйку обменять её на пуховый платок. Не смогли. Не променяли святой образ на добротную вещь.
Долгое время и колокол висел. А когда сняли, оставили здесь в коридоре «язык». Он так и лежал у входа на колокольню. Не так давно утащили», - рассказывает Владимир.
Отец Евгений обошёл все помещение, внимательно осмотрел состояние храма, удивился убранству в разрушенной церкви. Здесь также аккуратно выметен пол, на котором местами сохранилась каменная и очень прочная плитка. Стоят недогоревшие свечки, в приделе Успения Пресвятой Богородицы на столе лежат свежие яблоки…
«Я приходил в воскресенье, помолился, положил яблоки к празднику», - поясняет Владимир. «А вообще, основную работу и заботу о церкви проявляет моя сноха Нина. Она приезжает на выходные, бывает недельки на две, и наводит здесь порядок. Новые занавесочки тоже сама закрепляет, иконки поставит. На Христов день тоже сами написали буквы и расположили возле иконостаса. По силе-возможности и я стараюсь помочь что-то сделать. Сколько здесь живу, столько и в церковь хожу. Жалко, что рушиться. Ходить в церковь стало некому. А бывало со всех деревень сюда шли, места в зале по праздникам не хватало. Священнослужителей тоже было много. Батюшки часто менялись. От куда и куда они переходили, никто не интересовался. Важно было то, что и стар и млад – все шли в церковь. Это, пожалуй, было самое людное место на большую округу», - вспоминает старожил.
Согласно историческим сведениям, церковь построена в 1803 году на средства прихожан и пожертвование от Государя императора Александра I в сумме 500 рублей. Рождественская церковь как памятник культовой архитектуры выявлен и поставлен на государственный учёт в 1973 году. В храме было три престола: во славу Рождества Иисуса Христа, в честь Успения Божией Матери и святой мученицы Параскевы. Закрыли церковь, как и многие другие, в начале 30-х годов. Но, судя по словам нашего селянина, получается, что церковь строилась в конце 1700-х годов, а закрывали её дважды.
Несмотря на все события, люди не потеряли веру в Бога, не забыли дорогу к храму, свято чтут память предков и делают всё, чтобы сохранить и передать историческую ценность следующему поколению. А благочинный Лухского благочиния иерей Евгений Галкин в скором времени проведёт в храме молебен. Восстанавливать святыню в настоящее время нет ни средств, ни людей, да ходить тоже стало уже не кому. А тем, кто следит за порядком и старается сохранить православную жемчужину, дай Бог здравия и долгие лета.

 Е. Кошокина