Патриарх Кирилл: Воспоминания о революционных событиях не должны служить поводом для распрей

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом: "История — очень удобная почва для идеологических спекуляций, создания выгодных мифов — как национальных, так и антинациональных. При работе с историей так легко уйти в лукавую трактовку, даже в мелочах. Но для честного человека ложь и лукавство немыслимы. Как же быть? Стремиться быть добросовестным при работе с фактами. Избегать домыслов. Особенно домыслов, которые не просто являются фальшивкой, но еще и способны ранить огромное количество людей, как это произошло с еще не вышедшим на экраны, но уже ставшим печально известным фильмом".далее...

20 ноября 2013 г.

Собор Архистратига Михаила

Святое Писание начинает свое Боговдохновенное повествование такими словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). Святоотеческое понимание этих слов объясняет под небом, сотворенным Богом, ангельский горний мир – тех, кто был создан Творцом прежде всякой твари и прежде создания видимого мира. Ангелы торжествовали, прославляя своего Господа, когда Бог полагал основание Вселенной. Радость Ангелов о сотворенном Богом мире выражает главный смысл их бытийного предназначения. Служить Богу и людям – высшая радость для Ангелов. По неизреченной Своей милости Господь дарует нам в услужение сих чистейших духов, и они совершают свое непрестанное служение грешному человечеству на протяжении всей мировой истории. Через них Творец являет Свою Божественную волю всему роду человеческому. Их Господь призывает к соработничеству в деле спасения падшего всеродного Адама.
Они имеют разные служения и составляют собой ангельскую иерархию. В Священном Писании упоминаются Престолы, Начальства, Власти, Господства, Силы, Архангелы, Ангелы, Херувимы, Серафимы. В самом имени Ангелов раскрывается радостная тайна их служения. Каждый из них наделен особым дарованием, выражаемом в том имени, коим Господь их почтил.
В центре Богосветлого ангельского лика сияет молниевидной красотой и силой военачальник (по-гречески архистратиг) Небесных Сил бесплотных Архангел Михаил. «Кто, как Бог» - означает его имя. Это суть его служения своему Господу. Ибо когда денница, светлейший из Ангелов, увидел, что получил все дары, какие только есть у Бога, то захотел независимо от Него быть, как Бог, и совратил часть ангелов на восстание против Творца. Тогда встал среди неба Архистратиг Михаил и воскликнул: «Кто, как Бог? Никто, как Бог!», исповедуя свою всецелую любовь пред единым и непостижимым в Своей щедрости и бесконечной любви Господом. Он громогласно воззвал ко всем Небесным Силам: «Станем добре, станем со страхом, вонмем!» Эти слова, ставшие частью Божественной Литургии, стали вечным призывом ко всем, кто Божий, сделать свой выбор и стать на сторону Божественного воинства.
Тот, который был светлее всех, из-за гордости, снедаемый завистью, стал чернее всех. И с тех пор между Богом и сатаной никогда не было и не может быть перемирия, «…ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6:14-15). И война эта продолжается и в истории, и в душах человеческих. И чем ближе человечество приближается к своему историческому завершению, тем яростней и неистовей становится сопротивление духов злобы.
Зло умело использует и меняет разные личины, но в какие бы одежды оно ни рядилось и какие бы многочисленные и победоносные позиции ни занимало бы в этом мире, абсолютно известно одно, что с того момента, когда Архистратиг Михаил обнажил свой духовный меч – добро всегда сильнее зла. Как бы ни складывались обстоятельства – истина крепче лжи, любовь побеждает ненависть, жизнь одолевает смерть. Станем добре! Станем со страхом Божиим! На этой войне мы не одни. С нами Бог, сонмы святых, «мириады мириад» воинств небесных. Святые Ангелы, коих Господь посылает на помощь, прикасаются к нам, охраняя нас от зла и направляя к добру.