Патриарх Кирилл: Воспоминания о революционных событиях не должны служить поводом для распрей

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом: "История — очень удобная почва для идеологических спекуляций, создания выгодных мифов — как национальных, так и антинациональных. При работе с историей так легко уйти в лукавую трактовку, даже в мелочах. Но для честного человека ложь и лукавство немыслимы. Как же быть? Стремиться быть добросовестным при работе с фактами. Избегать домыслов. Особенно домыслов, которые не просто являются фальшивкой, но еще и способны ранить огромное количество людей, как это произошло с еще не вышедшим на экраны, но уже ставшим печально известным фильмом".далее...

30 ноября 2012 г.

Вопросы священнику



  1. На вопросы
    отвечает руководитель Миссионерского отдела Епархии,  настоятель
    прихода святителя Василия Кинешемского г. Кинешма  протоиерей Димитрий Сазонов
    Можно ли есть сладкое (шоколад, сахар в чай, печение) во время поста? Ольга
Уважаемая Ольга! Из предложенных Вами продуктов церковным Уставом поста разрешен сахар. Вся молочная, жирная (на масле животных жиров) пища исключается (шоколад, печенье). Сейчас в продаже появились продукты изготовленные без жировых добавок – постные хлебцы, галеты. Но я бы поставил вопрос несколько иначе: допускаете ли Вы для себя в пост иногда лакомство (шоколад, печенье, вафли)? Если да, тогда не придирайтесь к этикетке, не вчитывайтесь в состав продукта. Но если Вы решили поститься строго, то любые «вкусности», даже совершенно постные, лучше исключить.
Определим, что согласно Устава в пост не полагается есть мяса. Рыбу можно есть по воскресениям и субботам, в день Введения Божией Матери в Храм (21-го ноября/4-го декабря) и по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; а в понедельник, среду и пятницу - только в том случае, если полагается в этот день всенощное бдение, например - в престольный праздник. Если в какие дни нет особого праздника, то надо готовить пищу на растительном масле во вторник и четверг, и без него в понедельник, среду и пятницу.
Решила начать поститься. Наступивший сейчас пост выпадает на Новый год. Батюшка, посоветуйте как вести себя в этот праздник. Можно ли его как и все отмечать, при этом отказавшись от скоромной пищи? Светлана
Уважаемая Светлана! Дата Нового года – это время подведения итогов, возможность принести Богу благодарность за прошедший год, попросить Божией помощи на год наступающий – поэтому в Православной Церкви есть молебен на начало Нового года, который 31 декабря служится во многих храмах. По сложившейся традиции, Новый год начинают с молитвы. Если нет возможности посетить храм, собравшись всей семьей, совершите молитву дома. Разумное празднество допустимо, если оно несет радость людям. И если в новогоднюю ночь Вы изначально помолитесь, постараетесь простить всех, и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно ближних и дальних и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется. Для людей верующих, стремящихся жить полной церковной жизнью, естественно стремление связать каждое важное событие своей жизни с Божественной Литургией, церковной молитвой и участием в Таинствах Церкви. Смысл поста не в том заключается, чтобы не съесть чего-то скоромненького. В ином он, смысл — в памяти, что пред Богом ходим. Более того, иногда мы совершенно не вспоминаем слова апостола Павла, что «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:8).
Батюшка, необходимо ли освящать квартиру, в которой раньше умер человек? Купила квартиру, от соседей узнала, что там раньше жил дедушка, который умер там. Ирина.
Уважаемая Ирина! Жилище человека освящается не потому, что там кто-то «не очень хорошего поведения» жил или умер. Согласитесь - в каждом жилище когда-либо да умирает человек. Жилище освящается потому, что наш дом – «малая Церковь». Дом в данном контексте воспринимается не только как место проживания, но, в определенном смысле, как семейный храм, как место ежедневного общения семьи с Богом. Применительно к этому чинопоследованию более уместно слово "благословение": при их совершениях мы молитвенно призываем Божие благословение на дом и живущих в нем, на их христианскую жизнь и совершение добрых дел. Поэтому такое освящение - не какое-то автоматическое действие: его действенность непосредственно зависит от того, насколько испрашивающие церковного благословения люди, своей жизнью сами соответствуют святости подаваемой Церковью благодати Божией.
Если человек во время поста заболел, можно ли ему принимать не постную пищу? Алена.
Уважаемая Елена! Церковные постановления разрешают человеку верующему в случае болезни и немощи ослаблять пост. Поэтому, если врач, который лечит тело, установил диету, ее нужно придерживаться. Правила поста в Православной Церкви предусматривают возможность его смягчения для больного человека. Степень этого смягчения вы должны выяснить у своего духовника или приходского священника. Получив от него благословение, вы сможете и придерживаться диет, и не нарушить поста. Но, при этом, можно выделить для себя: да, я не смогу обходиться этим постом без подсолнечного масла, но я смогу обходиться без лишней болтовни на работе, без телевизора, без осуждения или участия в каких-то других недостойных мероприятиях.
Скажите, по какому принципу человек должен выбирать храм, в который ходить? Можно ли посещать разные храмы, или нужно быть прихожанином одного конкретного храма? Ирина
Уважаемая Ирина! Храм – Дом молитвы (Ис. 56:7). В данном случае у человека нет ограничения. Обычно, христианин посещает храм, который расположен в ближайшем расстоянии от его дома. Может посещать храм, в котором служит его духовник (духовный наставник). Может быть прихожанином определенного храма, и вместе с тем, посещать храмы, где бывают престольные праздники, или где находятся те, или иные святыни.
Разъясните порядок причастия. Кто должен причащаться первым, кто вторым, кто последним. Любовь Александровна
Уважаемая Любовь Александровна! В практике Таинства нет каких-либо разграничений. Есть традиции, которых придерживаются. В первую очередь причащают младенцев и немощных людей, затем лиц мужского пола, далее – женщин. Данная традиция не является догмой. По ней нельзя судить о том, кто лучше или хуже, кто первым войдет в Царство Правды, а кто последним (Мф. 19:30).