В праздник преподобного Макария Унженского епископ Иларион возглавил праздничное богослужение

7 августа, в день памяти преподобного Макария Унженского, епископ Кинешемский и Палехский Иларион совершил Божественную литургию в Макарьевском храме с.Сёготь Пучежского района.далее...

11 мая 2015 г.

Вопросы священнику: Правда ли, что Феврония насильно женила на себе муромского князя Петра?

На вопросы читателей журнала ФОМА отвечает секретарь Епархиального Совета, руководитель Информационного отдела Кинешемской епархии протоиерей Андрей Ефанов
Не совсем понимаю житие Петра и Февронии, подскажите, пожалуйста. По сути Феврония насильно женила на себе князя — в обмен на лечение, разве это правильно?

Efanov-smallМы достоверно знаем, что святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, чьи мощи пребывают в Муроме, реальные личности. Но это не значит, что все, что связано с именами этих святых, абсолютно достоверно. Ведь между их смертью и написанием жития — более 300 лет. За это время реальные события из жизни святых успели превратиться в народный фольклор. Именно потому, что рассказ священника Ермолая о Петра и Февронии Муромских не соответствовал каноническому стилю житий святых, он не был включен в жития святых (Великие четьи-минеи святителя Макария).
Причина этому заключается в том, что агиографическая литература составлялась под влиянием человеческого фактора. Редко жития святых писали святые, чаще же всего это были современники святого, не всегда просветленные Духом Святым. Это не значит, что житиям святых не место на книжной полке христианина, просто надо понимать, что книги, повествующие о святых, не избавлены от человеческого фактора, могут содержать субъективные мнения и легенды.

Было ли в действительности событие исцеления князя Петра Февроньей и произошло ли оно так, как описано у Ермолая? Сейчас нельзя ответить на этот вопрос. Даже если это и произошло, то не значит, что надо подражать данному поступку. И святые ошибались, совершали в своей жизни грехи. Важно другое, что, проживя благочестивую богобоязненную жизнь, благоверные князь и княгиня сподобились к концу жизни особой благодати Божией и именно эта их верность Богу и друг другу является примером для всех нас.