Па́рское — село в Родниковском районе Ивановской области России. Центр
Парского сельского поселения. Расположено на реке Парше, от которого и
получило своё название. Расстояние до районного центра (города Родники) —
9 км. Население 603 человека.
Жители села защищались от нападений монголо-татарского ига, не раз брались они за оружие, отражая вражеские набеги.
По некоторым сведениям царь Иван IV праздновал в селе день своего ангела в августе 1552 года, через месяц русские войска захватили город Казань, после взятии города царь Иван Грозный прислал в Парское как награду образ Иоанна Предтечи.
Первый деревянный Предтеченский храм построен в Парском на рубеже XIV и XV веков. С XIV по XVII век Парское принадлежало князьям Шуйским, которые выкопали здесь пруды, построили палаты и соколиные питомники. Василий Шуйский сюда приезжал на соколиную охоту к брату Ивану, главному владельцу поместья. Позднее селом владели Морозовы, Голицыны и Трубецкие, которые оставались хозяевами имения вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.
В 18 в. село переходит во владение кн. С. Трубецкому. В это время вместо старого храма, сгоревшего в 1773 г., строится новый кирпичный Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773−85) в традиционных для Шуйского региона формах — с пятиглавым двусветным четвериком и шатровой колокольней. К этому времени торговую площадь занимал крупный гостиный двор, получивший к нач. 19 в. форму каре с шестью воротами по периметру. Помимо основного холодного храма ансамбль торговой площади в 1816−22 гг. был дополнен еще одной теплой церковью, скорее всего, в формах позднего классицизма. Вновь образованный комплекс окружала ограда с ампирными часовнями по углам.
В 19 в. производство гребней, прежде изготовлявшихся отдельными мелкими мастерскими, сосредоточивается на фабриках, крупнейшая из которых, с машинным производством, располагалась на берегу реки у северной окраины села. В кон. 19 в. на ней работало 125 человек. Застройка села разрасталась параллельными порядками вдоль направлений главных дорог. Перевод всероссийской Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород и строительство во 2-й пол. 19 в. железной дороги Иваново—Шуя подорвали торговлю в селе. Однако именно в это время зимний храм 1816−22 гг. перестраивается в новую крупную церковь Вознесения (1863) в модном византийско-русском стиле, что в целом усилило роль в селе храмового комплекса. С утратой гостиного двора в кон. 19 в. комплекс стал единственным композиционным акцентом, организующим пространство широкой торговой площади. Среди деревянной, в основном рядовой застройки, окружающей площадь, выделяются кирпичные лавки вдоль ее западной границы. У самого спуска к реке сосредоточены бревенчатые амбары. Заречная часть села застраивается в кон. 19 — нач. 20 в. и состоит и в наши дни из двух порядков изб, вытянутых вдоль реки.
Ансамбль церквей Усекновения главы Иоанна Предтечи и Вознесения Господня, 2-я пол. 18−19 в. Занимает участок трапециевидной формы в северной части торговой площади, над высоким живописным береговым склоном р. Парша. Состоит из двух крупных пятиглавых церквей: холодной Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773—85) и расположенной к северу от нее теплой Вознесения (1863), построенной на месте храма 1816−22 гг. Постановка зимней церкви с небольшим выносом к западу от летней придает особое богатство объемной композиции комплекса, эффектно воспринимаемого при подъезде к центру села из Дунилова. Границы участка зафиксированы расположенными по его углам тремя ампирными часовнями и сторожкой, где жили сторожа и мастеровые. От первоначальной ограды с тремя воротами (1822) сохранились двое ворот и калитка, а также несколько прясел с кирпичными столбами и кованой решеткой вдоль южной и западной сторон участка.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Сейчас в храмах Парского служит очень гостеприимный иеромонах Алексий (Абинов). Приезжайте - убедитесь сами и полюбуетесь дивной красотой этих милых сердцу мест.
Фотографии
О.Денисенко
Жители села защищались от нападений монголо-татарского ига, не раз брались они за оружие, отражая вражеские набеги.
По некоторым сведениям царь Иван IV праздновал в селе день своего ангела в августе 1552 года, через месяц русские войска захватили город Казань, после взятии города царь Иван Грозный прислал в Парское как награду образ Иоанна Предтечи.
Первый деревянный Предтеченский храм построен в Парском на рубеже XIV и XV веков. С XIV по XVII век Парское принадлежало князьям Шуйским, которые выкопали здесь пруды, построили палаты и соколиные питомники. Василий Шуйский сюда приезжал на соколиную охоту к брату Ивану, главному владельцу поместья. Позднее селом владели Морозовы, Голицыны и Трубецкие, которые оставались хозяевами имения вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.
В 18 в. село переходит во владение кн. С. Трубецкому. В это время вместо старого храма, сгоревшего в 1773 г., строится новый кирпичный Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773−85) в традиционных для Шуйского региона формах — с пятиглавым двусветным четвериком и шатровой колокольней. К этому времени торговую площадь занимал крупный гостиный двор, получивший к нач. 19 в. форму каре с шестью воротами по периметру. Помимо основного холодного храма ансамбль торговой площади в 1816−22 гг. был дополнен еще одной теплой церковью, скорее всего, в формах позднего классицизма. Вновь образованный комплекс окружала ограда с ампирными часовнями по углам.
В 19 в. производство гребней, прежде изготовлявшихся отдельными мелкими мастерскими, сосредоточивается на фабриках, крупнейшая из которых, с машинным производством, располагалась на берегу реки у северной окраины села. В кон. 19 в. на ней работало 125 человек. Застройка села разрасталась параллельными порядками вдоль направлений главных дорог. Перевод всероссийской Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород и строительство во 2-й пол. 19 в. железной дороги Иваново—Шуя подорвали торговлю в селе. Однако именно в это время зимний храм 1816−22 гг. перестраивается в новую крупную церковь Вознесения (1863) в модном византийско-русском стиле, что в целом усилило роль в селе храмового комплекса. С утратой гостиного двора в кон. 19 в. комплекс стал единственным композиционным акцентом, организующим пространство широкой торговой площади. Среди деревянной, в основном рядовой застройки, окружающей площадь, выделяются кирпичные лавки вдоль ее западной границы. У самого спуска к реке сосредоточены бревенчатые амбары. Заречная часть села застраивается в кон. 19 — нач. 20 в. и состоит и в наши дни из двух порядков изб, вытянутых вдоль реки.
Ансамбль церквей Усекновения главы Иоанна Предтечи и Вознесения Господня, 2-я пол. 18−19 в. Занимает участок трапециевидной формы в северной части торговой площади, над высоким живописным береговым склоном р. Парша. Состоит из двух крупных пятиглавых церквей: холодной Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773—85) и расположенной к северу от нее теплой Вознесения (1863), построенной на месте храма 1816−22 гг. Постановка зимней церкви с небольшим выносом к западу от летней придает особое богатство объемной композиции комплекса, эффектно воспринимаемого при подъезде к центру села из Дунилова. Границы участка зафиксированы расположенными по его углам тремя ампирными часовнями и сторожкой, где жили сторожа и мастеровые. От первоначальной ограды с тремя воротами (1822) сохранились двое ворот и калитка, а также несколько прясел с кирпичными столбами и кованой решеткой вдоль южной и западной сторон участка.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Сейчас в храмах Парского служит очень гостеприимный иеромонах Алексий (Абинов). Приезжайте - убедитесь сами и полюбуетесь дивной красотой этих милых сердцу мест.
Фотографии
О.Денисенко