Так как человек создан по образу и подобию Божию, то необходимо человеческой природе, как образу, насколько возможно, носить в себе черты первообраза. Так как Божество в самом деле простирает Промысл Своей благости на все сотворенное Им, то справедливо было бы и людям по возможности подражать промыслительному действию неизреченной премудрости.
Поэтому
и мы, смиренные и ничтожнейшие, благоговейно обращая взоры к Божеству и
питая чувство любви к единоплеменникам, присоединяемся к этому
благочестивому обществу, так как оно учреждено для заботы об оставленных
без призрения вместилищах душ, т.е. об умерших, которые, по бедности
или по причине странствия, остаются без выноса и погребения в этом
царствующем городе1.
Итак,
следуя Божественному примеру и делая ежегодно из посылаемых от Бога
даров посильный взнос для покупки погребальных вещей, нужных для
погребения других, определяем в Господе следующее: когда будет найден на
пути любым из причисленных к братству умерший человек, то его с
подобающими погребальными принадлежностями выносить и полагать в
назначенных у вас священных гробницах и ежегодно в начале индикта2
и многократно в дни Пятидесятницы совершать нам общее поминовение всех
погребенных, устраивая в то же время складчиной и вечерю телесного
утешения.
Впрочем,
не переступать установленных пределов достаточной трапезы, чтобы
многопитием или многоядением нам не обесчестить совершаемого
поминовения, но с благоговением возносить славословие Богу, удостоившему
вас совершить такой священный праздник. И таким образом приступать к
употреблению трапезы при чтении книги, чтобы и во время принятия пищи
преследовать угодное Господу, излишнее уделяя бедным и не употребляя во
время трапезы праздных слов, шуток, а тем более насмешек, так как разум
запрещает любому христианину делать это.
Если
же надобно будет говорить, то о приличном для христиан, а именно – о
том, чтобы нам воздерживаться от клятвы, иметь любовь между собой,
произносить устами истину, избегать обмана и зависти, по возможности
делать благотворения, посещать находящихся в темницах и больных, быть
внимательными к чтениям и к предстоятелям церкви, оказывать честь друг
другу, особенно священникам Божьим и монахам, принимать странников,
совершенно воздерживаться от блуда и пьянства, хранить православную
веру, удаляться от общения с еретиками. Ибо беседа и попечение о таких
делах может быть для нас источником многих благ.
Одобряя
и сочувствуя таким божественным учреждениям, мы присоединяемся к этому
обществу, как к Господу, ибо Он говорит: сотворивший «одному из братьев
Моих меньших, сотворил это Мне» (Мф.25:40),
– ничего из постановленного не отвергая и ничем не пренебрегая.
Кроме того, вам должно соблюдать следующее: когда кто-либо из братьев умрет обыкновенной смертью,
то всем собираться вместе и совершать его вынос и погребение так, чтобы
и через это прекрасная община ваша получала похвалу во славу и честь
Щедрого Бога нашего.
Итак,
с верой и страхом присоединяясь к этому братству, мы подписываем имена
свои с приложением пожертвования, ожидая за это малое усердие наше
воздаяния в будущем веке от Мздовоздаятеля, Праведного Судии всех,
Иисуса Христа, Господа и Бога нашего.
* * *
1
Т.е. Константинополе.
2
В начале церковного Нового года (1 сентября).
Источник: Преподобный Феодор Студит. Послания. - М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003.
Иллюстрация: св.преп.Феодор Студит (фрагмент иконы)