11 июля 2014 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Панкратий, наместник и игумен сей святой обители! Ваше Превосходительство Александр Петрович, глава Республики Карелия! Дорогие отцы, братия и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником этой обители — днем памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских. Радуюсь тому, что Господь дает мне силы и возможность на протяжении всех лет моего пребывания на Патриаршем престоле, в июле месяце, в связи с празднованием памяти святых преподобных Сергия и Германа посещать эту святую обитель. Прикасаясь к этому месту, пропитанному особой Божией благодатью, к месту многовековых подвигов монашествующей братии, обретаешь и мир душевный, и некую остроту видения тех проблем, которые перед тобой стоят. Ведь для того чтобы увидеть и понять то многое, что происходит в жизни человека, ему необходимо отдалиться от ежедневной суеты, взглянуть с иной точки зрения на то, что происходит с ним и его окружением, с теми, кто рядом с ним, по-новому взглянуть на волнующие его вопросы и проблемы. Именно такой взгляд со стороны, — я бы сказал, с высоты, — обретаешь, когда приобщаешься к духовному подвигу многих поколений иноков в святом месте, таком как здесь, на Валаамских островах.
Сегодняшнее Евангельское чтение от Луки (Лк. 6:17-23), которое полагается читать всякий раз, когда мы вспоминаем память святых преподобных отцов, включает изложение заповедей блаженства. Но апостол Лука, в отличие от апостола Матфея, излагает их в совершенно ином контексте. Если апостол Матфей, повествуя о Нагорной проповеди, перечисляет все девять блаженств и формулирует их как некие заповеди, как некие законы, то апостол Лука воспринял сказанное Спасителем с другой точки зрения. В его устах эти слова не звучат как заповедь. Из девяти он выбирает только четыре — те самые, в которых отражается вся совокупность человеческой скорби и человеческого горя. Он говорит о том, что блаженны нищие. Он говорит о том, что блаженны голодающие, алчущие, потому что они насытятся. Он говорит о том, что блаженны те, кто гоним людьми, кого злословят, потому что они возвеселятся.
Удивительные слова. Горе и страдания присутствует в жизни людей, и многие пытаются их преодолеть в своей повседневной жизни. Все развитие человеческой цивилизации направлено на то, чтобы человек решил проблему страданий и горя, чтобы его жизнь стала легче, комфортнее, благополучнее, чтобы страдание ушло в сторону. Но ведь ничего не получается. Даже в наше время, когда на Земле накоплены колоссальные богатства, абсолютное большинство жителей Земли — это нищие люди, и значительная часть из них голодает; очень многие лишены самого необходимого — чистой воды, они жаждут.
А как много тех, кого злословят! Здесь уже никакие деньги, никакое богатство, никакая власть не могут помочь тем, кого злословят, обижают, на кого клевещут. А если к этому добавить еще и болезни — о них апостол Лука ничего не сказал, но мы знаем, что болезни приносят огромную скорбь. А утрата близких и родных? И этот перечень можно продолжать.
Почему же апостол не формулирует эти слова Нагорной проповеди как заповеди? А потому что он связывает тему скорби и страданий с разрешением всех этих проблем, которые мешают иметь полноту жизни.
Мы знаем, что многие философы еще в древности пытались решить проблему человеческих страданий. И сегодня, развивая технику, совершенствуя экономику, предоставляя огромные возможности воздействия на природу, современная цивилизация пытается решить проблему страданий — и решить не может.
Что же это означает? Некоторые люди, задумываясь на тему страданий, начинают роптать на Бога и говорить: как же мы именуем Бога любящим Отцом, если в мире так много страданий, так много несправедливости, так много болезней, так много преждевременных смертей, в том числе смертей невинных младенцев? Как все это совместить с Божественной любовью и с Божественным всемогуществом? И есть те, кто говорит: в Бога не верю именно потому, что не могу объяснить эту несправедливость и эти страдания. Как сказал один дерзкий человек: если явлюсь пред Богом, я Его спрошу: «а Тебе не стыдно?», — имея в виду неустройство человеческой жизни.
Сегодняшнее Евангельское чтение помогает нам ответить на эти страшные вопросы. А если мы будем пытаться решить проблему человеческого страдания в рамках физической жизни, у нас ничего не получится. Более того, если мы будем основывать свое мировоззрение только на тех годах, которые Бог нам дает для пребывания на земле, у нас не получится сформулировать внятное понимание смысла человеческой жизни. Все превращается в некое безумие. Шесть, семь, восемь десятков лет, которые живет человек, — и потом уходит из жизни. Что все это означало? Каков смысл этих десятков лет, и есть ли он вообще? Если мы отрицаем Бога, отрицаем вечность, то никакого смысла нет — суета сует и томление духа, как говорил мудрый Соломон.
Апостол и евангелист Лука, выхватив из Нагорной проповеди эти четыре свидетельства о страданиях, учит нас, что в границах земной жизни, в рамках физического бытия невозможно преодолеть человеческое горе и человеческое страдание. Как бы ни напрягался человек, каким бы мощным и сильным он ни становился, как бы ни развивалась наука, какими бы фантастическими технологиями ни обогащалось человечество, — не решить проблему человеческого страдания. И апостол показывает, в каком измерении эти проблемы решаются. Блаженны голодные, потому что они насытятся. Где и когда? Блаженны те, кто пребывает в горе; плачущие, потому что они возвеселятся. Где и когда? Блаженны те, против кого восстают люди, злословящие их, потому что их радость будет велика. Где и когда?
И становится ясно, что апостол, передавая нам слова Спасителя, открывает тайну человеческой жизни. Никогда, ни при каких условиях в пределах земной, физической жизни не будут преодолены страдания и горе, каким бы великим и могущественным ни становился человек, но только в перспективе вечности. А для Бога нет границы между миром земным и миром духовным. И если мы воспринимаем наше бытие в перспективе вечности, то именно в масштабах вечности преодолеваются человеческое горе и человеческая скорбь; наполняется смыслом наше кратковременное, почти мгновенное пребывание в физическом теле здесь, на земле, такое скоротечное, как это хорошо знают люди зрелого возраста. Смысл открывается в вечности, и в вечности разрешаются страшные вопросы о совместимости Божественной любви и человеческих страданий, потому что там голодные получат пищу, жаждущие — воду, и скорбящие возвеселятся.
Может быть, кто-то спросит: ну, а на земле как-то можно со всем этим бороться? Или только уповать на то, что после смерти будут преодолены все скорби и все болезни? И Господь дает нам дивные примеры: те, кто отдает себя в руки Божии, кто живет по Божиим заповедям и Божиим законам, обретают великую силу духа, способную испепелить всякую скорбь и всякое горе.
Такой пример являют нам святые угодники. Сегодня мы совершаем память святых преподобных Сергия и Германа, великих подвижников духа, которые здесь, на этих холодных островах, живя в одиночестве, в полной мере преодолели скорбь и страдания. Помести любого современного человека на их место, на эти острова, без средств связи, без еды, без средств передвижения, без теплой одежды и жилья, — каким страшным горем показалась бы такая жизнь! А святые Сергий и Герман жили в радости, в мире душевном, силой духа побеждая скорбь и страдания, более того, извлекая из стесненных обстоятельств жизни стимул к духовному возрастанию, и явились основоположниками этого дивного монастыря. Зачем сюда приходят люди, часто молодые, образованные? Почему они хотят жить здесь? А потому что умом и сердцем понимают, что путь преподобных — это единственный путь, который в полной мере помогает войти в Божие Царство еще при нашей земной жизни, а значит, преодолеть и скорби, и страдания.
Сегодняшний день учит нас тому, как вера в Бога наполняет смыслом нашу жизнь, как вера в Бога разрушает нелогичность кратковременного земного бытия, как вера в Бога и жизнь по Божественным заповедям дает нам победу над скорбями и горем, как вера в Бога открывает перед нами великую надежду на обретение полноты жизни. И пусть пример святых преподобных Сергия и Германа укрепит нас в этой спасительной вере в Бога, любящего Отца и Промыслителя мира. Аминь.