Новый сайт Кинешемской епархии

С 8 апреля новости публикуются на новом сайте Кинешемской епархии
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

25 января 2014 г.

Слово архимандрита Мефодия (Кондратьева) при наречении во епископа Каменского и Алапаевского

24 января 2014 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Мефодия (Кондратьева), клирика Кинешемской епархии, во епископа Каменского и Алапаевского.
При наречении архимандрит Мефодий обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.
Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри Церкви Христовой!
В переломные моменты жизни, когда будущее представляется еще только в общих чертах, возникает желание оглянуться назад, чтобы в созерцании прошлого обрести опору для будущего. Служение, к которому я призван, страшит меня гораздо более, чем любое прежде возложенное на меня церковное послушание. Преодолевать этот страх мне помогает пережитый мною опыт водительства Божия.


В моей жизни многократно подтвердилась истинность слов старца Моисея Оптинского: «Принять за заповедь Божию, а не человеческую, советую, чтобы ты ни от какого положенного на тебя дела не отрицался и ни на что сам не назывался... Когда же ты чего прилежно сам искать будешь, или отрекаться, то поверь, во всю свою жизнь горько сожалеть будешь». Заканчивая учебу в Московском физико-техническом институте, я твердо знал, что не служению науке посвящу свою жизнь. Получив свободное распределение и проработав недолгое время преподавателем светского вуза, по благословению духовника я прибыл в Ивановскую епархию с непоколебимым намерением послужить Церкви.
Рукополагали меня к Свято-Георгиевскому храму, настоятель которого тяжело болел и подал прошение о почислении его за штат. Пока я проходил практику при кафедральном соборе, священник поправился и вернулся к служению. Меня назначили настоятелем единственного на сорок тысяч жителей пригородного храма. Прихожане были сердечно расположены ко мне, почитали меня много более, чем я того заслуживал. Спустя два с половиной года место настоятеля Свято-Георгиевского храма освободилось, и епархиальный архиерей искал клирика, который согласился бы поехать на этот, как тогда говорили, монашеский, то есть бедный и уединенный приход. Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий вспомнил обо мне, а я был рад переводу на нареченный мне приход. «Если поедешь, будешь потом Бога благодарить», — предсказал епископ, и его предсказание давно исполнилось. Но в первые несколько лет после назначения мне суждено было перенести на этом приходе множество горьких искушений, и попади я сюда сразу после хиротонии, едва ли смог бы их вынести, — боюсь, что мог бы ретироваться под натиском испытаний. Более чем на два года Господь отсрочил мою встречу со скорбями, дал мне время набраться сил в относительно благоприятных условиях.
Апостол свидетельствует: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13). Воспитанный в православной традиции, опытом жизни я научился доверять поставленному надо мной церковному руководству и духовникам, и удостоверился, что в случае нужды, если они переоценят мои силы, Сам Господь внесет необходимые коррективы в их планы, и все закончится благополучно. Не теоретические знания, а живой личный опыт, пусть маленький и скромный, рождает в душе упование, которое не посрамит.
Главным утешением на пути служения были духовники, наставлениями которых я имел счастье пользоваться. Вначале архимандрит Наум (Байбородин), затем архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и архиепископ Алексий (Фролов) в течение многих лет молитвой и советами помогали мне проходить путь служения Святой Церкви. Пребываю в сыновней уверенности, что молитвы этих духовников будут хранить меня, как и прежде.
Настоятельство на бедном сельском приходе приучило меня со вниманием относиться  к каждому человеку. Этого требует Евангельская заповедь: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10); но также сама жизнь в сельской глубинке подсказывала, что без бережного отношения к маленьким людям приход запустеет, не выживет. Знать положение дел на каждом приходе, лично познакомиться с церковными тружениками в Каменской епархии вскоре будет моей прямой обязанностью. Епископам, как предстоятелям и свидетелям о церковной жизни и духовном опыте всей вверенной их попечению паствы, надлежит принимать участие в работе Архиерейских Соборов, выносить решения по самым важным вопросам церковной жизни и вероучения.
Будучи настоятелем труднодоступного сельского прихода, не предполагал, что мне придется столкнуться с такой «экзотикой», как наркомания, но в 1998 году наш приход приступил к практической деятельности по реабилитации наркозависимых. Весной 2010 года мне предложили возглавить группу экспертов, привлеченных к написанию концептуального документа по церковной реабилитации наркозависимых в рамках работы Межсоборного присутствия, а с осени того же года я руководил Координационным центром по противодействию наркомании в структуре Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
Каким бы великим ни представлялось епископское служение, в реальности оно состоит из череды взаимосвязанных маленьких повседневных дел, и успех деятельности архиерея зависит от того, насколько своевременно и качественно они будут выполнены. Надеюсь, что в многообразной, кропотливой, системной работе епархиального архиерея будет в полноте востребован опыт, приобретенный мною за время работы в епархиальном управлении Иваново-Вознесенской епархии и Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению. Работа под непосредственным руководством талантливых администраторов и организаторов — епископа, ныне митрополита Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа и епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона — позволила не только многому у них научиться, но также видеть, сколь нелегок крест епископского служения.
В последние годы под руководством Вашего Святейшества в Русской Православной Церкви проходят реформы, укрепляющие ее внутренний канонический строй и повышающие эффективность ее миссии во внешнем мире. Это и учреждение Межсоборного присутствия, и активизация миссионерского и социального служения, и увеличение числа епархий. Через возлагаемые на меня церковные послушания эти реформы уже стали частью моей личной жизни. Ныне мне благословляется в качестве епархиального архиерея внести свою лепту в становление одной из новообразованных епархий. Пребывая в сознании своего недостоинства, с благодарностью принимаю решение Вашего Святейшества и Священного Синода об избрании меня епископом на Каменскую кафедру как волю Божию о себе.