Патриарх Кирилл: Воспоминания о революционных событиях не должны служить поводом для распрей

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом: "История — очень удобная почва для идеологических спекуляций, создания выгодных мифов — как национальных, так и антинациональных. При работе с историей так легко уйти в лукавую трактовку, даже в мелочах. Но для честного человека ложь и лукавство немыслимы. Как же быть? Стремиться быть добросовестным при работе с фактами. Избегать домыслов. Особенно домыслов, которые не просто являются фальшивкой, но еще и способны ранить огромное количество людей, как это произошло с еще не вышедшим на экраны, но уже ставшим печально известным фильмом".далее...

23 декабря 2015 г.

Рассечь небеса…

В понедельник, 21 декабря, на территории Благовещенского сельского поселения в местечке Пустынька состоялось освящение часовни в честь преподобного Макария Желтоводского и Унженского.

Место выбрано не случайно. Много столетий назад здесь находилась Макариевская-Богоявленская-Луховская, иначе Красногорская-Болдырева мужская пустынь. Это был первый не только в районе, но и на большую округу мужской монастырь, основанный преподобным Макарием.
фотоальбом


Службу в честь открытия часовни и освящение православной святыньки провели иеромонах Неофит, и.о.наместника Николо-Тихонова монастыря с.Тимирязево, иерей Евгений Галкин, настоятель Успенского и Воскресенского храмов в п. Лух, благочинный Лухского благочиния, игумен Киприан, священнослужитель Богоявленской церкви с. Худынского, иерей Владимир, настоятель Успенской церкви с. Порздни.
На торжественное мероприятие прибыли глава Лухского района Н.И. Смуров, главы администраций сельских поселений, а также руководители организаций и предприятий района.
Несмотря на дождливую погоду, присутствовать на историческом событии желающих было много. В этом есть особый символический смысл. Эта часовня – есть зримое воплощение тех идей, которые решили воссоздать члены краеведческого общества района и вокруг которых объединились активные общественники и православные луховчане.
«Проведена колоссальная работа, - говорит С.А. Лёзов, председатель краеведческого общества. - Были заняты множество людей, потрачено немало времени на переговоры и согласования, но это стоило того. Несмотря на все трудности, часовня возведена в сжатые сроки – менее чем за полгода. Это уникальный опыт для всех, кто принимал в этом участие».
Слова благодарности за проявленную инициативу в деле восстановления истории нашего края сказал Н.И. Смуров, глава Лухского района. Николай Иванович отметил насколько важно и необходимо знать свою историю, передавать её из поколения в поколение. Это важная веха в жизни каждого православного человека.
«Здесь была первая пустынь, основанная преподобным Макарием Унженским чудотворцем в начале пятнадцатого века. Он ушёл из Печерского Нижегородского монастыря для уединения и безмолвия.
Как гласит предание, «долго ходил он по болотам и лесам, пока не вышел к реке, называемой Луг, и, выбрав место, построил хижину. Здесь он стал жить один в безмолвии и молитве». Но долго таиться от людей ему не удалось: скоро о Макарии узнали жители окрестных деревень и городов и стали приходить к нему за наставлениями и духовной помощью, а некоторые, хотевшие уйти от мира, со временем и поселялись рядом с ним. Когда набралось достаточно братии, образовался монастырь, а еще немного времени спустя начали строить храм во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа и завершили его во многом благодаря стараниям преподобного отца Макария, - рассказывает иерей Евгений Галкин. - Прошло несколько лет, и, как прежде, святому стал в тягость почёт, к тому же миряне, во множестве приходившие к нему за советом, нарушали его безмолвие. Не терпя такой жизни, назначив игумена старшим, преподобный втайне от всех покинул монастырь. Снова странствовал он лесами. Место, в котором он остановился, называлось Желтые Воды и находилось на восточном берегу Волги, рядом с небольшим озером. Местность эта очень приглянулась Макарию. Здесь он жил в маленькой келье, трудясь в одиночестве и непрестанно молясь Богу.
То был старинный русский город на берегу реки Унжи. Городок в то время был очень небольшой и окружали его редкие села. Когда сюда пришел преподобный, все жители с радостью встретили его: они были наслышаны о святости старца и готовы были тут же воздать ему всевозможные почести. Но Макарий желал лишь безмолвия и одиночества, он сразу стал расспрашивать о пустынном месте, где мог бы поселиться. Ему показали место в пятнадцати верстах от города, недалеко от реки, на берегу лесного озера. Там на поляне преподобный поставил крест, рядом построил келью. Это было в 1439 году, а немного времени спустя благоволением Божиим опять образовалась обитель. И так жил Макарий, по своему обычаю дни и ночи служа Богу молитвами и постническими трудами и, кроме того, даром исцеления, который он получил в последние годы жизни».
Потом, в этой местности была построена Владимирская церковь в селе Болдырево, и пустынь стала называться Болдыревой. В деревянной церкви, построенной в 1716 году, был престол в честь Владимирской Божией Матери. А в 1770 году здесь уже стояла каменная церковь с каменною колокольней и с престолом в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. А затем, согласно историческим сведениям, в 1865 году здесь уже была построена другая каменная церковь с тремя престолами: в честь Владимирской Божией Матери, преподобных Антония и Феодосия Печерских и в честь Всех Святых. Церковь была обнесена деревянной оградой, и при ней располагалось кладбище. Этот храм был разрушен в советский период.
«Сегодня здесь произошло знаковое событие. Благодаря усилиям иерея Евгения, многим православным луховчанам сделан первый шаг к восстановлению исторической ценности нашего государства. Так же, как и много лет назад, когда-то Макарий начинал с малого – построил место уединения, затем «случилась» церковь, далее образовался монастырь… Сейчас мы повторяем историю. И я уверен, что спустя годы здесь вновь засверкают купола и зазвучит колокольный звон. Рассечены небеса… Это благоговейное место будет местом почитания преподобного Макария Унженского. Всем желаю здоровья, мира и долгие лета», - сказал наместник отец Неофит.

Вера в святую силу
Преподобный Макарий оставил неизгладимый след в истории нашего района. Его имя напрямую связано и с историей села Худынского, в котором стоит церковь Богоявления. Датируется она 1841 годом. Но старожилы утверждают, что на территории кладбища ране была деревянная церковь. Но такая информация в истории отсутствует. (Совсем недавно, когда на территории кладбища шли работы по благоустройству, в земле была обнаружена кладка из красного кирпича. Предполагают, что именно на этом месте и стояла первая церковь. Сейчас это место обнесено деревянной оградой. Поставлен поклонный крест. Прим. авт. 2015 года).
Как гласит легенда, Макарий оказался в нашем селе Худынском совершенно случайно и «не откуда». Местное население грубо приняло странника, жители не поняли благого намерения старца. Его убожеский вид вызвал у селян пренебрежение. Не стал святой человек докучать людям, тем более таким недобрым. Он лишь сказал им: «Худые вы люди, и место у вас худое», сел на камень и переплыл реку на то самое местечко «Пустыньку». Смысл сказанных слов отразился, как считают многие, на названии села.
Со временем люди поняли, что за человек их посещал. Место, от которого Макарий переплывал на камне, стало для селян святым. Сюда постоянно приходят не только местное население, но и много паломников из других городов и сёл России. Они молятся и верят в святую силу преподобного Макария.
Прожил Макарий 95 лет, из них 80 лет – в монашестве, скончался 25 июля 1444 года. Местное почитание памяти преподобного Макария Желтоводского началось вскоре после его преставления. В 1610 году его имя было занесено в святцы и назначено повсеместное празднование его памяти 25июля/7 августа.
Мощи преподобного покоятся в Макариево-Унженском Троицком монастыре близ города Макарьева под Костромой, в Свято-Троицком соборе, построенном в 1669 году игуменом Митрофаном, будущим святителем Воронежским. Там же находится келейная икона Смоленской Божией Матери, принадлежавшая преподобному Макарию. За монастырем, на пригорке, сохранился в часовне колодец, выкопанный его руками.

Елена Кошокина