Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода в связи с 1030-летием Крещения Руси

Ныне вся Полнота Церкви нашей чествует святого равноапостольного великого князя Владимира и с благодарностью вспоминает, как 1030 лет назад трудами сего богоизбранного и сильного духом мужа свершилось поворотное событие в истории славянских народов. Всеблагим действием Духа Святого князь обратился от языческих заблуждений, уверовал в Единородного Сына Божия Иисуса Христа и, приняв вместе со своими соратниками святое Крещение, принес на Русь спасительный свет Евангелия.

20 ноября 2013 г.

Собор Архистратига Михаила

Святое Писание начинает свое Боговдохновенное повествование такими словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). Святоотеческое понимание этих слов объясняет под небом, сотворенным Богом, ангельский горний мир – тех, кто был создан Творцом прежде всякой твари и прежде создания видимого мира. Ангелы торжествовали, прославляя своего Господа, когда Бог полагал основание Вселенной. Радость Ангелов о сотворенном Богом мире выражает главный смысл их бытийного предназначения. Служить Богу и людям – высшая радость для Ангелов. По неизреченной Своей милости Господь дарует нам в услужение сих чистейших духов, и они совершают свое непрестанное служение грешному человечеству на протяжении всей мировой истории. Через них Творец являет Свою Божественную волю всему роду человеческому. Их Господь призывает к соработничеству в деле спасения падшего всеродного Адама.
Они имеют разные служения и составляют собой ангельскую иерархию. В Священном Писании упоминаются Престолы, Начальства, Власти, Господства, Силы, Архангелы, Ангелы, Херувимы, Серафимы. В самом имени Ангелов раскрывается радостная тайна их служения. Каждый из них наделен особым дарованием, выражаемом в том имени, коим Господь их почтил.
В центре Богосветлого ангельского лика сияет молниевидной красотой и силой военачальник (по-гречески архистратиг) Небесных Сил бесплотных Архангел Михаил. «Кто, как Бог» - означает его имя. Это суть его служения своему Господу. Ибо когда денница, светлейший из Ангелов, увидел, что получил все дары, какие только есть у Бога, то захотел независимо от Него быть, как Бог, и совратил часть ангелов на восстание против Творца. Тогда встал среди неба Архистратиг Михаил и воскликнул: «Кто, как Бог? Никто, как Бог!», исповедуя свою всецелую любовь пред единым и непостижимым в Своей щедрости и бесконечной любви Господом. Он громогласно воззвал ко всем Небесным Силам: «Станем добре, станем со страхом, вонмем!» Эти слова, ставшие частью Божественной Литургии, стали вечным призывом ко всем, кто Божий, сделать свой выбор и стать на сторону Божественного воинства.
Тот, который был светлее всех, из-за гордости, снедаемый завистью, стал чернее всех. И с тех пор между Богом и сатаной никогда не было и не может быть перемирия, «…ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6:14-15). И война эта продолжается и в истории, и в душах человеческих. И чем ближе человечество приближается к своему историческому завершению, тем яростней и неистовей становится сопротивление духов злобы.
Зло умело использует и меняет разные личины, но в какие бы одежды оно ни рядилось и какие бы многочисленные и победоносные позиции ни занимало бы в этом мире, абсолютно известно одно, что с того момента, когда Архистратиг Михаил обнажил свой духовный меч – добро всегда сильнее зла. Как бы ни складывались обстоятельства – истина крепче лжи, любовь побеждает ненависть, жизнь одолевает смерть. Станем добре! Станем со страхом Божиим! На этой войне мы не одни. С нами Бог, сонмы святых, «мириады мириад» воинств небесных. Святые Ангелы, коих Господь посылает на помощь, прикасаются к нам, охраняя нас от зла и направляя к добру.